Тема 1.3 Уровни и стили общения
97. Физическое, метрическое расстояние между партнерами, на котором осуществляется взаимодействие; но не столько меры, сколько те отношения, которые складываются между субъектами общения – это:
o дистанционная позиция
o дистанция
o профессиональная позиция
98. Сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту и своей роли в образовательном процессе, к своим воспитанникам и коллегам как субъектам совместной деятельности (А.А. Лобанов) – это:
o личностное отношение
o дистанционная позиция
o профессиональная позиция
99. Педагог увлечен самим процессом изложения учебного материала считает, что информация интересна и понятна учащимся как и ему, все могут ее усвоить и применить – это профессиональная позиция:
o педагог с позицией невмешательства
o педагог как источник полезной и нужной информации
o педагог как старший товарищ, мудрый и заботливый друг и наставник
100. Поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия – это:
o уровень общения
o социальная роль
o поведенческий стиль
101. Партнеры проявляют желание видеть руг друга, разговаривать, задавать вопросы, делиться сокровенными мыслями, делать что-то важное, испытывают тревогу при нарушении контактов и винят себя в этом – это проявление уровня общения:
o конвенциональный
o деловой
¤ духовный
102. В ситуации утренней встречи в лифте соседей по дому разворачивается диалог: «Доброе утро!» – «Здравствуйте, хорошая погода». – «Да, приятно выйти из дому». – «До свидания» – это проявление уровня общения:
o конвенциональный
o деловой
o примитивный
103. Физически крепкий подросток подошел к слабому сверстнику и бесцеремонно потребовал у него отдать деньги, но получив грубый отказ и угрозу физической расправы, представил свое хамство как шутку – это проявление уровня общения:
o игровой
o примитивный
o манипулятивный
104. Кто является автором классификации стилей общения, включающей общение на основе высоких профессиональных установок, деловое общение, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение–устрашение, общение-заигрывание:
o К. Левин
o А.А. Лобанов
o В.А. Кан-Калик
105. Определите расстояния в интимной дистанции общения:
o 15-46 см
o o менее 15 см
o o 0-70 см
106. Определите расстояния в личной дистанции общения:
¤ 45-75 см
o 15-45 см
o 50-120 см
107. Определите расстояния в социальной дистанции общения:
o 75-200 см
o 120-400 см
o 2-7 метров
108. Процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга – это:
o взаимопонимание
o межличностная перцепция
o психологический контакт
109. Субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности – это:
o межличностные отношения
o межличностная перцепция
o партнерство
110. Индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей – это:
o индивидуальный стиль
o стереотипы поведения
o стиль общения
111. Присущая данному человеку система психологических приемов и способов деятельности с учетом природных, индивидных и личностных характеристик – это:
o индивидуальный стиль
o стиль общения
o коммуникативные действия
112. Т. Е. Аргентова выделила три стиля общения в совместной деятельности:
o гибкий, жесткий, мягкий
o гибкий, ригидный и переходный (промежуточный)
o активный, ригидный, промежуточный
113. Главное отличие партнерского стиля общения от непартнерского стиля:
o умение и желание учитывать позиции, мнения, оценки партнера
o различие ценностных установок партнеров
o субординации в отношениях
114. Педагог единолично решает все вопросы по деятельности учащихся, определяет цели взаимодействия, исходя из собственных установок, субъективно оценивает результаты – это стиль руководства:
o авторитетный
o единоличный
o авторитарный
115. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащихся во взаимодействии, поощряет их контакты, творчество и инициативу – это стиль руководства:
o демократический
o творческий
o стимулирующий
116. Педагог реализует тактику невмешательства, минимально включается в совместную деятельность, снимает с себя ответственность за результаты – это стиль руководства:
o безразличный
o безответственный
o либеральный стиль
117. По степени вмешательства в деятельность и поведение человека, характеру избираемых средств воздействия и преследуемых целей выделяются стили:
o гибкий, ригидный, переходный
o альтруистический, манипуляторскuй, миссионерский
o авторитарный, демократический, либеральный
118. Педагог проявляет активность, воспитательную целенаправленность, гуманность и осторожность в избираемых средствах воздействия, главная его цель – благо другого человека, осуществляет помощь в достижении целей другого – это стиль общения:
o гуманистический
o альтруистический
