На развитие профессиональных действий психолога по созданию ситуации взаимодействия с другим человеком

Цель: выделение основных тем в тексте для построения предмета взаимодействия.

Алгоритм выполнения задания:

- выделение, обоснование единицы анализа текста на ос­нове его понимания. В наших заданиях единицей анализа желательно считать понятие задач взаимодействия;

- отыскание индикаторов задач взаимодействия в тексте. Руководствоваться следует принципом конвенциальности и иметь отвагу применить субъективный принцип, основанный на обобщенной научной теории, определяющей профессио­нальные действия психолога и его решения;

- статистическая обработка, пусть даже она выглядит как примерный количественный подсчет преобладающих тем взаимодействия.

Появление предмета профессионального взаимодействия выглядит как обозначение психологом психической реально­сти и ее свойств. Первоначально это в самом обобщенном виде представлено для ситуации профессионального взаимо­действия как выделение тем другого человека, в которых проявляются особенности психической реальности. Мы уже отмечали, что при этом психическая реальность возникает и фиксируется при появлении в индивидуальной жизни челове­ка другого (чужих людей, близких или своего второго Я). Через воздействие на другого психическая реальность приоб­ретает контуры, возникает переживание, обозначающее эту

реальность. С этого переживания как узнавания темы другого начинается взаимодействие.

Тексты для выполнения упражнений: с 1-3 читаются инди­видуально, про себя, смысловые единицы разных тем выписы­ваются после прочтения всего текста в следующий протокол:

Текст 1

Тема 1 Тема 2 Темап
название темы название темы название темы
           

кол-во единиц Текст 2 и т. д.

Смысловая единица анализа текста -/ слово или фраза. Тексты 1-3 взяты из книги Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Текст 1. «Совсем недавно у меня впервые в жизни появи­лась внучка. Она живет на улице, где преступность принимает угрожающие размеры, в мире, где загрязненность воздуха, перенаселение и неустроенность лишают людей веры в буду­щее. Она только что научилась смеяться.

Когда я держу ее на руках - крохотный кулачок сжимает прядь моих волос, доверчивая теплая мордашка прижимается к моему лицу, - я вспоминаю своих собственных детей, нена­дежную, хрупкую радость».

Текст 2. «Простая вера помогает людям жить. Каждый наш шаг основан на вере - перейти мост, войти в лифт, сде­лать денежный вклад, поверить другу или влюбиться. Вера в то, что мир уцелеет, что жизнь обернется к нашим детям сво­ей лучшей стороной.

Жена моего сына, как и многие другие современные жен­щины, не так встревожена. Она доверяет своим инстинктам. Не задумываясь, она естественно держит себя со своей доче­рью, играет и разговаривает с нею. Они неразлучны. Всякий раз, когда моя невестка отправляется за покупками, она при­стегивает себе на спину, как маленький рюкзачок, свою дочку на холщовом стульчике и небрежно засовывает при этом, точно шариковую ручку, в карман револьвер со слезоточи­вым газом».

Текст 3. «Когда моему сыну (отцу новорожденной) было четыре года, я впервые повела его в цирк. Мне не терпелось

увидеть представление его глазами. Но у входа я совершила ошибку: я купила ему красный воздушный шар.

И во время грандиозного, захватывающего зрелища - ве­ликолепные слоны (подумать только, тридцать слонов!), ак­робаты, канатоходцы, выступавшие под барабанную дробь, -мой сын был поглощен своим воздушным шаром, не отрывал от него глаз.

- Джонатан, смотри, какие слоны! Видишь, как скачут на лошадях наездники. Сейчас из пушки вылетит дядя. Ну по­смотри же вот туда.

Но красный воздушный шар, поскрипывающий в его пот­ных маленьких ладонях, занимал и радовал его больше всего. Теперь, четверть века спустя, я думаю, что он был прав». Тек­сты 4-6 анализируются следующим образом: эксперимента­тор читает вслух текст, а испытуемый должен выделить темы и их основные смысловые единицы на слух. Данные анализа испытуемым каждого текста экспериментатор заносит в про­токол, аналогичный предыдущему. Кроме умения выделять семантические единицы это задание позволяет развивать профессиональную память - основу активного слушания.

Текст 4. Из В. В. Розанова:

«Мамаша всегда брала меня «за пенсией»... Это было два раза в год и единственными разами, когда она садилась на извозчика. Нельзя передать моего восторга. Сев раньше ее на пролетку, едва она усядется, я, подскакивая на сиденье, говорил:

- Едь, едь, извозчик!

