Учащихся начальной профессиональной школы
С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.
Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.
Формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности, рассматриваемой как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека.
Основными средствами формирования профессионального самоопределения учащихся в системе начальной профессиональной школы являются:
1) профессиональное просвещение;
2) профессиональная консультация;
3) профессиональный отбор, профессиональный подбор;
4) профессиональная адаптация;
5) профессиональные способности.
1. Профессиональное просвещение условно подразделяется на две формы — профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Профессиональная информация призвана ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями. Учащихся знакомят с содержанием труда, условиями материальной и социальной среды, оплатой, режимом труда и отдыха, перспективами развития данной профессии, формами и сроками обучения, возможностями должностного и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки. Профинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную, но и активно-воспитательную функцию, поэтому важное место в их проведении занимают не просто сообщения информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них.
Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит рабочих кадров либо на которых ожидается расширение приема. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке должна способствовать формированию положительного отношения к проблемам выбора профессии, к активизации у юношей и девушек стремления к освоению профессий современного производства.
Эффективность профинформационной работы зависит от качества и формы подачи сведений о профессии. Во избежание ошибок необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к профессиональной информации. Она должна быть:
а) всесторонней (в сводке знаний о профессии следует обратить внимание на все стороны профессиональной деятельности. Особый упор при этом сделать на перспективах роста в данной профессии, показать наличие творческих моментов в труде);
б) достоверной (сведения о профессиях необходимо получать из достоверных источников, в качестве которых используются: документация соответствующих подразделений предприятия, беседы со специалистами, данные психологического анализа деятельности);
в) объективной (совершенно недопустимым является рекламирование тех или иных сторон, приписывание ей несуществующих достоинств. Рассогласование «желаемого» и «действительного» в конечном счете может привести к чувству неудовлетворенности и к смене профессии.
При проведении профессиональной пропаганды необходимо учитывать, что чрезмерное рекламирование отдельных профессий может привести к своеобразным «ножницам» в системе ценностных ориентации молодежи. Проявления этого могут быть следующими:
1) с одной стороны, чрезмерная пропаганда одних профессий по сравнению с другими порождает у лиц, занятых в других профессиональных сферах, чувство незначимости, ненужности своей профессии для общества;
2) с другой стороны, рекламирование определенных специальностей вызывает увеличение притока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями выбора профессии в этом случае являются мотивы престижности, внешней привлекательности профессий.
При организации работы по профессиональной информации важно учитывать то обстоятельство, что привлекательность профессии есть явление во многом субъективное. Существуют характеристики профессии, относительно стабильные и не претерпевающие существенных изменений в зависимости от конкретного предприятия. Это в основном содержательная сторона профессии, ее социально-экономические элементы, требования, предъявляемые к психофизиологическим и психологическим характеристикам человека. Условия материальной среды, характер взаимоотношений в коллективе и некоторые другие особенности рабочей ситуации на разных предприятиях могут иметь свою специфику (продавцы в разных магазинах). В связи с этим у молодых рабочих часто наблюдается отождествление представления о профессии с представлением о конкретном месте работы. Отрицательное отношение работника к одной какой-либо характеристике может привести к переносу этого отношения на всю профессию в целом. Поэтому при проведении профпропагандистской работы необходимо главное внимание уделять ознакомлению с содержательными сторонами профессии, подчеркивая различие между характеристиками профессии вообще и конкретного рабочего места в частности.
Большая роль в профпросвещении принадлежит внеурочной работе: кружкам, экскурсиям на предприятия, встречам со специалистами соответствующего профиля, сопровождающимся беседами, рассказами, лекциями.
2. Профессиональная консультация направлена на оказание психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также в преодолении трудностей профессиональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общего и специального образования и подготовки. При проведении консультации учитывают также потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т. п. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.
Выделяют три основные функции профконсультации: информационную, диагностическую, прогнозную.
Информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях. В этом аспекте профконсультация тесно смыкается с профессиональной информацией.
Диагностическая функция предполагает определение уровня развития основных физиологических и психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы: медицинскую и психологическую.
Медицинская консультация всегда должна предшествовать психологической. Медицинская профконсультация предполагает прежде всего освидетельствование всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, костно-мышечной и т. д.), а также уровня функционирования анализаторов.
