Тема 2. Психологическая помощь детям с нарушениями психического развития

Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными и приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер. Понятия компенсации, коррекции, абилитации, реабилитации, адаптации как категории специальной психологии.

Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения.

Цели и принципы консультативно-коррекционной помощи лицам с нарушениями психического развития.Основы профилактики психическогодизонтогенеза. Психопрофилактика отклонений в развитии личности у детей с разными формами психическогодизонтогенеза.

Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.

Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных нарушений в структуре дизонтогенеза.

Темы семинарских занятий

Тема 1. Специальная психология как отрасль психологической теории и практики: ее гуманистический и социальный смыслы

Тема 2. Понятие "нарушенное развитие" в современной СП

Тема 3. Закономерности нарушенного развития

Тема 4. Принципы специальной психологии

Тема 5. Проблема интеллектуальной недостаточности на современном этапе развития СП

Тема 6. Проблема психического развития при дизонтогениях по дефицитарному типу и при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения

Тема 7. Проблема сложных недостатков развития на современном этапе развития СП

Тема 8. Психодиагностика нарушений психического развития

Тема 9. Психологическая помощь детям с нарушениями психического развития

3.3. Тематика заданий для самостоятельной работы

1. Подготовить рефераты на предложенные темы.

2. Законспектировать статью В.И. Лубовского об общих и специфических закономерностях аномального развития.

3. Составить таблицу "Различия в становлении познавательной деятельности при ОИН и ЗПР".

4. Подготовить методику психолого-педагогического обследования детей раннего возраста (проф. Е.А. Стребелева);

5. Подготовить комплекс патопсихологических методик для обследования детей старшего дошкольного возраста (проф. И.А.Коробейников);

6. Составить методику психолого-педагогического обследования детей младшего школьного возраста;

7. Решить комплекс практических задач по специальной психологии.

Примерный список вопросов к экзамену

1. Предмет, объект специальной психологии, ее теоретические и практические задачи.

2. История возникновения и развития специальной психологии.

3. Структура современной специальной психологии,ее междисциплинарные связи.

4. Понятие психического дизонтогенеза, его факторы.

5. Параметры и типология психическогодизонтогенеза.

6. Л.С. Выготский о структуре аномального развития психики.

7. Общие и специфические закономерности аномального развития (В.И. Лубовский).

8. Умственная отсталость - причины, формы и степени.

9. Характеристика познавательной сферы ребенка с общим интеллектуальным недоразвитием.

10. Особенности развития эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости.

11. Особенности деятельности лиц с ОИН.

12. Особенности социально-психологической адаптации лиц с ОИН.

13. Типология задержанного развития (по К.С.Лебединской).

14. Психологическая характеристика детей с ЗПР.

15. Особенности школьной адаптации детей с ЗПР.

16. Причины и психологическая характеристика поврежденного развития.

17. Особенности психического развития при разных формах патологии речи.

18. Социально-психологические проблемы лиц с речевыми нарушениями.

19. Психологическая характеристика лиц с нарушениями слуха.

20. Психологическая характеристика лиц с нарушениями зрения.

21. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями функций слуха и зрения.

22. Психологическая характеристика лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

23. Социально-психологические проблемы лиц с последствиями синдрома ДЦП.

24. Синдром раннего детского аутизма: причины, характеристика особенностей психического развития и социально-психологической адаптации.

25. Особенности личности детей и подростков с дисгармоническимдизонтогенезом, проблемы социально-психологической адаптации.

26. Социально-психологическая депривация как фактор нарушений процесса формирования личности и поведения.

27. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) как фактор трудностей развития.

28. Психологическая характеристика детей со сложными формами психическогодизонтогенеза.

29. Социально-психологическе проблемы лиц с сочетанными нарушениями слуха и зрения.

30. Общие принципы диагностики психическогодизонтогенеза.

31. Место и задачи психологического обследования в комплексной диагностике отклоняющегося развития.

32. Типология методов психологического изучения лиц с нарушениями развития.

33. Анамнестический метод как средство психологического изучения психического дизонтогенеза.

34. Метод беседы в психологическом обследовании ребенка (подростка) с нарушенным развитием.

35. Тестирование как психодиагностический метод в специальной психологии.

36. Требования к методу эксперимента в практике диагностики психического дизонтогенеза.

37. Наблюдение как метод изучения особенностей проявления психического дизонтогенеза.

38. Соотношение качественного и количественного анализа психодиагностической информации при изучении психического дизонтогенеза.

39. Проблема дифференциации различных форм психическогодизонтогенеза (В.И.Лубовский).

40. Критерии дифференциальной психодиагностики ОИН, ЗПР и общего недоразвития речи.

41. Цели и принципы консультативно-коррекционной помощи лицам с нарушениями психического развития.

42. Психопрофилактика нарушений развития: принципы и формы организации.

43. Психологические проблемы организации помощи лицам разных возрастов с нарушениями развития.

44. Психопрофилактика отклонений в развитии личности у детей с разными формами психическогодизонтогенеза.

45. ПМПК (психолого-медико-педагогические консультации и комиссии) - как форма организации помощи детям и подросткам с нарушениями развития.

46. Роль знаний по специальной психологии для профессиональной подготовки психолога.

Наши рекомендации