Сюжет, основанный на актуализации архетипов спасителя и победителя
В основе данного сюжета — открытое столкновение добра и зла, во время которого появляется герой и либо самостоятельно побеждает зло, либо предлагает способ, как это можно сделать. Драматизация такого сюжета характерна для мальчиков, юношей, молодых мужчин, обычно от 11 лет (реже — от 9 лет). Появление данного сюжета в сказке подростка укажет на процесс активного формирования мужественности, лидерских качеств, основой которых являются архетипы спасителя и победителя.
Герой обязательно должен проявить заботу о соотечественниках и предложить способ их спасения от зла. Если автор неосознанно ориентируется на приоритет силы, герой его сказки будет самостоятельно сражаться с врагом. Если автор «во главу угла» ставит ум, хитрость, он постарается победить зло чужими руками, хитростью или совместными действиями.
Данный сюжет всегда содержит явный конфликт. Собственно, без противостояния нет развития. Во внутреннем плане автор неосознанно разрешает имеющиеся у него противоречия, во внешнем — придумывает способы преодоления трудных ситуаций. Поэтому, встретив аналогичный сюжет в авторской сказке, мы зададим себе несколько вопросов:
1. Какой внутренний конфликт актуален для автора данной сказки?
2. В чем он проявляется во внутреннем плане?
3. В какой ситуации реальной жизни автора проявляется его внутренний конфликт?
4. С кем он конфликтует, кого хочет победить?
5. Какие способы борьбы со злом склонен использовать автор?
6. Насколько эффективны эти способы борьбы? Поразмышляем об этом, разобрав пример.
Михаил, 11 лет
В далеком царстве жил добрый волшебник, имени которого никто не знал. Он жил на скале, в прекрасном замке. Замок был сделан из нефрита. В царстве все было хорошо, люди радовались жизни.
Но в один день все переменилось. В городе началась война со злым колдуном. Город набрал огромное войско, и во главе с волшебником это войско пошло на врага.
Война длилась очень долго. Все думали, что добро проиграет.
В последний год войны волшебник собрал последние войска и отвоевал территорию своего царства. Волшебник не пошел на остальную территорию врага, потому как злой колдун сдался.
Итак, какой внутренний конфликт актуален для автора данной сказки? В сказке идет противоборство между добрым волшебником, хозяином города, и злым колдуном, претендующим на его территорию. Следовательно, кто-то покушается на территорию самого автора. Такой территорией могут быть:
— пространство его внутреннего мира (мальчик испытывает на себе деструктивное психологическое воздействие);
— его персонального пространства дома (например, приезжает пожилой родственник и его подселяют в комнату ребенка);
— территория, на которой проявляются его лидерские качества (допустим, он занимал определенное положение в классе, но появился альтернативный лидер, активно претендующий на его место).
Естественно, мальчик начинает активно сопротивляться, искать выход из создавшегося положения. В качестве способа борьбы он использует прямую ответную агрессию, идет на открытое столкновение. Вероятно, борьба в реальной жизни автора приобрела затяжной характер и у него есть ощущение подорванных сил.
Однако в финале сказки волшебник побеждает противника и обретает контроль над собственной территорией. Данный финал является указанием на то, что автор бессознательно стремится разрешить внутренний конфликт, но ему требуется помощь.
Перспективные задачи психологической работы с Михаилом:
1. Создание условий для отреагирования Михаилом внутреннего конфликта, с одной стороны, создание условий для восстановления созидательных сил Михаила, с другой. Казалось бы, это две разные задачи, но решаться они должны одновременно. Оптимальной средой для параллельного решения этих задач является песочница. Благодаря свойствам песка Михаил сможет восстановить силы; а используя миниатюрные фигурки, сможет разыграть в песочнице сцены битвы и пережить чувство победы.
2. Разбор с Михаилом конкретных ситуаций, в которых проявляется основной конфликт. Это возможно благодаря тому, что на первом этапе работы у психолога установится достаточно близкий контакт с мальчиком. В данном контексте полезно использовать технику «Шесть шляп»7.
