УЭ 5.1. Особенности работы педагога-психолога с педагогами
Содержание заданий | Методические указания по усвоению учебного материала |
Задание 1. Повторите тему «Психологический анализ урока» | Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Педагогическая психология». |
Задание 2. Изучите содержание: Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: ВЛАДОС, 2004. 207 с. | При изучении содержания выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 3. Законспектируйте содержание статьи: Шуман С. Зачем учителю психолого-педагогическая служба // Воспитание школьников. 1991. №2. С. 16-18. | При изучении содержания выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 4.Подготовить сообщение, изучив: Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. 160 с. | При изучении содержания выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 6. Составить (подобрать) методические материалы для лектория для педагогов. | Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении УЭ 3.3.3. «Преподавание психологии в школе» |
Информационный блок.Работа с педагогами традиционно входит в сферу деятельности психолога. Однако содержание ее достаточно размыто. Дело в том, что профессии педагога и психолога при внешней похожести имеют свои принципиальные особенности. Педагоги, как профессионалы, являются частью системы народного образования, которая сама по себе достаточно ригидна и при большом количестве внешних новшеств качественно за последние десятилетия практически не изменилась. Поэтому существенная часть учителей придерживается авторитарной педагогики. К тому же не редкость для системы образования педагоги со сниженной самооценкой, повышенным чувством вины и пр.
Организовать эффективное взаимодействие с педагогами можно лишь при условии безусловного принятия их как клиентов со своими достоинствами и недостатками, имеющих право на проблемы. Только такое отношение может послужить фундаментом эффективного взаимодействия. Основной тезис этого положения сформулируем так: «Педагог имеет право на проблемы личностного характера, поэтому может не всегда эффективно работать и не прислушиваться к советам психолога». И тогда разрешится еще одна проблема, из-за которой психологи часто бывают не удовлетворены своей работой, кажущаяся неблагодарность педагогов. Педагог как клиент имеет право забыть про поддержку психолога, когда перестает в ней нуждаться.
Психологическое здоровье учащихся является основной целью психологической службы. Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи работы с педагогами:
а) содействовать сохранению психологического здоровья педагогов;
б) предоставлять педагогам возможность осуществлять свою профессиональную деятельность, не нарушая психологического здоровья учащихся и, по возможности, повышая его уровень.
Первая задача является приоритетной, поскольку основной формой педагогической деятельности является учебное взаимодействие между учителем и учеником. И педагог, имеющий те или иные нарушения психологического здоровья, может проецировать на ребенка или класс в целом собственные эмоциональные проблемы, что будет способствовать закреплению нарушений, уже имеющихся у детей. Работа по сохранению психологического здоровья педагогов сегодня является важнейшей составляющей деятельности педагога-психолога.
Для решения этих задач могут использоваться индивидуальные консультации. Однако ввиду существенной диспропорции в количестве педагогов и психологов в школах важное место занимают групповые методы работы. Их выбор предполагает опору на следующие основополагающие принципы: обеспечение эмоциональной безопасности педагогов; необходимость мотивирования педагогов к взаимодействию с психологом различными способами.
«Лесенку» методов можно представить следующим образом:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения.
2. Проблемные методы: проблемные лекции и семинары.
3. Активные методы-занятия с элементами тренинга, тренинги.
Ролевая позиция психолога включает две стороны - эмоциональную и рациональную. На эмоциональном уровне психолог оказывает педагогу соответствующую поддержку: помогает решать его собственные задачи развития, самоактуализироваться в педагогической деятельности. На рациональном - он, как человек, обладающий специальными знаниями и умениями, является медиатором, переводчиком с детского языка на взрослый, с языка родителей на язык учителей и т.п. В этом случае психолог, оказывающий эмоциональную поддержку, будет способствовать сохранению психологического здоровья педагогов, а психолог-медиатор — создавать условия для сохранения здоровья учащихся. Понятно, что такие функции выдвигают высокие требования как к личностной зрелости специалиста, так и к уровню его знаний и к опыту.
Взаимодействие психолога с администрацией образовательного учреждения. Задачи взаимодействия:
1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы, концепцией развития.
2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
Виды деятельности:
1. Психологическое консультирование администрации по актуальным проблемам
2. Информирование администрации по психологическим вопросам.
3. Совместное планирование.
4. Психологическая экспертиза образовательного процесса.
Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.