- Поезжай, - скажет мамаша, и только тогда извозчик тронется».

Текст 5. Из Е. Замятина:

«Я жду у окна, гляжу на пустую, с купающимися в пыли курами, улицу, и наконец едет наш тарантас: везут из гимна­зии отца; он - на нелепо высоком сиденье, с тростью, постав­ленной между колен. Я жду с замиранием сердца обеда - за обедом торжественно разворачиваю газету и читаю вслух огромные буквы: «Сын Отечества». Я уже знаю эту таинст­венную вещь - буквы. Мне года четыре».

Текст 6. К. Станиславский из книги «Моя жизнь в искус­стве»: «Я играл какой-то французский трехактный водевиль, действие которого происходило в уборной актрисы, за кули­сами. Завитой, расфранченный, я влетел на сцену с громад­ным букетом. Влетел... и остолбенел. Передо мной в цен­тральной главной ложе сидели отец, мать, старушки-гувер-

нантки. А в последующих актах мне предстояли такие сцены, которые не могли быть пропущены строгой семейной цензу­рой. Я сразу одеревенел от конфуза и смущения. Вместо бой­кого разбитного молодого человека у меня получился скром­ный воспитанный мальчик. Вернувшись домой, я не смел показаться на глаза домашним...»

Возможный образец выполнения задания.

Текст из «Доктора Живаго» Б. Пастернака: «Я плохая. Ты не знаешь меня, я когда-нибудь расскажу тебе. Мне трудно говорить, ты видишь, я захлебываюсь от слез, но брось, за­будь меня, я тебя не стою».

Тема! Тема 2 ТемаЗ Тема 4
«Какая я вооб­ «Ты и я» «Пожален меня» «Я не хочу тебя
ще?»         обманывать»
плохая; брось; ты не знаешь видишь; захле­ тебя не стою
забудь; я; я; меня;тебя;тебя бываюсь от слез    
мне; меня;я;я            

Вывод: преобладает тема «Какая я вообще». Она может быть основой построения профессионального взаимодейст­вия психолога с автором этого высказывания.

Задание на анализ тем в реальных высказываниях людей, обращавшихся за психологической помощью

Выделите, какие темы представлены в следующих выска­зываниях, обоснуйте свой ответ через анализ смысловых еди­ниц текста:

Текст 1. «Мне трудно говорить, я сама врач. Я понимаю, что со мной. У меня депрессия, невроз с детскими корнями, астения, второй год уже такое состояние. Лечение ничего не дало, потом стало еще хуже. Все социальные проблемы очень действуют. Работа сложная, семейная ситуация сложная. Найти способы противостоять не могу, все давит, раздражает.

Завтра муж приезжает из командировки. Стала агрессив­на, ругаюсь по-хамски, хочу побить всех... Боюсь и мужа по­терять, все время командировки у него...

Мать больная, старая, с нами живет. Все беды переклады­вает на меня. Ее страдания перекладывает на меня, склероз у нее, все время меня достает. Я все сама, все кручусь - магази­ны, уборка, стирка и т. д. Все сама. Дочь далеко, за нее сердце


10 Г. С. Абрамова



болит. За все боюсь. С мужем говорить напрасно, одни ко­мандировки у него на уме, в одни и те же места всегда ездит. Муж увлечен работой, меня не замечает... Я человек самолю­бивый. Почему у меня появилось отторжение от людей? От близких? Научите противостоять хамству. Есть ли для меня нормальный путь? (И. 47 лет).

Текст 2. (бабушка о внучке 7 лет): «Она очень подвижная от рождения. Когда было две недели, уже передвигалась в кроват­ке. Невнимательная, когда к ней обращаешься, не слышит с первого раза. Только и понимает, когда повысишь голос. Очень добрая, очень любит животных, но подруг у нее нет. Часто жалуется, что с ней никто не дружит. Как-то сказала, что дружит сама с собой. Может драться с детьми, ее тоже бьют.

Беспокоит многое - неусидчивая, невнимательная, в школе часто жалуются на непослушание.

Последнее время скучает по маме: родители в разводе, мать ушла, девочка осталась с отцом. Полгода жила с ним, а потом сын привез ее к нам. Здесь ей поставили диагноз - ско­лиоз поясничного отдела позвоночника. Посещает школу-интернат. Суббота и воскресенье у нее свободны, и она у нас - это невыносимо.

