Дневник комплексной практики
ДНЕВНИК КОМПЛЕКСНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов специальности «Педагогика и психология»
учебно-методические рекомендации
Архангельск
Поморский университет
Печатается по решению редакционно-издательской комиссии Коряжемского филиала Поморского университета
Автор-составитель: О.Б.Нурлигаянова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики преподавания математики КФ ПГУ им. М.В. Ломоносова
Рецензенты: Н.А. Шкильменская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики преподавания математики Коряжемского филиала ПГУ им. М.В. Ломоносова; Т.А. Морозова кандидат педагогических наук
В учебно-методических рекомендациях сформулированы основные цели и задачи комплексной практики, обязанности студентов – практикантов. Она содержит индивидуальный план работы студента, памятки по написанию конспекта развивающего занятия, представлены схемы: наблюдения за деятельностью психолога, написания индивидуальных характеристик и характеристик коллектива, анализа индивидуальной консультации.
Для студентов по специальности «Педагогика и психология».
© Поморский университет, 2009
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЦА
Фамилия, имя, отчество студента-практиканта:
________________________________________________________________________________________________
Место прохождения практики: ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Сроки проведения практики __________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество руководителя практики от учреждения (организации): ________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество руководителя учреждения (организации):
_______________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество факультетского руководителя: Нурлигаянова Ольга Борисовна
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целями комплексной практики являются:
1. овладение студентом профессиональным опытом на основе применения теоретических знаний и практических навыков из курсов основных и специальных психологических дисциплин
2. формирование у студентов профессиональных умений и навыков самостоятельного планирования и проведения психодиагностической, коррекционно-развивающей, просветительской и консультативной работы с учетом особенностей задач психологической службы конкретного учреждения
3. сбор эмпирических данных по теме выпускной квалификационной работы
Во время комплексной практики решаются следующиезадачи:
· углубление и закрепление студентами полученных теоретических знаний и применение их на практике в работе с клиентом;
· отработка собственной системы приемов и средств работы с клиентом, навыков работы с коллективом;
· планирование собственной профессиональной деятельности:
- определение задач развивающей работы, исходя из специфики выявленных проблем,
- подбор методов и средств диагностической работы (в коллективной и индивидуальной форме),
- самостоятельная разработка занятий и консультаций.
· отработка навыков проведения диагностической, профилактической, коррекционной, консультационной работы с клиентами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
· привитие студентам навыков внимательного отношения к охране психологического здоровья клиента.
В результате решения всего комплекса указанных задач, студенты должны уметь:
· осуществлять психолого-педагогическое изучение проблемы клиента;
· планировать коррекционно-развивающую, просветительскую, консультативную работу;
· организовывать и проводить коррекционно-развивающую работу;
· использовать разнообразные формы, методы, средства, приемы работы практического психолога;
· создавать условия для стремления клиента использовать психологические знания в сложных жизненных ситуациях, формировать стремление к саморазвитию и самопознанию.
Вся деятельность студентов в период комплексной практики должна быть подчинена формированию перечисленных выше профессионально-психологических умений, а уровень овладения ими явится основным критерием оценки результатов работы каждого студента.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПРАКТИКИ
ЭТАП. Знакомство со спецификой работы практического психолога.
1. Знакомство с типом учреждения, персоналом.
2. Знакомство с оборудованием кабинета психолога и его документацией:
- планом и режимом работы,
- отчетной документацией,
- блоком необходимых методик,
- материалами психологической диагностики, психологическими картами, характеристиками.
ОБЯЗАННОСТИ ФАКУЛЬТЕТСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ
Руководство практикой осуществляет факультетский руководитель, назначаемый из числа преподавателей кафедры и в соответствии с положением по педагогической практике исполняет следующие обязанности:
· распределяет студентов по базовым образовательным учреждениям для проведения практики, обеспечивает создание необходимых условий для практического обучения студентов;
· выставляет итоговые оценки за педагогическую практику;
· осуществляет контроль за качеством проведения практики студентами, оказывает им методическую помощь, предупреждает неуспеваемость по практике, организует ликвидацию академической задолженности;
· до начала педагогической практики проводит со студентами установочную конференцию;
· составляет программу проведения практики;
· обобщает материалы, составляет отчет, готовит и проводит конференции по итогам педагогической практики; накапливает на кафедре методические материалы в помощь студентам;
· осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью всех лиц, участвующих в организации и проведении практики;
· контролирует ведение документации по практике;
· в случае возникновения ситуаций, не предусмотренных Положением о педагогической практике совместно с деканом и зав. кафедрой входит в экспертную группу по педпрактике.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА:
"Отлично" – студент заслуживает при условии:
1) В установленный сроки провел необходимую работу и сдал руководителю отчет о работе;
2) выполнил все задания руководителя практики;
3) все задания выполнены методически грамотно, сделаны соответствующие выводы, даны рекомендации и прогноз дальнейшей работы;
4) студент творчески подошел к решению поставленных задач и к интерпретации результатов, сделал глубокие выводы;
5) студент изучил дополнительную литературу, привлек дополнительные источники информации.
