Смотре. И наконец, разумную часть души он отождествляет с возни-

Цей, который ищет правильный путь и направляет по нему колес-

Ницу, управляя движением коней. В описании души Платон при-

Держивается четких, черно-белых критериев, доказывая, что есть

Плохие и хорошие части души, причем разумная часть для него

Является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и стра-

Стная - плохими, более низкими частями.

В другом диалоге Платон, описывая душу, сравнивает ее со ста-

Дом овец, которое охраняется собаками и пастухом. При этом вож-

Делеющая душа, естественно, подобна бессмысленным овцам, ко-

Торые, побуждаемые своими влечениями, могут забрести куда по-

Пало и погибнуть. Страстная душа, подобно собаке, старается ох-

Ранить человека от заблуждений, но она может быть эффективной

Только в том случае, если слушается команды пастуха, т. е. разума.

Платон писал о том, что в практической деятельности человека

Успех его поступков всецело зависит от сознания того, каков этот

Поступок, каков его смысл, и без разумного понимания невозможно

Ни жить, ни действовать. Знание также гарантирует от ошибок, заб-

Луждений, связанных с путаницей того, что такое хорошо и что

Такое плохо: только тот, кто приобрел знание, осуществляемое в

Понятиях, гарантирован от того, чтобы вещи, различные по суще-

Ству, в силу их случайных свойств и второстепенных сходств счи-

Тать тождественными.

Таким образом, Платон впервые представил душу не как цело-

Стную организацию, но как определенную структуру, испытываю-

Щую давление противоположных тенденций, конфликтующих мо-

Тивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые не

Всегда можно примирить при помощи разума. При этом возмож-

Ность такого примирения, как уже говорилось выше, Платон с го-

Дами оценивал как более вероятную, хотя мысли о противоборстве

Добра и зла, страстей и разума в душе человека всегда оставались

Для него важнейшими. Эта идея Платона о внутреннем конфликте

Души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

Исследуя познавательные процессы, Платон рассматривал не-

Сколько стадий в формировании знаний, говоря об ощущении,

Памяти и мышлении, причем он первым среди ученых заговорил о

памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал ей

определение ≪отпечаток перстня на воске≫ и считал ее одним из

Важнейших этапов в процессе познания окружающего. Важная

Роль памяти связана и с тем, что сам процесс познания у Платона

Представал в виде припоминания того, что душа знала в своей

Космической жизни, но забыла при вселении в тело. Память он

Считал хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осоз-

Нанных в данный момент.

Идея Платона о знании как припоминании давала возможность

Соотнести взаимоотношения чувственного и рационального в душе

Человека. Это положение Платон наиболее полно развернул в диа-

логе ≪Менон≫, в котором, показывая, как знание математики актуа-

Лизируется в душе мальчика-раба, доказывал, что это знание всегда

В нем было, но только под влиянием беседы актуализировалось в

Осознанное понятие.

Однако, несмотря на такое внимание к памяти, Платон считал

Ее, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их

Мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мыш-

Ления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сок-

Рат. Платон развивал идеи Сократа, доказывал, что мышление есть

Диалог души с собой, т.е., по сути, мышление он отождествлял с

Внутренней речью. Соединяя эти психические процессы между со-

Бой, Платон фактически впервые поставил вопрос о сходстве и раз-

Личии их развития и об их генетических корнях. Именно эти вопро-

Сы со временем стали центральными для психологии и приобре-

Тали новые аспекты на протяжении веков, особенно с начала экспе-

Риментального изучения мышления и речи в XX в.

Не меньшее значение для психологии имел и тот факт, что в

Основе системы обучения Платона лежал принцип передачи знаний

путем образования понятий. Анализируя процесс актуализации

Знаний, Платон впервые пришел к исследованию генезиса понятий,

Пытаясь установить основные этапы их формирования. С этого

Времени в психологии исследовалось главным образом развитие

Вербального мышления, которое до начала XX в. считалось основ-

Ным (и единственным) видом мышления. Тогда же появилось по-

Наши рекомендации