В школе днем спит плохо, ее за это наказывают, может на уроки опоздать, без разрешения уйти с занятий, но это бывает нечасто.

Мне кажется, что ее в школе учительница не понимает, го­ворит, что она трудный ребенок, да и нам с ней не сладить. Ее наказывать бесполезно - она лучше не становится. А учится она неплохо, стихи запоминает мгновенно, но мешает неусид­чивость, невнимательность».

Текст 3. Самодеятельная песня:

«Кто мог знать, что с тобой вместе, Что так быстро, так исчезнет. Ты в меня еще вчера был влюблен, Между нами серый дождь, серый сон. Припев:

Серые дожди печальны, как слеза,

Серые дожди, осенняя гроза.

Серые дожди мне ночью снятся вновь.

Серые дожди, моя печальная любовь.

Вот и все, и сама осень

О тебе память уносит.

Вот и все, остался ты в душе моей,

И смывает все следы сезон дождей.

Припев».

Текст 4. Стихи не для печати:

«Умерла неузнанною птица на чужой земле. Знаю, эта песня повторится и в моей судьбе».

Задания на определение задач взаимодействия по высказыва­ниям людей, обратившихся к психологу

(Напоминание: при выполнении задании пользуйтесь понятием задач взаимодействия; их лучше выполнять в группе, прибегая к коллективному обсуждению возможного решения.)

Задание 1. Определите по высказыванию задачу взаимо­действия с психологом. Докажите правильность свого решения.

1. «Не могу поверить, что сама ничего не смогла сделать, вот пришла просить помощи у чужого человека, чтобы дела в семье поправить».

2. «Он очень боится один оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного нет, но он как будто не по­нимает этого».

3. «Я часто думала, что только близкие могут помочь в трудную минуту, но ошиблась».

4. «Все у нас есть, а вот радости, счастья - нет».

5. «Если бы кто сказал, что надо сделать, я бы все точно сделала».

6. «Хотелось бы побольше узнать о себе».

7. «Думаю, что ревность - это болезнь. Может быть, вы ее лечите?»

8. «Жили как люди, а тут все в один день рухнуло. Я уже не жена».

9. «Я же все для него, он у нас в семье лидер. Разве это не­правильно?»

10. «А он сам сказал, что его тянет к мальчикам. Это ведь беда».

Задание 2. Определите, какая из реплик психолога способ­ствует структурированию предмета профессионального взаи­модействия, а какая, по вашему мнению, препятствует этому, поясните свои ответы, используя свое знание о свойствах психической реальности как предмета профессионального взаимодействия психолога.

Реплики психолога:

1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.

2. Разве с вами, взрослым человеком, это было впервые?

3. Похоже, что вы плохо ориентируетесь в конкретных фактах.


10*



4. Вам что, трудно вспомнить то, что было вчера?

5. Да, я это и сама увидела, не надо лишних слов, дальше...

6. Расскажите о нем подробнее...

7. Кто для вас этот человек?

8. Было бы неплохо начать все заново...

9. Вы не верите мне?

10. Не вижу ничего необычного в ваших словах.

11. Да, это уже давно было известно Фрейду...

12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу.

13. Подробнее, пожалуйста, об учительнице вашего сына.

14. Я слушаю вас.

Задание 3. Определите по высказываниям психологов, ка­кую позицию занимают они по отношению к другому челове­ку. При выполнении задания пользуйтесь таблицами, исполь­зуйте понятия «позиция на равных» и другие.

1. «Психолог - это профессия, формирующая личностные качества человека».

2. «Психолог - это профессия, которая изучает душу чело­века, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям».

3. «Психолог - это профессия, необходимая в современной школе для нормальной практической работы».

4. «Психолог- это профессия, которая позволяет оказы­вать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой си­туации, находить причины стрессов, недовольства людей собой и окружающими».

5. «Психолог- это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас».

6. «Психолог- это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и уме­ние пользоваться своими знаниями.для того чтобы коррек­тировать отношения, корректировать нежелательные мо­менты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения».

7. «Психолог- это профессия, требующая ответственно­сти, в первую очередь терпимости, знания о другом человеке, о себе и т. п.».

8. «Психолог- это профессия одержимых душой и увле­ченно-вдохновенных людей,человековедение».

