Его развитие и методологические

ИСТОРИЯ

Психологии

Рекомендовано

Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению

и специальностям психологии

4-е издание, стереотипное

Москва

ACADEMA

УДК 15(075.8)

ББК88.1я73

М29

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО А. Г. Асмолов;

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии

Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина

Марцинковская Т.Д.

М29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве-

дений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр ≪Академия≫,

2004. - 544 с.

ISBN 5-7695-1994-0

В учебном пособии раскрываются общие закономерности и характеризуются этапы формирования предмета психологической науки, показаны динамика и логика развития психологических концепций, дана панорама различных взглядов на законы, управляющие поведением человека и процессом познания им внешнего мира, законы становления его личности. История психологической науки раскрывается в контексте общей истории культуры. Впервые предлагается обзор состояния отечественной психологии в конце XIX - начале XX в.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно всем читателям, интересующимся проблемами психологии и истории науки.

УДК 15(075.8)

ББК88.1я73

c Марцинковская Т.Д., 2001

ISBN 5-7695-1994-0c Издательский центр ≪Академия≫, 2001

Предисловие

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей

проблематики. В основу предлагаемого учебника положен курс лекций, читаемых автором на протяжении десятилетия в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном психолого-педагогическом институте.

Значение предлагаемого курса заключается в том, что содержание этого предмета по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности. Прочитав книгу, читатели по-новому осмыслят понятие ≪прогресс≫. Понимание прогресса в том смысле, что новое знание качественно лучше, чем старое, возможно в технике, но не в гуманитарной науке. Действительно, в настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов и философов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников.

Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в

настоящее время. Читатели узнают о сложном пути, пройденном психологией в поисках новых, все более полных и объективных знаний о психическом, о тех проблемах, которые были разрешены, и тех, которые еще требуют своего разрешения.

Некоторые вопросы получили в книге нетрадиционное толкование, в частности анализ развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии стало возможным только после того, как предмет и методологический

аппарат психологии были определены и отрефлексированы уче-

ными. Анализ, проведенный учеными, так же как и критика психо-

логии со стороны позитивизма, стимулировал ее ориентацию на

естественные науки, невозможные без эксперимента. Современное

понимание синтетического характера психологии, ее связи с гума-

нитарными и естественными науками, особое положение психоло-

гии в системе научного знания доказывают необходимость более

точной периодизации ее развития, учитывающей и становление ее

предмета, и формирование психологии как учебной дисциплины.

Новизна подхода к изложению материала отразилась и в том,

что история психологии включена в историю культуры. Некото-

рые разделы иллюстрируют связь психологических теорий с мен-

тальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в

которой жили и работали ученые, с их идеалами и ценностными

ориентациями. В книге впервые дан детальный обзор состояния

отечественной психологии XIX-XX вв. Такая целостная картина

помогает понять, каким образом одновременно появляются сход-

ные концепции, впоследствии связанные в единую теорию (напри-

мер, периферическую теорию эмоций Джеймса-Ланге). Стано-

вятся понятны и различия во взглядах немецких, английских, рос-

сийских психологов, вытекающие из особенностей национальной

культуры и ментальности ученых.

Понимание того факта, что психология не едина, что в ней нет

одного-единственного, правильного и окончательного решения

всех проблем, создаст у читателей установку на перенос получен-

ных знаний в собственную научную и практическую деятельность,

поможет более объективно разобраться в многообразии научных

школ и течений, которые существуют в современной психологи-

ческой науке.

Автор стремился создать у читателей представление о процессе

творчества, об открытиях и сомнениях ученых, доказать, что ис-

тория психологии - это не гербарий из засушенных и не имеющих

практической пользы понятий, но система живых знаний, в кото-

рой отражено биение мысли и сердец ученых. Эти знания помо-

гают тем, кто в наше время создает теории, разрабатывает методы

диагностики и терапии. Ведь выработать собственную позицию,

создать новое невозможно без психологической культуры, без зна-

ний, собранных нашими предшественниками, т. е. без того, что и

является содержанием курса истории психологии.

