Сказки о средствах борьбы с пороком

Эти сказки интересны тем, что авторы описывают в них конкретные технологии работы с пороком. Эти истории отражают понимание авто­рами приемов и условий для преодоления порока. Среди таких условий:

1. Сила воли как средство саморегуляции и самодисциплины;

2. Целенаправленное безэмоциональное исследование динамики по­рока и ее рациональная коррекция;

3. Способность героя оказаться «в нужном месте, в нужное время», счастливое стечение обстоятельств;

4. Помощь третьих лиц, демонстрирующих искреннюю заинтересо­ванность и благожелательность по отношение к герою (феномен «пере­избытка добра»).

Конечно, можно оценивать эти средства как адекватные и неадекват­ные, но в любом случае подобная «конфигурация» сказки говорит о не­осознанном или осознанном поиске автором средства преодоления те­невой природы.

Татьяна, 14 лет

Жил-был один мальчик, его звали Андрей. Он ужасно много лгал, он про­сто повяз во лжи.

В один прекрасный момент в школе появился урок психологии, Андрею он очень понравился, на каждом уроке он узнавал много нового. И вдруг учитель предложил ученикам тему: на вредные привычки надо было постро­ить график и отмечать на нем, сколько раз в день ты врал, ленился и т. д. Мальчик решил выбрать ложь.

Поначалу на графике было отмечено ужасно много точек, но со време­нем их становилось все меньше и меньше. И наконец их стало совсем мало. Благодаря уроку психологии он перестал лгать. Оказывается, чудеса проис­ходят не только в волшебных сказках, но и все мы тоже являемся волшебни­ками, которые могут творить чудеса.

Комментарий к сказке Татьяны. Данная сказка — заме­чательный пример конструктивной целенаправленной работы с пороком с использованием психологических приемов.

Ольга, 14 лет

Жил-был человек, который страдал алкогольной зависимостью. Он мно­го мучался, потому что его жена и дети ушли от него, его уволили с работы и земля у него рушилась под ногами. Эта вредная привычка разрушила всю его жизнь. Он старался не пить несколько дней, но не мог сдержаться.

Идя по улице, мужчина увидел центр, где лечат людей от алкогольной зависимости, он туда обратился и через месяц перестал пить. К нему верну­лась жена, вернулись дети, его приняли на хорошую работу, и все у него ста­ло прекрасно.

Никогда не надо сдаваться, всегда надо бороться со своей вредной при­вычкой. Даже если ты не можешь справиться с этим один, значит, надо об­ратиться за помощью.

Комментарий к сказке Ольги. Сказка иллюстрирует важ­ные идеи, связанные с преодолением теневой природы. По ней, надо

— оказаться в нужном месте в нужное время, то есть использовать шанс, посылаемый судьбой;

— уметь не сдаваться, бороться с пороком до конца;

— уметь принимать помощь, когда собственных сил недостаточно.

Федор, 14 лет

Жила-была девушка, которую звали Исмеральда. Жила она в маленьком царстве, в тридесятом государстве, которым правил добрый король Иван Добряк.

И в один пасмурный день на них напал злостный король Костелом, он был очень злым королем и всем ломал кости. Он сказал, что будет нападать на их страну и ломать всем кости, если они не отдадут ему прекрасную де­вушку Исмеральду, которую он однажды увидел.

Тогда Иван решил отдать ее Костелому. Девушка не возражала, потому что знала, что в Костеломе есть и лучшие качества. А еще потому, что хотела послужить другим людям.

Получив Исмеральду в жены. Костелом стал другим человеком. Красота и доброта жены изменили его. Он стал добрым.

Мораль: любое зло можно изменить добром.

Комментарий к сказке Федора. В этой истории проде­монстрирован достаточно инфантильный путь борьбы с пороком: жерт­ва одного приводит к изменению другого. Хотя в реальной жизни неред­ко встречаются подобные ситуации.

С другой стороны, в этой истории содержится глубокая идея о том, что любовь меняет человека, а пороки «расцветают» от ощущения соб­ственной деструктивности.

Часто для того чтобы ребенок изменил свое «плохое» поведение, ма­тери достаточно искренне и спокойно сказать ему: «Послушай, я знаю, что ты очень хороший и добрый, поэтому не пониманию, чем может быть вызвано столь странное поведение». Ребенку чрезвычайно важно знать, что он хороший и любимый, в противном случае он озлобляется.

Так и герой этой сказки нуждается в любви и принятии. Авторы не­редко бессознательно идентифицируют себя со своими героями. Поэто­му можно предположить, что автор просит у близких (особенно у мате­ри) еще одного аванса эмоционального тепла. В этой связи главной психологической задачей работы с ним будет формирование способно­сти строить с близкими «взаимоотношения обмена».

«Взаимоотношения обмена» предполагают проявление ребенком ис­кренней и альтруистической заботы о матери (и других близких), с одной стороны, и благодарности за адресованные ему со стороны близких внимание, заботу, любовь, с другой.

Итак, сказки о жизненных ценностях выполняют две важные функ­ции:

1. По отношению к автору: дают возможность определиться, про­жить, осмыслить основные жизненные ценности;

2. По отношению к психологу: содержат информацию об особеннос­тях протекания процесса формирования «нравственного иммунитета».

Наши рекомендации