9. «Психолог- это профессия, требующая глубоких про­фессиональных знаний, практического опыта, глубокой от­ветственности за выполнение дела».

10. «Психолог- это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процес­сы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом».

11. «Психолог- это профессия, которая помогает людям познать себя, найти свое место в жизни».

12. «Психолог-'это профессия, которая помогает узнать психику человека, его нравы, обычаи, возможности, открыва­ет много нового и неизвестного».

13. «Психолог- это профессия в данный момент очень нужная и необходимая нашему больному обществу».

14. «Психолог - это профессия, которая дает возможности правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться».

15. «Психолог - это профессия для людей, которые любят человека, интересуются им, хотят изменить его жизнь (точ­нее, его отношение к жизни)».

16. «Психолог- это профессия, требующая высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекуль­турных, а также таких качеств*, как тактичность, внима­тельность».

17. «Психолог - это профессия очень интересная, очень нужная, которая может помочь глубже узнать друг друга, решить важные проблемы».

18. «Психолог - это профессия будущего. Она требует от че­ловека много знаний и умений, полной отдачи себя людям».

Задание 4. Проанализируйте, какое из высказываний психо­лога ориентировано на 1) воздействие, 2) манипулирование, 3) управление, 4) формирование. Используйте для анализа этих высказываний следующее представление о содержании этих понятий: 1) Воздействие - это изменение психической реально­сти другого человека с целью создания для него новых пережи­ваний и качеств. Предполагает ценность другого человека как меру изменения психической реальности. 2) Манипулирова­ние - изменение психической реальности человека в соответст­вии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предполагает скрытое или явное обесценивание человека. 3) Управление-изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции. 4) Формирование - изменение пси­хической реальности человека в соответствии с представлением о ее социальной и индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы.

Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.

1. Надо разобраться вам с ним - кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже?

2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз!

3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее на­гружаете взрослыми проблемами?

4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?

5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это пре­увеличение.

6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в этом, вот мое задание...

7. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.

8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои...

9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне про­стого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.

10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях.

11. Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.

12. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на моих во­просах?

13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама вас буду обо всем спрашивать.

14. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.

15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее ?

16. Это был желаемый для вас ребенок?

17. Она вам никогда не говорила, что боится потерять ва­шу любовь?

18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз вам это повторяю.

19. Вы сказали, что врачи называют ее «капризной», они хорошо знакомы с вашей девочкой?

20. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам будет легче говорить.

21. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последо­вательно.

22. Вам обязательно надо узнать об этом мнение учитель­ницы и сопоставить свои требования с ее.

23. Что вы ей сказали, когда услышали от нее, что она не хочет идти в школу?

Задание 5. Проанализируйте, какое из высказываний на первом этапе интервью принадлежит психологу, а какое -неквалифицированному.

Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.

Высказывания психологов:

1. У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицает.

2. Я обязательно помогу вам изменить себя.

3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами.

4. Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти.

5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит.

6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт.

7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с вашей стороны.

8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение.

9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой коллега.

10. Вы уже разочарованы! Чем?

Задание 6. Выделите в высказываниях людей, обративших­ся за психологической помощью, варианты передачи ответст­венности за разрешение ею ситуации на психолога:

- Мне так много хорошего о вас говорят, что вы всем помогаете...

- Я буду платить столько, сколько вы скажете, только помогите...

- Это последняя наша надежда.

- Мы уже были у психологов, но что-то ничем не помогли...

- Вы, наверно, здесь непостоянно работаете, в штате этой фирмы и должности-то психолога нет...

- С ней никто не может справиться, никто, понимаете.

- Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит...

- Нас же никто не учил психологии, никто, понимаете, и никогда.

Обратите внимание, что передача ответственности на пси­холога с точки зрения другого человека является якобы необ­ходимым условием его профессиональной деятельности.

Задание 7. Выделите в высказываниях психолога варианты распределения ответственности между психологом-консуль­тантом и другим человеком, сопоставьте их с высказыванием из предыдущего задания.

- Спасибо, но скорее всего это преувеличение.

- Я еще не поняла, смогу ли я вам помочь...

- К счастью, я не единственный специалист в этой области знания...

- У психологов, как и у врачей, своя специализация, воз­можно, вы еще не встретили своего специалиста.

- Должности пока нет, но профессия психолога уже суще­ствует.

