Социально-психологические особенности личности.
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления, материальных благ.
Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.
Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.
На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.
В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.
В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.
Развитие личности обусловлено разными факторами: окружающей средой и обществом, сферой деятельности.
Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности– это специфика функционирования нервной системы, которая выражается в разнообразных характеристиках: проявление темперамента, эмоций и чувств и т. д.
Анатомо-физиологические особенности личности– характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.
Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая средаи общество.
Макросреда– общество в совокупности всех его проявлений.
Микросреда– группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.
В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
Общественно полезная деятельность– это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.
Психологическая стороналичности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний.
Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.
Мировоззренческая сторонаотражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.
Социально-психологическая сторонаотражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Брауни др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесомпредложена схема, включавшая компоненты личности и характера:
1) материя;
2) структура;
3) движущие силы.
Американский психолог Р. Кеттелуказывает на три аспекта личности:
1) интересы;
2) способности;
3) темперамент.
Л. Рубинштейнрассматривает личность в трех планах, таких как:
1) направленность (установки, интересы, потребности);
2) способности;
3) темперамент и характер.
Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности.
Анатомо-физиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.
Существуют три социально-психологических типа личности.
Пикник.Отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.
Атлетик.Общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.
Астеник.Малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.
Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.
Сангвиникинаходятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.
Флегматикамсовершенно чужда тревога. Их состояние – спокойствие, тихая удовлетворенность.
Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.
Действия холериковотличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения.
Меланхоликовотличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.
Холерики – наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.
Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.
Экстраверсияуказывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.
Интроверсияхарактеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.
Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.
Истинкты– фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.
Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.
Типы людей по доминированию инстинкта:
1) эгофильный тип– доминирует самосохранение;
2) генофильный тип– инстинкт продолжения рода;
3) альтруистический тип– инстинкт альтруизма;
4) исследовательский тип– инстинкт исследования;
5) доминантный тип– инстинкт доминирования;
6) либертофильный тип– инстинкт свободы;
7) дигнитофильный тип– инстинкт сохранения достоинства.
Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.
Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.
Движущие силы психического развития– это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Факторы психического развития– то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.
Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.
Внешнимифакторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними– биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.
Предпосылки психического развития– то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.
Внешнимипредпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними– активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.
Уровни психического развития– степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности– показатель, характеризующий способность человека.
Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.
Уровень ближайшего развития личности– показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.
Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:
1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;
2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;
3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;
4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;
5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
Развитие– всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.