Моему учителю - Михаилу Григорьевичу

Ярошевскому посвящается

Глава 1

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ,

Этапы развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э.,

т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее

содержания и функций. В этот период представления о душе ос-

новывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и

первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с

определенными живыми существами (тотемами).

Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до

н. э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а

потому он получил условное название философского периода.

Также несколько условно устанавливается и его длительность - до

появления первой психологической школы (ассоцианизма) и оп-

ределения собственно психологической терминологии, отличаю-

щейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, есте-

ственной практически для любого исторического исследования,

возникают некоторые разночтения при установлении временных

границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной пси-

хологической науки связывают со школой В.Вундта, т.е. с нача-

лом развития экспериментальной психологии. Однако психологи-

ческая наука определилась как самостоятельная значительно рань-

ше, с осознания независимости своего предмета, уникальности

своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и

естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние

(поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное поло-

жение психологии было зафиксировано и с появлением ее как пред-

мета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в.

Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как

самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середи-

не XIX в. становление экспериментальной психологии.

Но в любом случае необходимо признать, что время существо-

вания психологии как самостоятельной науки значительно меньше,

чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот

период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психо-

логическая наука претерпела существенные изменения. Изменя-

лись и предмет психологии, и содержание психологических иссле-

дований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

На протяжении длительного времени предметом психологии

была душа (см. табл. 1), однако в разное время в это понятие

вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа по-

нималась как первооснова тела, по аналогии с понятием ≪архе≫ -

первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит

все сущее. При этом главной функцией души считалось придание

телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов,

тело является инертной массой, которую приводит в движение

именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и

направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека.

Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким об-

разом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов

познания, которое в скором времени стало одной из важнейших

проблем психологической науки.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде

всего для богословия (см. табл. 1), что существенно сужало возмож-

ности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет

психологической науки не изменился, фактически в область ис-

следования в то время входило изучение видов активности тела и

особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление

считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной,

а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни

не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма

и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

Таблица 1

Этап и

Время

Донаучный,

до VIIVI

вв. до н.э.

Философ-

ский, VII—VI вв. до

н.э. - конец

XVIII-на-

чало XIX в.

Ассоциани-

стическая

психология,

конец

XVIII-на-

чало XIX в. -

середина

XIX в.

Предмет психоло-

гии, его содержание

Душа - без раскры-

тия ее конкретного

содержания и

функций

Антич-

ная

психо-

логия

Психо-

логия

Средне-

вековья

Психо-

логия

Возрож-

дения и

Нового

времени

Душа-

источник

активности

тела, обла-

дает функ-

циями по-

знания и

регуляции

поведения

Душа, ис-

следование

видов ак-

тивности

тела и осо-

бенностей

познания,

прежде все-

го чувствен-

ного позна-

ния мира

Сознание -

его содер-

жание и

пути его

формиро-

вания

Сознание, состоя-

щее из ощущений,

представлений и

чувств. Таким обра-

зом, предмет психо-

логии - прежде все-

го познавательные

процессы, а также

(в конце этого пе-

риода) поведение

Методы исследо-

Вания психики

Нет

Специальных ме-

тодов нет, исполь-

зуются методы

других наук - фи-

лософии, медици-

ны, математики -

при исследовании

содержания и

функций души

Появление собст-

венно психологи-

ческого метода -

интроспекции

Интроспекция и

частично логика -

методы индукции,

дедукции,анализа

и т. д.

Интроспекция,

логика, начало ис-

пользования мето-

дов естественных

наук, в частности

метода проб и

ошибок (при фор-

мировании пове-

дения)

Основные

Достижения

Общее представле-

ние об охранитель-

ной и активной роли

души

Определение основ-

ных проблем психо-

логии, связанных с

исследованием по-

знания, активности

тела, способов регу-

ляции поведения и

пределов свободы

человека

Развитие психофи-

зических исследова-

ний и первых работ

по психологии масс

Развитие рационали-

стического и сенсуа-

листического (эмпи-

рического) подхода

к психике, появление

первых теорий эмо-

ций и теории рефлек-

са, а также первой

попытки ввести в

предмет психологии

бессознательное

Появление первой

психологической шко-

лы, новых подходов к

предмету и методам

психологии, концеп-

ции об адаптацион-

ной функции психи-

ки, развитие теории

рефлекса, естественно-

научного подхода к

изучению психики,

дальнейшее развитие

концепций бессозна-

тельного

Продолжение таблицы

Этап и

Время

Эксперимен-

тальная

психология,

середина

XIX - нача-

ло XX в.