o ценностный
119. Педагог нарушает доверительность отношений, главный движущий мотив – достижение собственных целей при всестороннем использовании средств воздействия, давления и принуждения – это стиль общения:
o манипуляторский
o эгоистический
o авторитарный
120. Педагог соблюдает значительную дистанцию с партнерами, проявляет уважительное, осторожное влияние (чаще невмешательство) в дела и суждения партнера, ненавязчивые советы, воздействие личным примером – это стиль общения:
o демократический
o миссионерский
o попустительский
121. Педагог провозглашает достоинства, которых еще не успел проявить воспитанник, но, в наличии которых у педагога нет сомнений; использует фразу «Ты же такой ...» – это операция:
o «авансирование»
o « положительное подкрепление»
o «Ты-сообщение»
122. Педагог при проявлении слабых сторон личности воспитанника провозглашает некоторое его достоинство, которое выступает его возмещением, объясняет и частично оправдывает эту слабую сторону, используются фразы «Зато он (у него) ...» – это операция:
o «компенсирование»
o «авансирование»
o «положительное подкрепление»
123. Педагог оглашает свое самочувствие, состояние или мысли по поводу происходящего либо случившегося факта как определенного явления жизни – это операция:
o «Я-сообщение»
o «Ты-сообщение»
o «Мы-сообщение»
124. Педагог, поддерживая ребенка в его проявлениях, сообщает что это свойственно и ему (педагогу); используются фразы «Я тоже...», «Мне тоже...», «У меня тоже...» – это операция:
o «положительное подкрепление»
o «присоединение»
o «Мы-сообщение»
125. Конкретный выбор стиля общения определяется обстоятельствами:
þ мировоззрение собеседника и положение в обществе
o настроением коммуникатора
o временными параметрами
o ситуация, в которой осуществляется коммуникация
o статус и личностные особенности собеседника
126. Выделяются следующие коммуникативные стили:
o открытие себя
o реализация себя
o замыкание на себе
o защита себя
o «торговля за себя» («продающие» себя)
o «признающие себя»
o презентация себя
127. К содержательным характеристикам стиля относятся:
o тип темперамента личности
o доминирующая мотивация личности
o возрастные особенности личности
o специальные способности к сопереживанию и пониманию других людей
o уровень собственного достоинства
o направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействий на людей
128. Определите характеристики стилей общения:
гибкий | характеризуется недостаточностью анализа своего поведения и поведения партнера, плохим самообладанием, неадекватной самооценкой |
ригидный | отличается быстрой ориентацией в ситуации взаимодействия, пониманием подтекста общения, умением управлять своим эмоциональным состоянием и обстановкой общения |
129. Установите соответствие названий и характеристик уровней общения:
макроуровень | выражается в том, что человек общается с другими людьми соответственно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям |
мезауровень | акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие и др.) |
микроуровень | общение в пределах содержательной темы. одноразовое или многоразовое |
130. Определите характеристики ролей, реализуемых в общении:
формальная роль | линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции |
межличностная роль | линия поведения, которую человек выстраивает в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между ними отношений |
индивидуальная роль | поведение, которое выстраивает человек в соответствие со своими ожиданиями |
131. Определите характеристики ролей, реализуемых в общении:
социальная роль | линии поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений |
внутригрупповая роль | нормативно одобренное, ожидаемое окружающими людьми поведение человека в определенных обстоятельствах |
актуальная роль | комбинация различных социальных ролей в конкретной ситуации |
132. Установите соответствие названий и характеристик дистанций общения:
Интимная дистанция | человек выбирает для общения к большой группе людей, когда не нуждается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на сцене), удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории |
личная дистанция | человек разрешает проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним |
социальная зона | происходит обмен информацией, опытом, разделяет людей, находящихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках |
публичная зона | человек выбирает в общении с посторонними людьми |
133. А.Б. Добрович выделил 7 уровней общения и расположил их в последовательности от низших к высшим:
1. примитивный
конвенциональный
манипулятивный
стандартизированный
духовный
игровой
деловой