Психологическая профконсультация строится на основе следующих положений:
1) принципа активности субъекта профессиональной деятельности. Это положение указывает на активность субъекта, реализующуюся при выполнении им хотя бы двух следующих требований: во-первых, консультируемый должен испытывать потребность в получении помощи и информации от психолога-профконсультанта; во-вторых, он должен самостоятельно принимать решение о способах преодоления проблем профессионального становления, консультант же только помогает ему осознать свои интересы и способности и выработать сценарий профессионального развития;
2) принципа комплексного подхода к субъекту профессионального становления. Согласно этому принципу должны исследоваться различные по сложности психические свойства и их взаимосвязи. Психодиагностическое обследование проводится на трех уровнях: личностно-мо-тивационном — уровне исследования мотивов, склонностей и интересов, а также некоторых личностных свойств (экстраверсия — интроверсия, эмоциональные особенности, коммуникативные способности); уровне познавательных способностей, т. е. исследования меры выраженности различных свойств и видов внимания, памяти, мышления, воображения, представления и др.; уровне нейро- и психодинамических свойств, т. е. изучения свойств нервной системы и особенностей темперамента;
3) принципа добровольности участия в консультировании. Недопустимо любое принуждение к тестированию и анкетированию в целях выяснения интересов и профессиональных намерений без согласия человека. Такое обследование, особенно если оно проводится с большим количеством людей, может привести к получению заведомо ложных результатов, т. к. в условиях принудительного обследования данные подобной диагностики значимо различаются с данными, полученными при добровольном обследовании;
4) принципа индивидуального подхода. Следует подходить к каждой личности индивидуально и в процессе диагностики и консультирования исходить из ее интересов и склонностей. Другими словами, в первую очередь проводится диагностика тех познавательных способностей и свойств личности, которые необходимы для профессии. Только в случае значительного несоответствия способностей личности и требований профессии возможен поиск другого варианта на основе диагностики основных познавательных способностей (мнемонических, мыслительных, аттенционных, имажитивных и др.). Психолог при этом должен исходить из интересов консультируемого, не навязывая ему своих суждений и оценок, а содействуя осознанию им собственных интересов и способностей, адекватному выбору профессии.
5) принципа персональной ответственности. В соответствии с ним психолог несет персональную ответственность за правильность постановки психологического диагноза, адекватность используемых диагностических методов и коррекционных мероприятий [14].
Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором профессии и места работы, путей самореализации личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а также с профессиональной реабилитацией работников, частично утративших трудоспособность.
Все основные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы:
• профилактику профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодых специалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессионального самоопределения;
• оперативную помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью, профессиональным банкротством, а также пассивностью и беспомощностью, внутренними препятствиями, мешающими выбрать профессиональное учебное заведение или получить место работы и сохранить его за собой.
Важным принципом консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.
Для компетентного проведения консультации психолог должен разбираться в современном мире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференциальной психологии, владеть методами психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.
3. Профессиональный отбор и подбор - две формы профориентации, сущность которых заключается в рекомендации человеку конкретной профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности — с другой.
В психологической литературе существует несколько точек зрения по поводу того, являются ли указанные формы тождественными или нет.
Наиболее популярно рассмотрение профотбора и профподбора как двух последовательных стадий процесса определения профессиональной пригодности человека.
Профессиональный отбор — форма прогностической трудовой экспертизы, нацеленная на определение профессиональной пригодности освидетельствуемого к определенной профессии. Если задача профессиональной консультации помочь человеку найти наиболее подходящую для него (с учетом здоровья, интересов и способностей) профессию, то цель профессионального отбора не допустить к подготовке по некоторым профессиям, а тем более к работе по ним лиц, имеющих для этого противопоказания.
Противопоказания к обучению или к работе по определенной профессии — это заболевания и особенности организма или личности, которые либо снижают качество обучения или работы по данной профессии в данных условиях ниже допустимого уровня, либо приводят к ухудшению состояния здоровья. Различают абсолютные и относительные противопоказания. Водитель любого транспорта не может быть слепым или глухим —это наиболее отчетливый пример абсолютных противопоказаний. Плохая механическая память для мастера — относительное противопоказание, т. к., во-первых, она может быть развита, а во-вторых, может компенсироваться вниманием и привычкой к записям.