Методоло-

гический

кризис и

разделение

психологии

на отдель-

ные школы,

10-30-е го-

ды XX в.

Дальнейшее

развитие

психоло-

гических

школ, 40-

60-е годы

XX в.

Предмет психоло-

гии, его содержание

Элементы психики,

отождествляемой

главным образом с

сознанием, их связи

и законы

Появление несколь-

ких предметов пси-

хологии. Вначале -

элементы психики

(структурализм),

функции психики,

≪поток сознания≫

(функционализм).

Затем - глубинные

структуры психики

(глубинная психо-

логия), поведение

(бихевиоризм),

структуры психики

(гештальтпсихоло-

гия), высшие психи-

ческие функции и

деятельность (со-

ветская психология)

Появление новых

направлений, для

которых предмет

психологии связы-

вается с внутренней

сущностью лично-

сти (гуманистиче-

ская, экзистенци-

альная психология),

познавательными

процессами, разви-

тием интеллекта и

этапов переработки

информации (гене-

тическая и когни-

тивная психология)

Методы исследо-

Вания психики

Эксперименталь-

ный метод, а также

интроспекция и

анализ результатов

творческой дея-

тельности как че-

ловека, так и на-

рода в целом,по-

явление первых

тестов

Появление новых

методов, важней-

шие из которых -

психоанализ и

проективные мето-

ды (глубинная

психология), экспе-

риментальное изу-

чение процесса

научения, формиро-

вание связи между

стимулом и реак-

цией (бихевиоризм),

экспериментальное

исследование по-

знавательных про-

цессов и потреб-

ностей (гештальт-

психология), инст-

рументальный ме-

тод (советская пси-

хология)

Появление опрос-

ников, новых экс-

периментальных

методов изучения

интеллекта, в том

числе и искусст-

венного интеллекта

Основные

Достижения

Появление экспери-

ментальной психо-

логии, первых тео-

рий ≪психологии на-

родов≫, новых дан-

ных о психических

процессах (прежде

всего памяти). По-

явление новых под-

ходов к психологии,

первых симптомов

методологического

кризиса

Появление первых

концепций лично-

сти, теории созна-

ния, в том числе и

измененного созна-

ния, теорий науче-

ния и развивающего

обучения, творче-

ского мышления.

Появление первых

экспериментальных

исследований лич-

ности, введение в ее

исследование куль-

туры и социального

окружения как но-

вых парадигм. Раз-

витие отраслей пси-

хологии

Дальнейшее разви-

тие теоретических

концепций в русле

основных проблем

психологии,разви-

тие и совершенство-

вание психотерапев-

тических технологий

Окончание таблицы

Этап и

Время

Современная

психология,

60-е годы -

конец XX в.

Предмет психоло-

гии, его содержание

Развитие предмета

психологии в рам-

ках отдельных пси-

хологических школ

Методы исследо-

Вания психики

Совершенствование

методов экспери-

ментального иссле-

дования психики,

появление разно-

образных диагно-

стических методик

Основные

Достижения

Появление тенден-

ции к объединению,

синтезу наиболее

значительных до-

стижений отдельных

школ

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от

диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период ан-

тичности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е.

основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема

предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это

время еще было невозможно полностью отказаться от богословско-

го подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой

предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и

путях его формирования. Это позволило отделить предмет психо-

логии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. факти-

ческим предметом психологии стали познавательные процессы, в

то время как поведение, а также эмоциональные процессы, лич-

ность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение

области исследования на первых порах имело и положительное

значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возмож-

ность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и

экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в

самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область иссле-

дования от предмета философии. С другой стороны, такой подход

начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к се-

редине XIX в. он был пересмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции

Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера и других исследователей, психо-

логия не только отошла от философии, идентифицировав себя с

естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, вы-

ведя его, как сказал И. М. Сеченов, ≪из поля сознания в поле пове-

дения≫. Таким образом, кроме познавательных процессов в пред-

мет психологии были включены поведение и эмоциональные про-

цессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не при-

вело еще к появлению новых методов исследования психики, так

как до 80-х годов XIX в. ведущей остается интроспекция.

Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением

экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психоло-

гию не только самостоятельной, но и объективной, эксперимен-

тальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе кото-

рого и выстраивал свою модель психологии В.Вундт, не мог уже

объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распростра-

нен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний,

творческой активности человека. Ограниченным было и приме-

нение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психо-

логии в начале XX в.

Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы

исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время

(структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуще-

ствовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не

существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать

психология. Так начался период исканий психологии, адекватной

новой ситуации и требованиям времени, который получил назва-

ние периода методологического кризиса (см. табл. 1).

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому,

что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на не-

сколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и

свой метод исследования того, что понималось данным психоло-

гическим направлением под психикой. Так, в психологии появля-

ются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология,

марксистская психология, а также такие школы, как французская

социологическая, или понимающая, психология (см. табл. 1).

Во второй половине XX в. возникают новые школы и направ-

ления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемо-

логическая) психология, а также когнитивная психология, которая

сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в

XX в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, мож-

но сказать, что с середины XX в. психология вступила в совре-

менный нам этап своего развития, для которого характерно уже

не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Развитие психологии

Исследования многих ученых показали, что на развитие психо-

логии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий

из них - логика развития психологических знаний - связан с измене-

нием ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с разви-

тием принципов и категориального строя психологии. Уже из

этого краткого описания становится понятным, что этот фактор

достаточно объективен и поддается научному изучению. Два других

фактора более субъективны, их невозможно исследовать так же

строго и получить однозначные ответы. Это - социальная ситуа-

ция развития науки и особенности личности конкретного ученого.

Влияние социальной ситуации заключается в том, что общест-

венные, исторические условия, культурное и политическое окруже-

ние воздействуют как на содержание научных концепций, так и на

их распространение, помогают развитию научных школ и направ-

лений или затрудняют его. Естественно, что это влияние осущест-

вляется опосредованно, через социальную перцепцию, т.е. через

особенности восприятия и понимания этих социокультурных усло-

вий учеными, научным сообществом в целом.

Социальная ситуация может повлиять на развитие науки не-

сколькими путями. Во-первых, она создает условия для возникно-

вения той или иной концепции. Например, проведение реформ в

60-х годах XIX в. в России, подъем национального самосознания

способствовали появлению первых психологических концепций

ментальности, или, как их тогда называли, концепций ≪психологии

национального характера≫. Тот факт, что эти концепции возникли

не только в России, но и в Германии (теории Лацаруса, Штейнта-

ля, Вундта), также является доказательством влияния социальной

ситуации, ибо это был период роста национального самосознания

не только в России, но и в Германии, заканчивавшей свое объеди-

нение.

С социальной ситуацией во многом связано и появление в XVIII в.

первой развернутой теории способностей, анализирующей роль

биологических и социальных факторов в их происхождении и

развитии. Концепция способностей, сформулированная Гельвеци-

ем, своим появлением обязана доминирующим идеям Просвеще-

ния: все люди рождаются равными, а разница в их социальном

положении и реальных достижениях в жизни связана с разным

обучением, разным уровнем просвещения. Неудивительно, что на

этом фоне появляется психологическая теория, которая, практиче-

ски отождествляя способности с уровнем выполнения конкретной

деятельности, доказывает, что врожденных способностей нет, а их

формирование происходит в процессе обучения.

