Личность рождает личность, или почему человеком можно стать только через общение с другим человеком?

Данное исследование проводилось академиком А. В. Петровским и его сотрудниками. Суть этого экспе­римeнтa состоит в следующем.

Сначала педагоги в зависимости от своих личност­ных характеристик были разделены на две группы. Пер­вую группу составляли вариативные (или гибкие) люди, т. е. способные самостоятельно вырабатывать и прини­мать новые, оригинальные способы решения проблем. Другую группу представляли учителя с противопо­ложными качествами - ригидные (или консерватив­ные), т. е. склонные абсолютизировать существующие нормы и способы действий.

Затем с учащимися проводили специальные тесты, определяющие наличие способности продуцировать не­стандартные решения задач. Тестирование школьников проводилось в присутствии разных учителей, работав­ших с данными классами: и гибких, и консервативных.

Результаты этих многократно проводимых замеров свидетельствуют о том, что в присутствии гибкого учите­ля ученики были более свободны и более продуктивны в решении тестовых задач. В присутствии же консерватив­ного педагога результаты оказывались значительно ху­же, т. е. школьники рядом с такими учителями даже интеллектуально ощущают себя скованными и ограни­ченными. Показательно, что и предъявление фотогра­фии учителя влияет на учеников аналогичным образом, хотя несколько слабее, чем живое присутствие.

Данный эксперимент раскрывает действие универ­сального закона возникновения в человеке каких-либо качеств, открытого в начале хх века всемирно извест­ным советским психологом Л. С. Выготским, И называ­ется «зона ближайшего развития». Через «зону ближай­шего развития», образованную в процессе общения с другим человеком, и появляются в ребенке все специфи­чески человеческие способности. Осуществляется дей­ствие этого закона в несколько этапов.

1. Сначала инициатива исходит от взрослого, который уже обладает некими знаниями и умениями, например, умеет считать. Эту способность он и демонстрирует ребен­ку и своим примером как бы приглашает его к новой деяте­льности. Подобное взаимодействие можно обозначить так:

Личность рождает личность, или почему человеком можно стать только через общение с другим человеком? - student2.ru

На втором этапе взрослый и ребенок действуют совместно, т. е. взрослый помогает ребенку считать на пальцах, палочках, предметах и т. п. Это этап трениров­ки, представляющий собой общую деятельность взрос­лого и ребенка. Со временем взрослый все больше са­мостоятельности предоставляет ребенку.

Личность рождает личность, или почему человеком можно стать только через общение с другим человеком? - student2.ru

Делаем вместе

З. На последнем этапе, отработав вместе со взрос­лым необходимые приемы, ребенок постепенно пере­стает нуждаться в его помощи и во внешних опорах длясчета. Теперь ребенок может считать в уме.

Личность рождает личность, или почему человеком можно стать только через общение с другим человеком? - student2.ru

Делаю сам

Описанный закон "зоны ближайшего развития" ­

через совместные действия, разделенные с другим, знающим человеком, к действиям собственным - фор­мирует различные человеческие качества: от элемен­тарных умений, например, считать, до высших нрав­ственных чувств.

Таким образом, взрослый может сформировать у ре­бенка только те качества, которые есть у него самого; если он опустошен, такую же пустыню он сеет в голове и душе ученика. Именно потому забота о своем внутрен­нем

содержании и эмоциональном благополучии явля­ется прямой профессиональной задачей учителя, даже его обязанностью.

В науке существует много различных точек зрения на проблему человеческой личности, поскольку чело­век по своему содержанию существо необычайно слож­ное. В понимании американского психолога К. Роджер­са, основателя личностно-центрированной модели об­разования, сердцевиной личности человека выступают его чувства. Этого же взгляда – «чувства являются ядром личности» - независимо от К. Роджерса при­держивались и придерживаются многие выдающиеся психологи (Д. В. Запорожец, В. П. Зинченко, С. Л. Ру­бинштейн и др.).

Обозначенная научная традиция понимания личнос­ти человека определяет и сущность практики личностно­ - ориентированного образования - внимание и уважение учителя к собственным чувствам и чувствам ученика. Есть различные ме­ханизмы проявления чувств (развивающие и разруша­ющие личность человека), а также эмоциональные про­блемы учителя и ученика и конкретные способы их пре­одоления.