- Ваша дочь действительно сложный ребенок, сложный и для себя, и для' окружающих, с ней надо учиться жить, ей учиться жить с самой собой тоже.

- Да, матери обычно хорошо чувствуют своих детей, эти чувства и позволяют сохранять отношения с детьми, где бы они ни были.

- К сожалению, пока психология не является обязательным для всех учебным предметом, но мы живем среди людей и учимся понимать друг друга на своих ошибках.

Постарайтесь определить, какие границы собственной от­ветственности задает психолог и какую зону ответственности предлагает ему человек, обратившийся за помощью.

Задание 8. Узнайте и назовите качества человека по их опи­санию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его.

Содержание качества Возможное его название
исполнительный, соблюдающий педантичный
во всем порядок, точность аккуратный
    организованный
наступательно-захватнический активный
    агрессивный
    стремительный
вполне соответствующий, совпадающий равный
    подобный
    адекватный
высокое мастерство, виртуозность артистизм
    совершенный
    уникальность
лишенный оригинальности, избитый средний
    нормальный
    банальный
категорический, не подлежащий безапелляционный
возражению самостоятельный
    независимый
лишенный своеобразия, индивидуальных, серый
характерных свойств невидный
    безличный

Содержание качества Возможное его название
лишенный нарочитости естественный
    безыскусственный
    самобытный
испытывающий волнение, беспокойный
склонный к нему раздражительный
    суетливый
бедный содержанием, мыслями глупый
    бессодержательный
    пустой
безвольный, легко поддающийся бесшабашный
чужим влияниям бесхарактерный
    бесхребетный
расторопный, ловкий, быстрый, живой прыткий
    бойкий
    энергичный
соответствующий истине, верный
правильный, точный правильный
    ответственный
требовательный, строгий справедливый
    взыскательный
    нудный
производящий впечатление завораживающий
    внушительный
    величественный
легко поддающийся впечатлениям, чуткий слабый
    мягкосердечный
    впечатлительный
способный к серьезной работе важный
    сосредоточенный
    дельный
готовый содействовать благополучию человечный
других, желающий добра другому доброжелательный
    участливый
основанный на положениях, которые верующий
принимаются как непререкаемые догматичный
    постоянный
язвительный, коварный колкий
    непредсказуемый
    ехидный
глубоко искренний, сердечный любящий
    задушевный
    непосредственный
не забывающий, не прощающий скрытный
причиненного зла злопамятный
    вредный

Содержание качества Возможное его название
склонный к приобретению новых знаний, интересующийся
пытливый любознательный
    увлеченный
обходительный, предупредительный, внимательный
учтивый любезный
    понимающий
очень однообразный по тону, интонации нудный
    монотонный
    надоедливый
притворный, неискренний наигранный
    фальшивый
    выдуманный
неослабевающий, требующий сил, энергичный
внимания напряженный
    активный
стоящий особняком, отдельно исключительный
    обособленный
    выдающийся

Упражнения на внимание и методы воздействия

1. Распознавание талантливого и неталантливого слуша­теля. Обратить внимание на их поведение. Сравнить их по параметрам слушания. Изучить специфику поведения. Вер­нуться в свое прошлое и изучить людей, которые были для вас полезны или нет.

2. Практический эксперимент на внимательное поведение. Намеренно использовать неправильное поведение (смотреть в сторону, менять тему разговора на интересующую вас, унылый вид), в следующий раз вести себя грамотно. Сравнить эффект.

3. Пример для класса. Наклонитесь вперед, и лектор будет читать только вам. Люди говорят для тех, кто слушает.

4. Избирательное внимание. Отмечать в разговоре все те­мы. Выбрать интересную для вас и развить ее. Вернуться к другой и сделать то же самое.

5. Наблюдения за влиянием. Выбрать человека, который способен оказывать влияние на других (друг, знакомый, ТВ-ведущий). Обратить внимание на его вербальные и невер­бальные приемы.

6. Упражнение на достижение цели. Неэффективное воз­действие: смотреть вниз, отворачиваться от человека, мям-

лить, эффективное- наоборот. Упражнение повторять в си­туации дискомфорта или скованных.

Задания по методам воздействия

Освоение метода интерпретации.

