Сказки о средствах борьбы с пороком
Эти сказки интересны тем, что авторы описывают в них конкретные технологии работы с пороком. Эти истории отражают понимание авторами приемов и условий для преодоления порока. Среди таких условий:
1. Сила воли как средство саморегуляции и самодисциплины;
2. Целенаправленное безэмоциональное исследование динамики порока и ее рациональная коррекция;
3. Способность героя оказаться «в нужном месте, в нужное время», счастливое стечение обстоятельств;
4. Помощь третьих лиц, демонстрирующих искреннюю заинтересованность и благожелательность по отношение к герою (феномен «переизбытка добра»).
Конечно, можно оценивать эти средства как адекватные и неадекватные, но в любом случае подобная «конфигурация» сказки говорит о неосознанном или осознанном поиске автором средства преодоления теневой природы.
Татьяна, 14 лет
Жил-был один мальчик, его звали Андрей. Он ужасно много лгал, он просто повяз во лжи.
В один прекрасный момент в школе появился урок психологии, Андрею он очень понравился, на каждом уроке он узнавал много нового. И вдруг учитель предложил ученикам тему: на вредные привычки надо было построить график и отмечать на нем, сколько раз в день ты врал, ленился и т. д. Мальчик решил выбрать ложь.
Поначалу на графике было отмечено ужасно много точек, но со временем их становилось все меньше и меньше. И наконец их стало совсем мало. Благодаря уроку психологии он перестал лгать. Оказывается, чудеса происходят не только в волшебных сказках, но и все мы тоже являемся волшебниками, которые могут творить чудеса.
Комментарий к сказке Татьяны. Данная сказка — замечательный пример конструктивной целенаправленной работы с пороком с использованием психологических приемов.
Ольга, 14 лет
Жил-был человек, который страдал алкогольной зависимостью. Он много мучался, потому что его жена и дети ушли от него, его уволили с работы и земля у него рушилась под ногами. Эта вредная привычка разрушила всю его жизнь. Он старался не пить несколько дней, но не мог сдержаться.
Идя по улице, мужчина увидел центр, где лечат людей от алкогольной зависимости, он туда обратился и через месяц перестал пить. К нему вернулась жена, вернулись дети, его приняли на хорошую работу, и все у него стало прекрасно.
Никогда не надо сдаваться, всегда надо бороться со своей вредной привычкой. Даже если ты не можешь справиться с этим один, значит, надо обратиться за помощью.
Комментарий к сказке Ольги. Сказка иллюстрирует важные идеи, связанные с преодолением теневой природы. По ней, надо
— оказаться в нужном месте в нужное время, то есть использовать шанс, посылаемый судьбой;
— уметь не сдаваться, бороться с пороком до конца;
— уметь принимать помощь, когда собственных сил недостаточно.
Федор, 14 лет
Жила-была девушка, которую звали Исмеральда. Жила она в маленьком царстве, в тридесятом государстве, которым правил добрый король Иван Добряк.
И в один пасмурный день на них напал злостный король Костелом, он был очень злым королем и всем ломал кости. Он сказал, что будет нападать на их страну и ломать всем кости, если они не отдадут ему прекрасную девушку Исмеральду, которую он однажды увидел.
Тогда Иван решил отдать ее Костелому. Девушка не возражала, потому что знала, что в Костеломе есть и лучшие качества. А еще потому, что хотела послужить другим людям.
Получив Исмеральду в жены. Костелом стал другим человеком. Красота и доброта жены изменили его. Он стал добрым.
Мораль: любое зло можно изменить добром.
Комментарий к сказке Федора. В этой истории продемонстрирован достаточно инфантильный путь борьбы с пороком: жертва одного приводит к изменению другого. Хотя в реальной жизни нередко встречаются подобные ситуации.
С другой стороны, в этой истории содержится глубокая идея о том, что любовь меняет человека, а пороки «расцветают» от ощущения собственной деструктивности.
Часто для того чтобы ребенок изменил свое «плохое» поведение, матери достаточно искренне и спокойно сказать ему: «Послушай, я знаю, что ты очень хороший и добрый, поэтому не пониманию, чем может быть вызвано столь странное поведение». Ребенку чрезвычайно важно знать, что он хороший и любимый, в противном случае он озлобляется.
Так и герой этой сказки нуждается в любви и принятии. Авторы нередко бессознательно идентифицируют себя со своими героями. Поэтому можно предположить, что автор просит у близких (особенно у матери) еще одного аванса эмоционального тепла. В этой связи главной психологической задачей работы с ним будет формирование способности строить с близкими «взаимоотношения обмена».
«Взаимоотношения обмена» предполагают проявление ребенком искренней и альтруистической заботы о матери (и других близких), с одной стороны, и благодарности за адресованные ему со стороны близких внимание, заботу, любовь, с другой.
Итак, сказки о жизненных ценностях выполняют две важные функции:
1. По отношению к автору: дают возможность определиться, прожить, осмыслить основные жизненные ценности;
2. По отношению к психологу: содержат информацию об особенностях протекания процесса формирования «нравственного иммунитета».