Как было сказано выше, социальная ситуация влияет и на при-

нятие (либо отторжение) той или иной теории. Созвучность науч-

ных концепций ожиданиям общества способствует не только их

распространению, но и привлечению наиболее способных, целе-

устремленных молодых исследователей к работе над этими теория-

ми. Таким образом, именно в русле определенного подхода и про-

исходят наиболее ценные открытия, находки, которые придают

ему еще большее значение. Так, в середине XIX в. в России ожи-

дания скорейших изменений в идеалах и системе ценностей как

общества в целом, так и конкретного человека привели к тому, что

из двух подходов к построению психологии был выбран предло-

женный И.М.Сеченовым, а не К.Д.Кавелиным. Это произошло

потому, что именно теория Сеченова, впервые описанная им в

работе ≪Рефлексы головного мозга≫, связывала психологию с по-

пулярной в то время и многообещающей физиологией, тогда как

Кавелин основывал ее на философии, не имевшей объективных ме-

тодов исследования. Не менее важным было и убеждение Сечено-

ва в том, что формирование личности происходит при жизни че-

ловека, что его идеалы, стремления, ценности закладываются в

процессе воспитания, а следовательно, при правильном воспита-

нии новое поколение станет совершенно другим, лучшим. Каве-

лин, напротив, связывая нравственность и идеалы человека с ук-

ладом, культурой, языком того общества, в котором он живет, не

предсказывал быстрых изменений. Именно поэтому его позиция

не получила одобрения и была забыта. Но те же взгляды, осно-

ванные на том, что в первую очередь надо рассмотреть не поведе-

ние, но духовные свойства, стремления и нравственные ценности

человека, высказанные почти через 20 лет В. С. Соловьевым уже в

другой социальной ситуации, нашли и понимание и поддержку

общества.

Точно так же после Первой мировой войны, показавшей, ка-

ким антирациональным и жестоким может быть человек, получи-

ли более широкое распространение взгляды З.Фрейда, которые

до этого времени рассматривались главным образом в русле кли-

нической психологии.

Не меньшее значение имеет и другой фактор - личность ученого,

творца той или иной психологической теории, его ценностные ори-

ентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности обще-

ния с коллегами, принадлежность к определенной научной школе

и т.д. Принадлежность к научной школе может помочь ученому,

особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет и

необходимую информацию, и простор для дискуссий, оппониро-

вания, и некоторую защиту от критики. Однако мнение коллег,

выработанный общими усилиями подход к решению проблем мо-

гут стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая твор-

ческую активность либо из боязни вступить в противоречие с

коллегами, либо из-за догматического пристрастия к высказан-

ному единожды мнению.

Таким же препятствием на пути создания новой теории может

стать и недостаток упорства или уверенности в себе, особенно в

том случае, если новая концепция встречает противодействие или

непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая нетерпи-

мость 3. Фрейда явились причиной его конфликта с последовате-

лями, отхода от него и его теории даже близких учеников. Но в то

же время именно эти качества во многом позволили ему создать

эту теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой крити-

ки и неприятия со стороны многих психологов.

Анализ личности ученого, его биографии дает возможность по-

нять, каким образом происходит выбор научных задач, как он

ведет борьбу за свои убеждения с невежественностью или отчуж-

дением окружающих, сможет ли противостоять общественному

мнению и просто бытовым неурядицам. Таким образом, этот

фактор раскрывает внутренние перипетии творческой деятельно-

сти, а иногда и душевной драмы ученого. В этом плане интерес-

ным может быть и анализ жизни, ≪богатой яркими фактами ак-

тивной научной борьбы, как, например, жизнь Дж. Бруно, и жизнь

в борьбе, не принимающей форм выраженной активности, но тем

более напряженной мысли, как жизнь Р.Декарта или О.Конта,

или даже жизнь размеренная, даже бедная по выражению актив-

ности, но интересная по преднамеренности, законченности ее

плана и напряжении в его выполнении, как жизнь Г. Спенсера≫

(Г. Г. Шпет).

