Цели и задачи комплексной педагогической практики
Челябинск 2013
Пояснительная записка
Комплексная педагогическая практика является преддипломной (квалификационной) практикой по квалификации мастера профессионального обучения и является завершающим этапом педагогической практики.
В ходе комплексной педагогической практики студенты выполняют обязанности мастера профессионального обучения и классного руководителя.
В период комплексной педагогической практики студент должен показать свою профессиональную компетентность и участвовать в жизни коллектива учреждения образования как полноправный работник, проявляющий интерес к работе, уважение к личности обучающегося, коммуникативность в отношениях с коллегами и общественную активность.
Данные методические указания предназначены для оказания помощи студентам в прохождении производственной (профессиональной) практики.
Педагогическая практика студентов является логическим продолжением обучения на младших курсах. Она должна обеспечить высокий профессиональный уровень подготовки студента, совершенствование его педагогического и методического мастерства, вооружить студента навыками воспитательной деятельности, профессиональной компетентности в вопросах обучения молодежи избранной специальности.
Педагогическая практика является важнейшими этапами подготовки будущих мастеров профессионального обучения. На них формируется и совершенствуется личное профессиональное мастерство, являющееся залогом успешной практической работы в будущем.
Многофункциональная деятельность мастера профессионального обучения осваивается студентом на этапе комплексной педагогической практики, в ходе которой закрепляется и совершенствуется система практических умений, сформированных на предыдущих этапах и проверяется профессиональная готовность будущего специалиста к самостоятельной педагогической деятельности.
Примерные критерии оценки педагогической практики
Комплексная педагогическая практика завершается итоговой конференцией, на которой подводятся итоги и оцениваются результаты практики.
Защита отчета организуется через две недели после окончания практики. При оценке результатов практики можно использовать следующие критерии:
- степень сформированности профессионально-педагогических умений, предусмотренных программой практики;
- уровень теоретического и методического осмысления студентами собственной педагогической деятельности (ее задач, целей и содержания, результатов и затруднений);
- уровень профессиональной направленности будущего специалиста (интерес к педагогической профессии, ответственное и творческое отношение к работе, самостоятельность, дисциплинированность и др.).
"Отлично" ставится, если:
- уроки и внеурочные мероприятия проведены на высоком организационно-методическом уровне: на них обоснованно выдвигались и эффективно решались образовательно-воспитательные задачи, рационально применялись разнообразные методы обучения и приемы активизации учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, поддерживалась хорошая дисциплина;
- студент выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, выработал умения устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися и их родителями, с инженерно-педагогическими работниками, опираясь на психолого-педагогическую теорию, правильно определять и эффективно осуществлять основную воспитательную задачу, способы и результаты ее решения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт.
"Хорошо"ставится, если:
- уроки и внеурочные мероприятия проведены на высоком организационно-методическом уровне; в период практики решались образовательные и воспитательные задачи, однако недостаточно эффективно использовались отдельные методические приемы; студент проявил знания психолого-педагогической теории, самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала, однако допускал незначительные ошибки в построении и проведении уроков и внеурочных мероприятий;
- студент полностью выполнил намеченную программу работы, обнаружил умения определять основную воспитательную задачу и способы ее решения; проявлял инициативу в работе, однако в проведении отдельных видов работы допускал незначительные ошибки.
"Удовлетворительно"ставится, если:
- студент в реализации образовательно-воспитательных задач допускал ошибки, недостаточно эффективно применял психолого-педагогическую теорию, методы и приемы обучения; не всегда мог установить контакт с обучаемыми; при анализе занятия не видел своих ошибок и недостатков;
- студент выполнил программу практики, однако не проявил глубоких знаний психолого-педагогической теории и умения применять ее; допускал ошибки в планировании и проведении отдельных уроков и внеурочных мероприятий; не учитывал в достаточной степени индивидуальных особенностей обучаемых;
"Неудовлетворительно" ставится, если:
- за период практики не были выполнены образовательно-воспитательные задачи, допускались серьезные ошибки при изложении учебного материала, не обеспечивалась дисциплина обучающихся; студент обнаружил слабые знания психолого-педагогической теории и безответственно отнесся к своей работе;
- студент не выполнил программу внеучебной воспитательной работы; обнаружил неумение применять знания психолого-педагогической теории для выдвижения и реализации воспитательных задач;
- вести учетную и отчетную документацию; устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися и организовывать педагогически целесообразно их деятельность;
- студент не представил в указанные сроки всю отчетную документацию, определенную программой практики.