Основные черты эмоций, знакомые каждому чело­веку, - это их изменчивость, разнообразие, сила и очень индивидуализированный, можно сказать, сокро­венный характер, приоткрывающий саму суть конкрет­ного человека.

Человека без чувств мы характеризуем как бездуш­ного, бессердечного, сравниваем с машиной, называ­ем роботом. Значит, чувства - это нечто очень важное, то, что касается самих основ человека. Все, что прошло через чувства человека, и знания в том числе, становит­ся живым, присвоенным. Жизнь без чувств восприни­мается как серая и однообразная. Но, с другой сторо­ны, очень сильные чувства пугают человека. Они обла­дают огромной силой и кажутся чем-то непонятным, приходящим извне и неподвластным человеку (напри­мер, мы говорим «овладела страсть», «человек вне себя от ярости» и т. п.). Часто люди боятся дать волю любым своим чувствам, как будто опасаются выпустить джина из бутылки.

А теперь посмотрим на эмоции с позиций современ­ной науки.

1. Эмоции - это наша природная основа, врожден­ный биологический механизм, позволяющий приспосаб­ливаться к меняющемуся окружению. Они отражают ис­тинное отношение человека к происходящему, позволя­ют мгновенно оценить значимость ситуации с трех основных позиций: «хорошо для меня» - положитель­ные эмоции, «плохо для меня» - отрицательные и "меня это не касается" - отсутствие эмоционального отклика на происходящее.

2. Как биологический адаптационный механизм эмо­ции имеют прямую связь с телом человека. Причем эта связь двусторонняя. С одной стороны, эмоции отража­ются на теле (изменение цвета кожи, ритма дыхания, сердцебиения, позы, мимики и др.). С другой - созна­тельное управление телом позволяет регулировать и эмоции. Поэтому прием «улыбаться себе в зеркало, что­бы улучшить настроение» действительно работает. Также эффективен и способ снятия растущего раздраже­ния: попробуйте специально разжать кулаки и с силой выпрямить пальцы. Раздражение и гнев пройдут, потому что нельзя сердиться с раскрытыми ладонями.

3. Эмоции являются источником активности и руко­водят поведением человека, как бы предписывают ему определенные формы реагирования. Иначе говоря, в сходных внешних ситуациях человек ведет себя по-раз­ному в зависимости от собственного эмоционального состояния.

4. На эффективность деятельности человека влияет знак эмоций - положительный или отрицательный. На фоне негативных эмоций все психические процессы притормаживаются, а деятельность дезорганизуется да­же у взрослого человека («голова не работает», «все из рук валится»). Для детей же нехватка положительных эмоций может оказаться просто фатальной. Из истории известны жестокие эксперименты: дети, испытывающие в первые годы жизни острый дефицит любви, внимания, заботы, ласки со стороны взрослых, имели необрати­мые, т. е. невосполнимые в дальнейшей жизни, наруше­ния интеллекта, поведения и личности в целом. Поэтому взрослые, заботящиеся о развитии ребенка, прежде всего при званы обеспечить его эмоциональное благопо­лучие и комфорт. Сказанное в полной мере относится и к школьной жизни. Именно позитивные эмоции, пережи­вания успеха обостряют восприятие, усиливают внима­ние, улучшают запоминание, ускоряют мыслительные процессы и т. п.

5. Существуют базовые эмоции, являющиеся пер­вичным уровнем регулирования взаимоотношений с окружающей средой. К ним относят интерес, страх, ра­дость, гнев, удивление и некоторые другие. По мере на­копления эмоционального опыта (в основном через об­щение с другими людьми) эти относительно простые эмоции развиваются, становятся все более тонко диф­ференцированными и сложными, постепенно расширя­ется диапазон объектов, которые вызывают эмоцио­нальный отклик. На основе базовых эмоций в течение жизни воспитываются более сложные чувства.

6. Человек имеет право на любые чувства (и позитив­ные, и негативные), но не на любое поведение, дикту­емое этими чувствами. Поэтому их проявление не дол­жно ущемлять права и интересы других людей.

Рассмотрим способы, с помощью которых человек может выражать свои эмоции. Я буду говорить о наи­более беспокоящих человека отрицательных чувствах и о том, как их нейтрализовать.

Наши рекомендации