Однако несмотря на важность социальной ситуации и лично-

сти ученого, ведущим фактором все же является логика развития

психологической науки. Этот фактор тесно связан с развитием

принципов психологии, изменением ее предмета и методов иссле-

дования психики.

Кроме изменения предмета, о чем говорилось выше, изменя-

лись и основные принципы психологии и ее связи с другими нау-

ками. Начиная с VII-VI вв. до н.э. она была ориентирована пре-

жде всего на философию, и уровень развития философских знаний

главным образом влиял на психологию и проблемы, которые пе-

ред ней стояли. Так, в III в. до н.э. произошло изменение фило-

софских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказа-

лись не общие законы природы или общества, а человек, хотя и

рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально от-

личающийся от других живых существ. Это привело к появлению

новых проблем и в психологии, возникновению вопросов о при-

роде особенности психики человека, содержании его души - к тому,

что на долгое время главным вопросом стал вопрос не столько о

психике вообще, сколько о психике человека.

Многое связывало в то время психологию также с математи-

кой, биологией, медициной и педагогикой. Уже Пифагор показал

значение математики для психологии. Платон доказывал, что без

математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни

философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики

на психологию несколько ослабело, однако в Новое время прак-

тически все ученые снова подчеркивали ее значение, а Лейбниц

даже стремился раскрыть первоэлементы психики, ≪монады≫, на

которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая

душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и ин-

тегральным исчислением.

С этого времени математика играла неизменно большую роль

в психологии, становясь одним из важнейших факторов ее пре-

вращения в объективную науку (возможность математической об-

работки полученного материала), а иногда и значимым парамет-

ром психического развития как такового (например, развития ло-

гического мышления).

Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который

был по образования биолог и врач, одними из первых связали пси-

хологию с естествознанием. Эта связь упрочилась в период элли-

низма в работах Галена, а в средневековый период в исследовани-

ях многих арабских мыслителей, которые являлись не только фи-

лософами и психологами, но и врачами, - Ибн Сины, Ибн аль-

Хайсама и др.

В XIX в., после открытий Ч.Дарвина, развития его эволюцион-

ной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь

этих двух наук еще более окрепла. Работы Г.Фехнера, Г. Гельм-

гольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший

материал для психологических исследований, но и послужили осно-

вой для становления многих областей психологии - психометрии,

дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической

психологии. Таким образом, с середины прошлого века психология

в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована

именно на биологические, естественные науки, а не на философию.

Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в антично-

сти, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. На-

чиная с этого времени проблемы педагогики, требования педаго-

гической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих

на психологическую проблематику.

Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками

привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная

она наука или гуманитарная и что должно являться ее методоло-

гией - биология или философия. Анализ развития психологии по-

казывает, что уникальность и ценность ее как науки заключаются

именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как

естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гу-

манитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравст-

венного развития, становления мировоззрения, ценностных ориен-

тации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу,

подход к материалу и его обработке психология заимствует у есте-

ствознания, в то время как подход к интерпретации полученного

материала, методологические принципы - у философии.

Выделяют три важнейших методологических принципа психо-

логии: детерминизма, системности и развития.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические яв-

ления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все,

что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая

может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему воз-

никло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объяснять-

ся разными основаниями, и в истории психологии существует не-

сколько подходов к их объяснению.

В античности уже существовало понимание того, что все про-

цессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые

заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий за-

кон, Логос, который определяет, что должно произойти с челове-

ком, с природой в целом. Гераклит писал: ≪Даже солнце не может

нарушить Логос...≫ Таким образом, все происходящее в природе

и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы

не всегда можем найти эту причину. Демокрит, который разрабо-

тал развернутую концепцию детерминизма, писал, что ≪люди вы-

думали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение

управлять≫.

Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию

детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его

влияние на разумную часть души, на процесс нравственного разви-

тия человека. При этом они ввели понятие целевого детерминизма,

считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон

соединял с идей или общим понятием, отражающим суть вещи.

Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в пси-

хике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта

цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи

и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механистического де-

терминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяс-

нить исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи-

ческом объяснении поведения человека, которо

Наши рекомендации