Перескажите (для передачи другому человеку) смысл при­веденных ниже отрывков:

1. «Каждый раз ваш ребенок определяется в соответствии с этими идеями как всего лишь беспомощное существо, не спо­собное самостоятельно жить, нуждающееся в вашем руково­дстве, поддержке, знании того, что вы «заботитесь» о нем. Здесь нет даже упоминания об инициативе и способности вашего ребенка сделать что-либо самостоятельно. Это очень неверное и крайне унизительное представление о вашем сыне или дочери. Кроме того, эти идеи определяют и вас лишь в связи с поведением вашего ребенка, а не как человека, кото­рый что-то означает и сам по себе. С вами считаются по­стольку, поскольку вы являетесь «хорошим родителем». То, что вы из себя представляете, зависит не от того, что вы де­лаете или кем вы являетесь, но от того, что делает и кем явля­ется ваш ребенок, зависит не от того, что он или она думают или делают, но от того, насколько точно он или она соответ­ствуют вашим ожиданиям. Тем самым каждый из вас опреде­ляется через другого и не является индивидом, обладающим самоуважением и самодостаточностью» (Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный ребенок. - М., 1991. - С. 51).

2. «Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в на­правлении своего желания, объективно ставит себя в положе­ние взрослого, при этом происходит эмоционально-дейст­венная ориентация в отношении взрослых и смыслах их дея­тельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-дейст­венным переживанием» (Эльконин Д. Б. Психология игры. -

М., 1978.-С. 277).

3. «Когда была создана общая теория относительности, многим показалось, что наука отбросила последние остатки наглядности, что она занялась не столько явлениями, сколь­ко отношениями, которые ставятся на место явлений. А эти отношения выражаются формулами, которые ничего не говорят чувствам. Хотя, кто так говорил, поторопились:

надо было сначала спросить самих ученых, эту задачу вы-

полнил Жак Адамар. Собирая материал для своей книги о психологии изобретений в математике, он разослал многим ученым анкету с вопросами, касающимися языка их мышле­ния. «Слова, написанные или произнесенные, не играют, по-видимому, ни малейшей роли в механизме моего мышле­ния, - отвечал ему сам создатель теории относительности. -Психологическими элементами мышления являются некото­рые, более или менее ясные знаки и образы. Образы эти были у Эйнштейна зрительными, слуховыми, а иногда и двигательными, слова же или другие звуки появлялись то­гда, когда мысль надо было передать другим» (Иванов С. Абсолютное зеркало. - М., 1986. - С. 54-55).

4. «В интересах такого однозначного понимания интрос­пекции как специфического метода психологии нам представ­ляется совершенно необходимым выделить из ее содержания этот широкий придаваемый ей смысл и понимать интроспек­цию уже, мысля о ней только особый ряд наблюдения или восприятия, ибо открытие законов и всякого рода общих положений о свойствах моей психики есть результат действия размышляющего по логическим законам ума над полученным уже материалом. Это есть работа рефлексии (в собственном смысле, в отличие от Локковского - слишком широкого). Но, очевидно, подобная рефлексия не есть что-либо специфиче­ское, присущее психологическому исследованию, - напротив, она одинакова во всех науках, как приложение логических операций к сырому материалу. Мы же, видя в интроспекции специфический, отличный от внешнего источника опыт по­знания, полагаем, что под интроспекцией не следует пони­мать то, что относится собственно к рефлексии, открываю­щей законы и соотношения, но лишь самый способ получения сырого материала, как таковой, интроспекция может быть сопоставлена с наблюдением каким-нибудь внешним чувст­вом, скажем, зрением. Из такого сопоставления будет видно, почему интроспекции нельзя приписывать установление за­кономерных связей и образование понятий, подобных «памя­ти», являющихся понятиями относительного умозаключения, а не непосредственной данности переживания (КравковС.В. Самонаблюдение. - М., 1922. - С. 21).

5. «Если говорить о собственно познавательной мотива­ции, то нужно отметить, что ее характер зависит от характера учебно-познавательной деятельности, процесса усвоения зна­ний. Ранее мы говорили о том, что знание, которое усваивает человек,- это средство (орудие) решения различного рода проблем и задач, возникающих в жизни, в общественно-

трудовой практике. Но в обучении усвоение этого средства (знания) становится также самостоятельной целью. Иными словами, в процессе познавательной деятельности знание выступает как цель, и как средство. Поэтому и познаватель­ная мотивация, т.е. потребность в знании, может быть как внутренней (эпистемическая любознательность, интерес к новому, ориентировочная активность), так и внешней (пони­мание практической пользы знаний, которые сами по себе могут и не возбуждать интереса)» (Кулювкин Ю. Н. Психо­логия обучения взрослых. - М., 1985. - С. 67).

