Психологическая интерпретация сказок о взаимоотношениях в семье

Тема детско-родительских отношений и взаимоотношений в семье проявляется в различных вариантах в каждой второй сказке. В предыду­щих главах, разбирая темы любви и жизненных ценностей, мы не раз касались темы семьи. И это естественно, ибо семья — величайшая цен­ность вне зависимости от возраста.

Качество и характер взаимоотношений с близкими, отраженные в сказках, во многом зависят от возраста автора. В детских сказках образ родителей связан с благами, благополучием, чувством защищенности. Стремление к самостоятельности, достигающее пика в подростковом возрасте, вносит в отношения с родителями конфликтные нотки, но инте­ресно, что почти в 85 % исследованных нами сказок в финале под­тверждалась правота родителей.

В сказках взрослых, в особенности пожилых людей, заметно жела­ние восстановить в семье мир, гармонию, проявить лучшие стороны лич­ности по отношению к близким людям. С другой стороны, прослежива­ется тревога, связанная с одиночеством и потерей близких отношений с детьми. Часто встречается тема обиды, связанная со взрослыми детьми.

У сказок о взаимоотношениях в семье много вариаций. Есть истории с явным конфликтным содержанием, которое отражено в следующих переживаниях:

1. Переживание конфликта в семье и стремление предотвратить раз­рыв родителей;

2. Переживание ограничительного давления со стороны родителей и борьба с ним;

3. Переживание страха потери родителей у детей и переживание оди­ночества и потери детей у родителей;

4. Переживания, связанные с актуализацией теневой природы одно­го из родителей;

5. Переживания, связанные с деструктивными отношениями между братьями или сестрами или членами семьи старшего поколения;

6. Переживания, связанные со «старением» семейных отношений, «семейной обыденностью» или неурядицами.

Конфликтное содержание сказок о взаимоотношениях в семье обус­ловлено реалиями жизни. Самые запутанные сюжеты и комбинации воз­никают именно во взаимоотношениях с близкими. Но, сочиняя сказку, автор неосознанно ищет выход из создавшегося положения, подключая ресурсы собственной созидательной природы. Ресурсные переживания связаны с взаимопониманием, поддержкой, ощущениями любви и забо­ты, семейного единства. В сказках взрослых нередко проявляется ре­сурс приобщения к общечеловеческим ценностям.

Приведем пример.

Н. И., 59лет

Жили-были... Нет, не старик со старухой, а обыкновенные муж с женой. И жили они, поживали и добро наживали. И дети у них были. И дом свой. И дача. И на Канары ездили...

И все бы хорошо, да поселилась в их доме Скука. Стали они ворчать, раз­дражаться, завидовать всем. Что делать? Решили пойти по свету, найти то, что потеряли. А что? Они и сами не знали.

Идут они, идут. А навстречу Терпение. Мудрые слова им говорит, успо­каивает. Решили его с собой взять. Стали меньше ворчать друг на друга. Лю­бую работу без раздражения делать. Но что-то все не так...

Встретилась им на пути Мудрость. Рассказали они ей про свою беду. Дол­го она объясняла, что да как. Многое стало понятней в причинах бед, и при­гласили они и ее в путь. Жить-то стало легче: и причины определят, и цель наметят, и способ выберут. Но Скука-то тут как тут. И пошли они дальше...

А навстречу Любовь. И все озарилось вокруг. Дети кинулись к ним в объятья, засветились глаза родителей. Улыбнулись Терпение и Мудрость. Все теперь в мире людей радовало их. Но что-то все же не так...

И тут выглянуло солнце. О, как красив был мир вокруг! Природа раскры­ла для людей новый смысл бытия, раскрыла мир Гармонии и Красоты жизни.

«Чудо!» — воскликнули все. И в этот же миг Женщина вновь стала Мате­рью. Малыш был прекрасен. «Назовем его Счастье!» — прошептал просвет­ленный Отец.

И они пошли дальше. Рядом были Терпение, Мудрость, Любовь. А свер­ху, заливая их теплом и светом, улыбалось им Солнце. Счастье!

Эта сказка является примером самотерапии автора. Именно приоб­щение к общечеловеческим ценностям и изменение себя позволяют се­мье обрести утраченные взаимопонимание и гармонию, фактически на­чать новую жизнь.

Тема взаимоотношений в семье, ярко проявленная в сказке, — это указание на актуальность для автора именно этой проблематики. По­этому «мишень» психологической работы устанавливается сразу.

Имея определенные трудности в общении с близкими, человек стре­мится найти выход, прийти к внутренней стабильности. Дети для этого используют фантазии: они описывают счастливое разрешение проблем, которое происходит благодаря вмешательству высших сил (Деда Моро­за, Волшебников и пр.). Взрослые нередко либо делают акцент на внут­ренних изменениях героев, либо, как и дети, фантазируют о счастливом стечении обстоятельств.

Безусловно, если в сказке разрешение конфликта происходит за счет внутренних изменений, озарений героев, это важное проявление ре­сурсного содержания. Если конфликт в сказке разрешается за счет вме­шательства высших сил (или других внешних обстоятельств), это будет указывать на проявление инфантильных тенденций автора, на его склон­ность к избеганию ответственности за самого себя и ситуацию. Даже на этом основании можно сформулировать задачи психологической работы.

Итак, при актуализации семейной темы главной задачей психологи­ческой работы становится содействие гармонизации взаимоотношений между ее членами. В любом случае, психолог будет целенаправленно формировать отношения взаимного принятия, заботы и доверия, в про­цессе чего и будут происходить внутренние изменения у автора и его близких.

Семейная тема в авторских сказках имеет множество модификаций в сюжетах, и мы обсудим наиболее распространенные из них.

Наши рекомендации