Определение пригодности поступающих в профтехучилища к обучению той или иной профессии с целью их отбора и зачисления осуществляют: врачебная комиссия — в отношении здоровья; приемная комиссия училища — по возрасту, полу, образованию, трудоспособности и желанию поступающего получить избранную им профессию; мастера производственного обучения и преподаватели — по психологическому соответствию той или иной профессии способностей, склонностей и стремлений, проявляемых учащимся в процессе обучения.
Если здоровье, возраст, образование и общая трудоспособность определяются по более или менее объективным данным, то желание, склонности и стремления — только по заявлению самого поступающего, не всегда соответствующему действительности, потому что мотивы его решения во многих случаях не выясняются, а его общие способности и соответствие их избранной профессии выявляются лишь в процессе обучения. Методики психологического отбора контингента учащихся для какой-либо профессии в профтехучилищах пока еще нет, хотя она крайне необходима для многих профессий. Поэтому существующая система профессионального отбора по соответствию психики поступающего в училище избранной им профессии не гарантирует от ошибок ни принимающих, ни поступающих.
Уточнение результатов профотбора, полученных при зачислении в училище, практически осуществляется уже в процессе обучения. Эту задачу приходится решать педагогам училища, и потому они непременно должны знать психологические требования своей профессии к рабочим, уметь выявлять личные качества учащихся и определять их соответствие требованиям производства, чтобы своевременно перевести того или иного учащегося на обучение другой профессии или же принять меры к устранению присущих ему недостатков, если это окажется возможным.
Такой двухэтапный, пролонгированный профессиональный отбор, углубленный вторым его этапом — изучением учащихся в первые месяцы обучения в профтехучилище, с последующим профконсультационным заключением, если это надо, о переходе для обучения другой специальности, практически наиболее оправдывает себя.
Под профессиональным подбором понимается освидетельствование субъектов с целью оптимальной их расстановки по конкретным должностям. В этом случае оценке подвергаются уже приобретенные умения и навыки.
Итак, профотбор и профподбор можно рассматривать как две самостоятельные параллельные формы профориентации. Профотбор — выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней трудовые обязанности.
Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других.
Профессиональная пригодность — уровень соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка.
Профессиональный отбор осуществляется:
1) в профессиях, предъявляющих очень высокие требования к психофизиологическим и психологическим качествам личности. Это профессии, где любая, даже небольшая ошибка может привести к аварии или гибели людей (летчики, машинисты железнодорожных поездов, судоводители, водители спецмашин, операторы крупных производственных систем, ряд военных специальностей);
2) в профессиях, где обучение очень дорого, носит массовый характер или должно осуществляться в предельно сжатые сроки;
3) при наличии «конкурса», т. е. при превышении числа претендентов над количеством вакантных мест. Типичным примером такой ситуации является конкурсный отбор в вуз.
Содержание профориентационной работы в начальной профессиональной школе направлено на углубление профессионального самоопределения и развитие учащихся, формирование готовности к эффективному поведению на рынке труда.
Опыт теории и практики профессиональной ориентации позволяет выделить три ее этапа для молодежи, поступившей в профессиональную школу: начало учебы — «вводный» этап; период интенсивного освоения специальности — «развивающий» этап; окончание и последующее трудоустройство (либо продолжение образования) — «выпускной» этап.
Выделим типичные трудности, характерные для каждого из этапов, а также наметим задачи, которые стоят перед педагогами.
Первый этап характеризуется: 1) незавершенностью процесса профессионального самоопределения (приход в учебное заведение обусловлен случайными обстоятельствами); 2) низким качеством принятого и реализованного решения (в начале обучения обнаруживаются факты, которые не были учтены прежде); 3) плохим пониманием себя, собственных возможностей, ценностей, желаний, характера и т. д.; 4) поверхностным представлением о выбранной профессии, целях, содержании и средствах будущей профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах, вариантах и особенностях будущей трудовой занятости; 5) смутным видением (отсутствием) образовательной и профессиональной перспективы и плана освоения профессии.
В этот период решаются следующие задачи. Педагоги оказывают помощь в завершении профессионального самоопределения. Вместе с учащимися анализируют желания, возможности и значимость выбранной профессии, пытаются выяснить, почему именно эту профессию хочется осваивать, за счет чего это можно сделать, каково место и общественное и личное значение выбранной профессии. На этом же этапе уточняется принятое решение.
