Смотре. И наконец, разумную часть души он отождествляет с возни-
Цей, который ищет правильный путь и направляет по нему колес-
Ницу, управляя движением коней. В описании души Платон при-
Держивается четких, черно-белых критериев, доказывая, что есть
Плохие и хорошие части души, причем разумная часть для него
Является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и стра-
Стная - плохими, более низкими частями.
В другом диалоге Платон, описывая душу, сравнивает ее со ста-
Дом овец, которое охраняется собаками и пастухом. При этом вож-
Делеющая душа, естественно, подобна бессмысленным овцам, ко-
Торые, побуждаемые своими влечениями, могут забрести куда по-
Пало и погибнуть. Страстная душа, подобно собаке, старается ох-
Ранить человека от заблуждений, но она может быть эффективной
Только в том случае, если слушается команды пастуха, т. е. разума.
Платон писал о том, что в практической деятельности человека
Успех его поступков всецело зависит от сознания того, каков этот
Поступок, каков его смысл, и без разумного понимания невозможно
Ни жить, ни действовать. Знание также гарантирует от ошибок, заб-
Луждений, связанных с путаницей того, что такое хорошо и что
Такое плохо: только тот, кто приобрел знание, осуществляемое в
Понятиях, гарантирован от того, чтобы вещи, различные по суще-
Ству, в силу их случайных свойств и второстепенных сходств счи-
Тать тождественными.
Таким образом, Платон впервые представил душу не как цело-
Стную организацию, но как определенную структуру, испытываю-
Щую давление противоположных тенденций, конфликтующих мо-
Тивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые не
Всегда можно примирить при помощи разума. При этом возмож-
Ность такого примирения, как уже говорилось выше, Платон с го-
Дами оценивал как более вероятную, хотя мысли о противоборстве
Добра и зла, страстей и разума в душе человека всегда оставались
Для него важнейшими. Эта идея Платона о внутреннем конфликте
Души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.
Исследуя познавательные процессы, Платон рассматривал не-
Сколько стадий в формировании знаний, говоря об ощущении,
Памяти и мышлении, причем он первым среди ученых заговорил о
памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал ей
определение ≪отпечаток перстня на воске≫ и считал ее одним из
Важнейших этапов в процессе познания окружающего. Важная
Роль памяти связана и с тем, что сам процесс познания у Платона
Представал в виде припоминания того, что душа знала в своей
Космической жизни, но забыла при вселении в тело. Память он
Считал хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осоз-
Нанных в данный момент.
Идея Платона о знании как припоминании давала возможность
Соотнести взаимоотношения чувственного и рационального в душе
Человека. Это положение Платон наиболее полно развернул в диа-
логе ≪Менон≫, в котором, показывая, как знание математики актуа-
Лизируется в душе мальчика-раба, доказывал, что это знание всегда
В нем было, но только под влиянием беседы актуализировалось в
Осознанное понятие.
Однако, несмотря на такое внимание к памяти, Платон считал
Ее, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их
Мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мыш-
Ления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сок-
Рат. Платон развивал идеи Сократа, доказывал, что мышление есть
Диалог души с собой, т.е., по сути, мышление он отождествлял с
Внутренней речью. Соединяя эти психические процессы между со-
Бой, Платон фактически впервые поставил вопрос о сходстве и раз-
Личии их развития и об их генетических корнях. Именно эти вопро-
Сы со временем стали центральными для психологии и приобре-
Тали новые аспекты на протяжении веков, особенно с начала экспе-
Риментального изучения мышления и речи в XX в.
Не меньшее значение для психологии имел и тот факт, что в
Основе системы обучения Платона лежал принцип передачи знаний
путем образования понятий. Анализируя процесс актуализации
Знаний, Платон впервые пришел к исследованию генезиса понятий,
Пытаясь установить основные этапы их формирования. С этого
Времени в психологии исследовалось главным образом развитие
Вербального мышления, которое до начала XX в. считалось основ-
Ным (и единственным) видом мышления. Тогда же появилось по-