Важным моментом в работах ученого было и резкое осуждение
Насилия над ребенком, стремления взрослых жестко управлять его
Поведением и направлять его интересы. Августин утверждал, что
Волевая активность направляется только Богом, причем это
Управление производится при помощи самосознания, т. е. осозна-
Ния человеком своих возможностей и стремлений.
Такой путь саморазвития был описан и самим Августином в
его ≪Исповеди≫, полной глубоких размышлений об отношении
Личности к другим людям. Эта работа стала путеводной нитью
Для интроспективной психологии последующих веков, так как в
Ней впервые говорилось о познавательной активности души, не-
Зависимой от тела, но использующей его в качестве орудия, и до-
Казывалась непогрешимость внутреннего опыта. Показав колли-
Зии становления личности, Августин в этой работе создал в евро-
пейской культуре традицию ≪исповедей≫ как сочинений, воссоз-
Дающих процесс осмысления индивидом своей жизни и стремле-
Ния к самосовершенствованию.
Исследование вопроса о взаимоотношении веры и разума в
Душе человека было продолжено в работах Иоанна Скота Эриу-
Гены (810-877).
Отстаивая значение разума, Эриугена в своем трактате ≪О бо-
жественном предопределении≫ доказывал, что знание, добытое че-
Ловеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем боже-
Ственное откровение. На этом основании и построены его доказа-
Тельства свободы, обретаемой человеком в процессе научной дея-
Тельности. Этот трактат, так же как и последующие работы Эриу-
Гены, был осужден церковными соборами, однако получил из-
Вестность и послужил отправной точкой для последующих поко-
Лений ученых.
Доказывая тот факт, что общее предшествует единичному,
Эриугена фактически воспроизвел аргументацию Платона и за-
Ложил основы дискуссии о происхождении универсалий. С его
точки зрения, так как ≪общее≫ предшествует вещам, то, следова-
тельно, оно содержит их сущность, предназначение. ≪Общее≫ Эриу-
гены - это ≪душа≫ Платона или общее понятие в языке. Именно
Поэтому его позиция считается одной из первых концепций реа-
Лизма в науке.
Большое значение, которое придавал Эриугена разуму, нашло
Отражение и в его концепции развития человека. Он писал о том,
Что человек как особый мир в своем становлении проходит те же
Стадии, что и мир большой. Однако в отличие от биогенетического
Закона, устанавливавшего соответствие природного в мире и чело-
Веке, Эриугена связывает три ступени в развитии человека с эта-
пами развития познания, называя их разум, рассудок, внутреннее
Чувство.
Значительное влияние на развитие науки того времени оказал и
Известный французский ученый Пьер Абеляр (1079-1142). Он учил-
ся и преподавал в Парижском университете, а впоследствии в силу
Личных причин стал аббатом крупного монастыря, соединив та-
Ким образом в своей теории концептуализма достижения и ограни-
Ченность как светской, так и религиозной мысли своего времени.
О его жизни, учении у Росцелина и Гильома, его любви к Элоизе и
становлении как мыслителя рассказано в книге ≪История моих бед-
ствий≫, ставшей одной из первых светских книг-размышлений.
Большое значение для развития схоластики и логики имела ра-
бота Абеляра ≪Да и нет≫, в которой он развертывал картину диа-
Лектического суждения, логически обосновывая и опровергая раз-
Личные суждения.
В теории концептуализма Абеляр возвратился к забытой в то
Время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо раз-
Личать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в от-
Личие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраня-
Ется в мыслях людей. Он склоняется к идее реализма Платона о
том, что это значение - концепт слова - есть сущность предмета и
Существовало до него в божественном уме как образец для реаль-
Ности.
Интерес представляет и концепция развития нравственности и
Самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что крите-
Рий нравственности - это согласие с собственной совестью. Зна-
Чит, этот критерий субъективен, а потому внешней оценки дейст-
Вий человека быть не может, во всяком случае, она не важнее, чем
Его оценка самого себя. В этих вопросах позиция Абеляра сходна
Со взглядами Эпикура и Лукреция, которые также отстаивали
Субъективный, личностный критерий нравственности. Различие в