Ученик должен освоить способы самопознания, обнаружить «области превосходства», выявить свои профессионально важные качества, а также индивидуальные и личностные ограничители, препятствующие будущему профессиональному успеху. Ему надо помочь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости, а также обучении навыкам планирования карьеры.
Решение задач первого этапа позволяет ответить на вопрос: «Быть или не быть в этой профессии?», создать настрой на дальнейшее профессиональное обучение, обрести устойчивость и энергию для повседневных, не всегда легких и приятных учебных действий.
На втором, «развивающем», этапе происходит интенсивное освоение специальности. К числу типичных трудностей отнесем такие, как смутное представление жизненных и профессиональных целей, отсутствие развернутого плана карьеры; размытость недифференцированной позиции профессионала; отсутствие представлений о личной профессиональной траектории; несформированность ряда профессионально важных качеств (ПВК); несформированность общекультурных и деловых качеств; отсутствие профессионального мастерства.
К числу задач, которые решаются в этот период, отнесем следующие: составление развернутого плана карьеры; формирование позиции профессионала; определение личностно-ориентированных, гибких путей и способов освоения профессии и вхождения в профессиональную культуру; диагностика (самодиагностика!) профессионально важных качеств, их тренинг, формирование основ индивидуального стиля деятельности; развитие общекультурных качеств, навыков анализа, ориентировки в ситуации, саморегуляции, делового общения; формирование профессиональных знаний, навыков и умений.
Решение задач второго этапа позволяет ответить на вопрос: «Каким быть?», т. е. имеется в виду профессионализм, на который ориентируется учащийся, а также пути, способы и сроки достижения уровня мастерства.
Третий этап — период окончания и последующего трудоустройства. Здесь возникают такие трудности: неконкретность (отсутствие) плана трудоустройства (или иной формы занятости); отсутствие адаптационной готовности к поведению на рынке труда; смутное, нереалистичное представление о ситуации на рынке труда; отсутствие эффективных технологий профессиональной адаптации.
К основным задачам, которые решаются на этом этапе, можно отнести построение реалистичного плана карьеры в процессе вхождения в рынок труда; тренинг навыков адаптации на рабочем месте и в коллективе, а также навыков и способов создания собственного дела; обсуждение ситуации на современном рынке труда, формирование способов анализа ее. Важное значение имеет тренинг навыков поведения на рынке труда: освоение способов составления планов поиска, поискового письма, профессионального резюме, навыков поискового телефонного звонка, проведения собеседования с работодателем и т. д.
Решение этих задач позволяет ответить на вопрос: «Как обеспечить профессиональную реализацию?» — за счет построения плана карьеры и формирования готовности к активному поведению на рынке труда.
Поэтому решающим периодом в профессиональной ориентации учащегося является период постепенного вхождения его в избранную им профессию. Оттого, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предприятии людьми, с его новой ролью уже не учащегося, а квалифицированного рабочего, будет зависеть, как сложится его трудовой путь и отношение к своей работе. Все это определяется в значительной степени правильной организацией процесса профадаптации. Учет требований профадаптации в системе профориентации определяет в конечном счете и устойчивость выбора профессии.
4. Профессиональная адаптация— это постепенное вхождение молодого человека в условия профессионального труда, период превращения учащегося в квалифицированного рабочего. Профадаптация имеет два этапа: подготовительный и непосредственный. Подготовительный этап осуществляется в процессе профессионального обучения (в частности, производственной практики). В течение этого этапа освоения профессии учащийся изучает общетехнические и специальные предметы, овладевает конкретными навыками в учебных мастерских. Освоение теоретических основ и профессиональных навыков осуществляется в учебной группе, в общении с преподавателями и мастером. Поэтому профессиональная адаптация на данном этапе включает в себя элементы как биологической адаптации — приспособление организма к производственной среде и режиму труда, так и социально-психологической — включение новичка в систему взаимоотношений в учебной группе. От успехов и неудач учащегося, от того, как сложатся его взаимоотношения с другими членами группы, с преподавателями, с мастером, зависит усиление или потеря интереса к учебным предметам и производственным упражнениям. И все это зависит главным образом от педагогов и мастера, от того, насколько внимательны они к успехам и неудачам учащихся, к их психическим состояниям и насколько умело будут управлять ими.