6. И. Жданов. Из сб. «Портрет», С. 56:

«Я буду дорожить виной или ошибкой. Ткань возвратится в нить, чтоб грусти стать улыбкой. Надежды больше нет, есть только вера в чудо -и надо мною свет неведомо откуда».

С. 12:

«Вода в глазах не тонет -

признак грусти.

Глаза в лице не тонут -

признак страха.

Лицо в толпе не тонет -

признак боли.

Боль/как пещера, вырыта в

тумане

в газообразном зеркале

житейском,

толпящемся в преддверии

страданье.

О, если б кто-нибудь

в пещеру эту

своим лицом вошел,

он бы услышал, что боль поет, как взгляд

поет в ресницах.

Черна, как нефть, готовая

взорваться,

Она плотней кассеты с

кинопленкой,

где в каждом кадре

увяданье мака,

где в каждом кадре мак

меняет кожу,


и против шерсти зеркало ласкает, оно в ответ чернеет и клубится. Лицо в толпе не тонет и уходит, Ему - не оглянуться, но в тумане Лишь взмахи весел, плеск и скрип уключин. 7. Н. Рубцов из книги «Русский огонек»: В глуши Когда душе моей Сойдет успокоенье С высоких, после гроз, Немеркнущих небес, Когда душе моей Внушая поклоненье, Идут стада дремать Под ивовый навес, Когда душе моей Земная веет святость, И полная река Несет небесный свет, -Мне грустно оттого, Что знаю эту радость Лишь только я один: Друзей со мною нет... Стоит жара Стоит жара. Летают мухи. Под знойным небом чахнет сад. У церкви сонные старухи Толкутся, бредят, верещат. Смотрю угрюмо на калеку, Соображаю, как же так -Я дать не в силах человеку Ему положенный пятак? И как же так, что я все реже Волнуюсь, плачу и люблю? Как будто сам я тоже сплю И в этом сне тревожно брежу... Элегия Отложу свою скудную пищу И отправлюсь на вечный покой. Пусть меня еще любят и ищут Над моей одинокой рекой.

Пусть еще всевозможное благо Обещают на той стороне. Не купить мне избу над оврагом И цветы не выращивать мне... 8. Из собрания сочинений Л. С. Выготского: «Мы видим, таким образом, что культурное развитие пове­дения тесно связано с историческим, или социальным развити­ем человечества. Это приводит нас ко второму закону, который также отражает некоторые черты, общие фило- и онтогенезу. Второй закон можно сформулировать так: рассматривая исто­рию развития высших психических функций, составляющих основное ядро в структуре личности, мы находим, что отноше­ние между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми, коллективные, социаль­ные формы поведения в процессе развития становятся спосо­бом индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности» (Т. 4. - М., 1984. - С. 221). 9. «В течение целых десятилетий общество было втянуто в жанр реализуемой утопии. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»,- не только песня, но и программа мифического «светлого будущего». Утопическое сознание- вот главный источник и главное наследие тоталитаризма, от которого мы не можем избавиться и по сей день. Утопизм стал официальной религией страны, утопизм, извративший все понятия о нравст­венности, о свободе, о цене человеческой личности, о человече­ском достоинстве. При господствующей доктрине «светлого будущего» невозможно было апеллировать к тяжелому на­стоящему - оно предполагалось лишь подножием, ступенькой к следующим вершинам грядущего. За обещанное в будущем земное «царство» народу приходилось платить ужасную цену» (Иванова Н. Гибель богов. - М., 1991. - С. 10). 10. Письмо к отцу молодого человека, покончившего с со­бой (пунктуация и орфография сохранены без изменений): Здравствуй Папа. Прости, прости меня за все, за все то плохое что я зделал для тебя, и за то чего не зделал. Когда ты читаешь эти строки Я буду уже в другом мире. Тебе нечего терять, в том что на свете не станет такого человечка как Я. Хотя я понимаю что я твой сын и ты мой отец и пожалуй единственное что у меня есть и кому я верю. И только ты это и есть тот камень кото­рый тяжестью ляжет на мою грешную душу. Ибо какой бы я свиньей не оказался, ты наверное не воспримешь мой посту­пок как должное. Ты прав подумав что это не по мужски. Но


я нивижу больше никакого выхода из этой сит

Наши рекомендации