Упражнение на идентификацию чувств и их потенциальных возможностей

Использование дифференцированного опросника чувств (ДОЧ). Это краткий каталог чувств, отражающий актуаль­ные и потенциальные состояния человека. В этих списках самооценка проводится в колонке «Я», а оценка других людей в других колонках, где могут быть указаны инициа­лы или имя.

Заполнение ДОЧ возможно с ориентацией на сегодняшнее состояние (актуальное) и на потенциальное (желаемое) со­стояние (см. таблицу на след. странице).

Выраженность чувств может быть оценена по 10 балльной системе: 10 - максимальное выражение, 0 - минимальное.

Заполнение ДОЧ позволит интервьюируемому решить за­дачу фиксации чувств другого человека, определить выра­женность разных чувств в его окружении - составить своего рода карту эмоционального окружения.

Дифференцированный опросник чувств (ДОЧ)

^~"~^~-~^Чье чувство                                         Всего Примечание
Чувство ^^"^^^^                                                
1. любовь                                                
2. терпение                                                
3. доверие                                                
4. надежда                                                
5.страх                                                
6. одиночество                                                
7.усталость                                                
8. апатия                                                
9. раздражение                                                
К.свобода                                                
11.напряжение                                                
12. опустошенность                                                
13. растерянность                                                
14. восторг                                                
15. уверенность                                                
16. вдохновение                                                
17.угнетенность                                                
18.спокойствие                                                
19.смятение                                                
20. раздвоенность                                                


Упражнение на идентификацию возможностей человека в ситуации интервью

Работа с модальностью «я могу», по нашему мнению, явля­ется необычайно важной. Она должна начинаться с выяснения возможностей человека в сфере предметных действий - это сос­тавление списка актуальных возможностей (CAB). Он строится как продолжение незаконченных предложений: «Я могу...»

Затем выясняются возможности человека в анализе меж­личностных отношений и в анализе своего «Я». Направление анализа- направление продолжения незаконченных предло­жений через образец задает психолог. Например, «Я могу уз­нать, когда люди...». «Я могу понять, когда люди...» «Я могу


12*



поверить, когда люди...» «Я могу разобраться в том, когда человек...» «Я могу представить себе, что люди...» Материа­лом для построения незаконченных предложений служит со­держание психологической задачи, которая решается в ходе интервью.

При работе с модальностью «Я хочу» психолог может ис­пользовать идентификацию желаний с помощью списка же­ланий и последующего обсуждения их реалистичности.

При работе с идентификацией модальности Я-концепции психолог может прибегать к приемам, описанным в виде сле­дующих упражнений:

1. Как вы чувствуете, на что или на кого вы сейчас больше всего похожи? Почему?

2. На кого или на что вы хотели бы быть похожи? Почему? В ответах на эти вопросы можно увидеть динамику Я-кон­цепции другого человека, возможность переживать источник этой динамики.

Кроме того, идентификацию Я-концепции и ее потенциаль­ных возможностей можно исследовать с помощью методики ЗОЯК, которая дает материал для осознания человеком обос­нования своего воздействия на себя и на другого человека.

Применение этой методики в практике консультирования показало, что большинство взрослых людей отказывают себе в возможности развития и переживают воздействие другого человека как важное для себя с точки зрения возможностей изменения характеристик своего внутреннего мира. Это ис­ходная позиция в применении этой методики и ее интерпре­тации с точки зрения консультирования взрослых.

Остановимся на ней подробнее.

Наши рекомендации