Что ученый должен принимать активное участие в общественной

Жизни, не уклоняясь от своего долга. С этой точки зрения - выпол-

Нения долга, просвещения, обращения к знаниям - Платон рас-

Сматривал и свою Академию. Однако его идеальные устремления

Были оторваны от реальной действительности. Разочарование в

Обществе, в окружающем омрачило последние годы жизни Пла-

Тона, хотя он был окружен множеством учеников и последователей,

В числе которых был выдающийся ученый Аристотель. В то же

Время жизненный опыт несколько смягчил его негативную пози-

Цию по отношению к реальности, сделав, по словам того же

В.Соловьева, его идеализм более практическим, направленным на

Поиск путей совершенствования мира.

В построении своей теории Платон опирался как на идеи Со-

Крата, так и на некоторые положения пифагорейцев, в частности

На их понимание числа как основы мирового порядка и гармонии.

Над воротами Академии Платона было написано: ≪Не знающий

геометрии да не войдет сюда≫.

Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую

Человека и космос, Платон пришел к объективному идеализму.

В его всеобъемлющей теории изучались проблемы познания мира

человека, его связи с обществом, вопросы государственного уст-

Ройства и способы оптимального взаимодействия личности и госу-

Дарства.

В окружающем мире он выделял бытие - душу и небытие - мате-

Рию, которая ничто без души. Он считал, что окружающие предме-

Ты являются результатом соединения души, идеи с неодушевленной

Материей. Душа, по его мнению, не только идея, но и цель вещи.

Платон полагал, что существует идеальный мир, в котором распо-

Ложены души или идеи вещей, т. е. те совершенные образцы, кото-

Рые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство

Образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стре-

Миться быть похожими, соответствовать им. Таким образом, душа

Становится не только идеей, но и целью реальной вещи. В прин-

Ципе идея Платона есть общее понятие, слово, которого нет в ре-

Альной жизни и отображением которого являются все вещи, вхо-

Дящие в это понятие, означаемые данным словом. Так, не сущест-

Вует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей пред-

ставляет собой определенную вариацию понятия ≪человек≫.

Так как понятие неизменно, то и идея или душа, с точки зрения

Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Не менее важной

Для Платона была связь души с этикой, так как он считал, что ду-

Ша человека отличается от души животного тем, что является не

Только источником активности, но и хранительницей его разума и

Нравственности. Таким образом, впервые в психологии появилась

Идея о качественном (а не только количественном) отличии души

Человека от души других живых существ. При этом, вслед за Сокра-

Том, Платон утверждал, что это отличие в содержании души связа-

Но с существованием в ней этических категорий, которые человек

Постигает разумом.

Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно

Побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал

Против теории детерминизма Демокрита, утверждая возможность

Свободы человека, свободы его разумного поведения. По Плато-

Ну, разум не только позволяет понять, где добро и где зло, но и

Помогает выстраивать поведение в соответствии с этим знанием.

Этим человек отличается от животного, поведение которого побу-

Ждается страстями, не осмысливается и потому непроизвольно и

Несвободно. Так в психологии появилась важная мысль о том, что

Свобода человека, возможность произвольного поведения связаны

С необходимостью осмысления этого поведения, его причин, т.е.

Разум и является основой, гарантией этой свободы.

И разум, и страсти входят в содержание души, которая, по мне-

Нию Платона, состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и

Разумной. Он ввел этический критерий, по которому делил душу

На части, так как вожделеющая и страстная части души должны

Подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение

Нравственным.

В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряжен-

Ной двумя конями. Черный конь - вожделеющая душа - не слушает

Приказов и нуждается в постоянной узде, так как стремится пере-

Вернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь - благо-

родный (страстная душа), хотя и старается идти своей дорогой; он

Также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном при-

Наши рекомендации