Основной этап профадаптации осуществляется уже непосредственно на предприятии. Он начинается в период производственной практики на штатном рабочем месте, когда учащийся почувствует себя таким же рабочим, как и окружающие его члены того же звена, бригады, цеха, но еще не достигшим такого же, как у них, уровня квалификации, не дающим должных производительности труда и качества продукции, иногда допускающим оплошности и ошибки. Осознание своего равенства в положении и неравенства в производственной квалификации с окружающими и их отношения к нему как к «неоперившемуся птенцу» чрезвычайно осложняют процесс профессиональной адаптации на этом этапе.
Успешность или безуспешность профадаптации на данном этапе зависит от трех условий:
1) как преподаватели и мастера профтехучилища подготовят учащегося к работе на производстве по своей специальности в отношении теоретических знаний, производственных навыков и умений, вызовут ли интерес к профессии и желание работать на предприятии по освоенной специальности;
2) какие межличностные отношения сложатся у учащегося с его рабочим наставником на производстве и как эти взаимоотношения повлияют на его производственные успехи в период производственной практики на штатном рабочем месте и при самостоятельной работе по окончании обучения в училище;
3) в какой рабочий коллектив попадает учащийся и как его примут: как равноправного и полноценного члена коллектива или же как недоучку, снижающего производственные показатели звена или бригады. В зависимости от этого и будут складываться его отношения с рабочим коллективом, а в результате — успешность или безуспешность профессиональной адаптации.
Для понимания того, как протекает процесс социально-психологической адаптации, мастеру на производстве, любому руководителю необходимо знать, что представляет собой этот процесс и что может быть показателем его развития.
В процессе социально-психологической адаптации новичка на производстве можно выделить познавательный, эмоциональный и практический аспекты.
Познавательный аспект социально-психологической адаптации заключается в том, что в процессе трудовой деятельности, в процессе общения и взаимодействия с другими членами производственной группы новичок постепенно получает разнообразную информацию о своей производственной группе: 1) о групповой морали и групповых ценностях; 2) о системе деловых и личных взаимоотношений в группе; 3) о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений; 4) о групповых лидерах, их ценностных ориентациях и отношении к ним группы; 5) о статусе официального руководителя в производственной группе и отношении группы к нему и т. д.
Эта информация о группе не усваивается новичком пассивно, а соотносится с прошлым социальным опытом индивида, с имеющейся в данный момент системой ценностных ориентации и установок и определенным образом оценивается им. Если получаемая индивидом информация о группе соответствует прошлому социальному опыту новичка и системе его ценностных ориентации, положительно оценивается индивидом, то новичок начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации (отождествления) личности с группой.
Параллельно с познавательным аспектом социально-психологической адаптации развивается ее практический аспект. Новичку с первых же дней его жизни в новом коллективе приходится вступать в реальную социальную жизнь группы, в социальное взаимодействие с группой и отдельными ее членами, в систему объективных взаимоотношений в группе. От степени активности включения новичка в социальную жизнь группы также зависит протекание процесса идентификации личности с группой.
На основе получения новичком разнообразной социально-психологической информации о группе и реального участия его в социальной жизни группы развивается эмоциональный аспект социально-психологической адаптации новичка. Он проявляется в установлении устойчивых положительных взаимоотношений с товарищами, непосредственным руководителем и администрацией, в формировании относительно высокого уровня удовлетворенности этими взаимоотношениями и своей позицией в их системе. Все три аспекта социально-психологической адаптации находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.
В качестве основных показателей социально-психологической адаптации могут выступать: 1) самооценка отношения новичка к непосредственному руководителю и товарищам по работе; 2) оценка новичком отношения к нему непосредственных руководителей и товарищей по работе; 3) уровень удовлетворенности новичка характером взаимоотношений с коллективом в производственной группе; 4) оценка новичком его социально-психологической позиции в производственной группе; 5) оценка социально-психологической позиции новичка в производственной группе со стороны непосредственных руководителей и товарищей по работе. Все эти показатели могут быть получены в результате опроса как самого новичка, так и других членов коллектива.
Среди факторов, влияющих на процесс адаптации молодежи к труду, можно выделить следующие: объем знаний о профессиях, востребованных рынком труда на ближайшую и дальнюю перспективу; положительная мотивация, влияющая на формирование устойчивого интереса к труду, склонности и стремления реализовать себя в профессиональной деятельности; морально-психологическая подготовка, обеспечивающая формирование эмоционально-нравственного отношения к профессии; способность и готовность, влияющие на успешное вхождение в профессиональную-, социальную деятельность трудового коллектива.