3. Формирование «геройского набора» способов борьбы со злом. Важно разобрать с Михаилом различные способы преодоления героем трудностей и борьбы со злом, используя материал мифов и легенд о героях, народных и авторских сказок. Например, среди способов преодоления трудностей встречаются: прямая агрессия, хитрость, использование волшебных предметов, провокация, совместное решение трудностей и др. Необходимо обсудить с Михаилом каждый способ, разобрать, в каких ситуациях реальной жизни он эффективен, а в каких — нет. Главное — сформировать у Михаила понимание того, что у него есть целый арсенал способов решения проблем, и необходимо гибко использовать его в соответствии с актуальной ситуацией.
Приведем еще несколько примеров «мужских сказок», для которых интерпретация и формирование психологических задач строятся так же, как и в сказке Михаила.
Анатолий, 13 лет
Однажды давно, во времена рыцарей и королей, когда не объяснимое сейчас было объяснимо тогда, было волшебство и сказочные монеты. Вот именно в те времена жил-был рыцарь, обладавший магической силой ума, да и неплохой физической силой. Так бы и шло все хорошо в этой стране, под названием «Великий город», но однажды на них напал дракон, обладавший огромной силой и размером. Из его рта вырывались две струи, два химических вещества, которые смешиваются и образуют пламя.
Этот дракон стал пожирать сначала животных — коров, другой скот. Люди, конечно, встревожились, но делать было нечего, рыцари ходили сражаться с ним, но никто не возвращался, но это было только полбеды... другие драконы учуяли запах мяса и прилетели в эту же страну, и драконов стало уже три. И когда кончился скот, они начали пожирать людей, всех без разбору.
И вот этот рыцарь начал сражаться с ними и победил одного, посадив его в клетку. Потом второго он загнал в волшебную клетку, а третьего, самого большого, утопил в лаве.
7 Техника описана в книге Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко «Практикум по креативной терапии». СПб.: Речь, 2002. С. 222-232.
Андрей, 15 лет
Храбрый король
Жил-был один храбрый человек. Он был Королем. Его отец выбрал в качестве наследника именно его, а не других сыновей. Все люди удивлялись, почему король выбрал именно этого сына. Ведь он был не очень умен и силен.
Король умер, а сын стал править королевством. Другие сыновья либо уехали в другие страны, либо умерли.
Однажды в это королевство прилетел дракон. В этом королевстве было много золота, а драконы любили золото. Дракон всех перебил, но королю и небольшому войску удалось спастись. Король не стал огорчаться и решил вернуть королевство. Они хитростью выманили этого дракона из замка и заманили его в перевал. Там они устроили ловушку. Они насыпали сверху камней, а внизу немного золота, и, когда дракон залетел в перевал, они сбросили камни и засыпали дракона.
Королю в дальнейшем стали помогать соседние страны развиваться. В страну стали приезжать люди, и страна стала развитой. Все помнили рассказ о драконе и теперь полностью признавали в человеке, правящим королевством, короля.
Алексей, 15 лет
Ум и сила
Действие происходит в Древней Греции, в маленьком селении рядом с Афинами.
На бедную деревеньку постоянно нападал Черный рыцарь и его банда. Они громили и грабили городок, убивали местных жителей. Они были кровожадными и очень любили золото.
Но однажды в деревню вошел человек-странник, он был небольшого роста и не сильного телосложения.
Однажды в городе проходила выставка алмазов и золота. И Черный рыцарь ворвался в зал, взял богатства и скрылся. И тогда ювелир, устроивший эту выставку, обвинил правителя города в краже и потребовал деньги у города. Но поскольку в городе не было денег, они не могли их отдать.
И тут появился странник и предложил свой план.
Они собрали все оставшиеся деньги в одном дворике, над ним натянули сетку, туда заманили Черного рыцаря и накинули на него эту сетку.
После чего его судил суд, и он был приговорен к каторге.
Маленький городок стал процветать и богатеть, так как ему больше никто не мешал.