"Хорошо" – студент заслуживает при условии:
1) В установленный сроки провел необходимую работу и сдал руководителю отчет о работе;
2) выполнил все задания руководителя практики;
3) все задания выполнены методически грамотно, сделаны соответствующие выводы, даны рекомендации и прогноз дальнейшей работы;
4) студент решил предложенные задачи стандартно. Интерпретация результатов проведена кратко, шаблонно;
5) студент использовал минимум источников информации при работе (2 – 3 источника).
"Удовлетворительно" – студент заслуживает при условии:
1) Студент сдал руководителю отчет о работе после установленного срока;
2) выполнил все задания руководителя практики;
3) все задания выполнены методически грамотно, сделаны соответствующие выводы, даны рекомендации и прогноз дальнейшей работы;
4) студент использовал готовые разработки без творческого их приложения к конкретной ситуации;
5) студент не использовал в работе психолого-педагогическую литературу;
6) работу представляет собой отписку.
"Неудовлетворительно" – студент заслуживает при условии:
1) отчет о работе сдан после установленного срока;
2) выполнил не все задания руководителя практики;
3) задания выполнены с методическими ошибками, выводы не объективны;
4) решение проблемы шаблонно, работа проведена без адаптации к конкретному коллективу;
5) дополнительные источники не использованы;
6) работу представляет собой отписку.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Продолжительность практики – 4 учебные недели. Практика представляет собой работу студента в качестве психолога.
РЕЖИМ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА УЧРЕЖДЕНИЯ
День недели | время | Направления работы |
Понедельник | ||
Вторник | ||
Среда | ||
Четверг | ||
Пятница | ||
Суббота |
ПЛАН РАБОТЫ
Дата | Цель | Содержание работы | Отметка о выполнении (подпись руководителя практики) |
ДНЕВНИК КОМПЛЕКСНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов специальности «Педагогика и психология»
учебно-методические рекомендации
Архангельск
Поморский университет
Печатается по решению редакционно-издательской комиссии Коряжемского филиала Поморского университета
Автор-составитель: О.Б.Нурлигаянова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики преподавания математики КФ ПГУ им. М.В. Ломоносова
Рецензенты: Н.А. Шкильменская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики преподавания математики Коряжемского филиала ПГУ им. М.В. Ломоносова; Т.А. Морозова кандидат педагогических наук
В учебно-методических рекомендациях сформулированы основные цели и задачи комплексной практики, обязанности студентов – практикантов. Она содержит индивидуальный план работы студента, памятки по написанию конспекта развивающего занятия, представлены схемы: наблюдения за деятельностью психолога, написания индивидуальных характеристик и характеристик коллектива, анализа индивидуальной консультации.
Для студентов по специальности «Педагогика и психология».
© Поморский университет, 2009
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЦА
Фамилия, имя, отчество студента-практиканта:
________________________________________________________________________________________________
Место прохождения практики: ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Сроки проведения практики __________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество руководителя практики от учреждения (организации): ________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество руководителя учреждения (организации):
_______________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество факультетского руководителя: Нурлигаянова Ольга Борисовна
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целями комплексной практики являются:
1. овладение студентом профессиональным опытом на основе применения теоретических знаний и практических навыков из курсов основных и специальных психологических дисциплин
2. формирование у студентов профессиональных умений и навыков самостоятельного планирования и проведения психодиагностической, коррекционно-развивающей, просветительской и консультативной работы с учетом особенностей задач психологической службы конкретного учреждения
3. сбор эмпирических данных по теме выпускной квалификационной работы
Во время комплексной практики решаются следующиезадачи:
· углубление и закрепление студентами полученных теоретических знаний и применение их на практике в работе с клиентом;
· отработка собственной системы приемов и средств работы с клиентом, навыков работы с коллективом;
· планирование собственной профессиональной деятельности:
- определение задач развивающей работы, исходя из специфики выявленных проблем,
- подбор методов и средств диагностической работы (в коллективной и индивидуальной форме),
- самостоятельная разработка занятий и консультаций.
· отработка навыков проведения диагностической, профилактической, коррекционной, консультационной работы с клиентами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
· привитие студентам навыков внимательного отношения к охране психологического здоровья клиента.
В результате решения всего комплекса указанных задач, студенты должны уметь:
· осуществлять психолого-педагогическое изучение проблемы клиента;
· планировать коррекционно-развивающую, просветительскую, консультативную работу;
· организовывать и проводить коррекционно-развивающую работу;
· использовать разнообразные формы, методы, средства, приемы работы практического психолога;
· создавать условия для стремления клиента использовать психологические знания в сложных жизненных ситуациях, формировать стремление к саморазвитию и самопознанию.
Вся деятельность студентов в период комплексной практики должна быть подчинена формированию перечисленных выше профессионально-психологических умений, а уровень овладения ими явится основным критерием оценки результатов работы каждого студента.