Среди активных форм, обеспечивающих реализацию указанных факторов, успешно зарекомендовали себя на практике следующие: экскурсии, оборудование адаптационных рабочих мест, составление адаптационных программ, проведение производственной практики под руководством опытных наставников, организация трудовых объединений на производстве, направленность всех учебных дисциплин на связь с жизнью, производственным, социокультурным окружением, осуществление до профессиональной и профессиональной подготовки на широкой политехнической основе, экономическое образование и воспитание учащихся на конкретных и реальных фактах.
Важнейшим условием эффективной адаптации молодежи является система подготовки «гибкого работника», цель которой — отбор и обучение не по одной, а по двум-трем специальностям с обязательным повышением квалификации на протяжении всей трудовой деятельности. Реализации этого условия служат: обучение учащихся по индивидуальным программам и индивидуальным планам; организация профессиональных проб в различных сферах труда: «человек — человек», «человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система»; целевая профессиональная подготовка молодежи, прошедшей обучение с учетом специфики будущей деятельности и готовой выполнять работу в конкретной должности на конкретном рабочем месте, например слесаря-монтажника, слесаря-ремонтника, слесаря механосборочных работ и др.
В заключение назовем основные педагогические принципы, с помощью которых обеспечивается успешность адаптационных процессов учащихся:
• совместная деятельность, в которой учащийся выступает не как объект обучения и воспитания, а как субъект — активный участник и сотворец;
• интенсификация, достигаемая за счет интегрирования содержания подготовки к профессиональной адаптации, использования активных, инновационных методов, средств обучения и воспитания, создания вариативных программ для индивидуальной адаптации;
• перемена ролей, реализуемая на основе личностно-ролевого подхода к обучению, интенсификация профессиональной подготовки путем организации содержательного и целенаправленного обучения подростков с преподавателями, мастерами производственного обучения, специалистами трудового коллектива, родителями, в форме коллективно-группового обучения, что способствует формированию у них навыков самооценки и взаимооценки личностных качеств, самопознанию и самоопределению;
• единство формирующего и диагностического подходов с учетом индивидуализации процесса профессиональной адаптации в условиях конкретной профессиональной деятельности, что требует использования диагностики личности, результаты которой служат основанием для разработки различных вариантов адаптационных средств.
Основанием для выбора методов может служить схема построения личного профессионального плана (модифицированный вариант схемы Е. А. Климова), построенная на основе ориентировочной модели деятельности.
Схема построения личного профессионального плана включает следующие этапы:
• общую ориентировку в современной социально-экономической ситуации в обществе и представление о перспективах изменения и развития этой ситуации, позволяющее каждому рассчитывать на профессиональные и личностные перспективы с учетом особенностей данного общества;
• осознание ценности труда (нравственно-смысловая основа самоопределения), что можно считать исходным моментом формирования (развития и саморазвития) полноценного члена общества;
• выделение дальней профессиональной цели (мечты) и соотнесение ее с другими важными жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми);
• выделение системы ближних и ближайших профессиональных целей (выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а в дальнейшем — конкретной специальности и конкретных трудовых постов);
• познание выделенных целей (конкретных профессий, специальностей и трудовых постов, а также соответствующих им учебных заведений);
• общую ориентировку в мире профессионального труда (систематизированное представление о различных профессиях);
• представление о внешних препятствиях на пути к выделенным целям, позволяющее более реалистично оценивать перспективу их достижения;
• знание путей преодоления этих препятствий;
• знание внутренних препятствий на пути к выделенным целям, а также общее представление о своих возможностях и недостатках (образ реального Я);
• знание путей преодоления внутренних препятствий и подготовку к будущей профессиональной деятельности, а также общее представление о возможностях и перспективах своего развития (образ идеального Я и пути стремления к нему);
• выделение резервных вариантов профессионального и личностного самоопределения;
• первоначальную практическую реализацию намеченных планов, их постоянное совершенствование и коррекцию, что вызвано изменениями, происходящими в обществе и производстве, а также изменениями, происходящими в самом человеке.
5. Важное значение в профессиональной ориентации учащихся имеет выявление и формирование профессиональных способностей ипризвания человека.
Для развития интересов, склонностей и способностей используются профессиональные пробы (моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характер