Основными критериями оценивания результатов практики являются:
· полнота и качество выполнения содержания программы;
· степень сформированности профессионально-педагогических умений;
· степень профессиональной направленности: интерес к педагогической профессии, ответственное и творческое отношение к работе, инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, доброжелательное отношение к коллегам и обучающимся.
Права и обязанности студента – практиканта
Студент-практикант имеет право:
- обращаться к руководству практики от колледжа и принимающей организации по всем вопросам, возникающим в процессе практики;
- вносить предложения по совершенствованию практики, переносу сроков практики по уважительной причине;
- участвовать в конференциях и совещаниях, в работе общественных и профсоюзных организаций предприятия.
Обязанностями студентов при прохождении практик являются:
- своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные нормативными документами и программой практики;
- тщательно готовиться к каждому этапу практики;
- оформить отчет и получить аттестацию за практику в запланированной форме;
- выполнять правила внутреннего распорядка принимающей организации, распоряжения руководителей практики, как от колледжа, так и от организации;
- ежедневно приходить в образовательное учреждение к началу учебных занятий и работать в нем не менее 6 часов в день;
- строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
содержание ПРАКТИКИ
Раздел I. Организация КОМПЛЕКСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Расписание звонков
1 смена | 2 смена | ||||
Урок | Начало | Окончание | Урок | Начало | Окончание |
1. | 1. | ||||
2. | 2. | ||||
3. | 3. | ||||
4. | 4. | ||||
5. | 5. | ||||
6. | 6. | ||||
7. | 7. | ||||
8. | 8. |
Закрепленная группа:______________________________________________
Мастер производственного обучения:________________________________
Классный руководитель:___________________________________________
Самоанализ урока
Дата проведения:__________________________
Курс:________ Группа:___________________
Количество учащихся:_____________
Тема занятия: ____________________________________________________________
Цели урока: ______________________________________________________________
№ п/п | Позиции анализа | Сильные стороны урока | Недостатки |
1. | Оценка правильности определения компонента задач урока, его структуры. | ||
2. | Условия организации урока | ||
3. | Содержание и методы вводного инструктажа | ||
4. | Содержание и методы текущего инструктажа | ||
5. | Самостоятельная работа учащегося | ||
6. | Содержание и методы заключительного инструктажа | ||
7. | Профессиональное и педагогическое мастерство |
Общие выводы и рекомендации: ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Привести в дневнике самостоятельно заполненные в ходе практики формы учетной документации мастера профессионального обучения.
Планирующая документация преподавателя
№ п/п | Наименование документа |
8. Самостоятельно подготовить и провести уроки теоретического обучения с последующим самоанализом. Представить: методические разработки уроков, подробный план-конспект с полным методическим обеспечением и самоанализ урока.
Самоанализ урока
Дата урока: ________________________ Группа: __________________________
Дисциплина: ____________________________________________________________________
Тема урока: ____________________________________________________________________
Тип урока: ____________________________________________________________________
Цели урока: ______________________________________________________________
Содержание самоанализа: ______________________________________________________________
1. | Оценка правильности определения целей и задач урока | |
2. | Условия организации урока | |
3. | Оценка эффективности выбора типа урока | |
4. | Рациональность отбора учебного материала на различных этапах урока, соответствием его учебной программе. | |
5. | Рациональность применяемых форм обучения (коллективных, групповых, индивидуальных) и их сочетание | |
6. | Оценка эффективности методики проведения урока: использование « активных» методов обучение ; применение различных видов самостоятельной работы обучающихся; формирование умений, знаний и навыков. Способы осуществления межпредметных связей и профессиональной направленности содержания; методика проверки и оценки знаний, умений, навыков обучающихся | |
7. | Эффективность использования наглядных пособий и технических средств обучения. | |
8. | Уровень знаний, умений и навыков обучающихся | |
9. | Объективность оценки знаний обучающихся | |
10. | Характер и объем домашнего задания, его комментирование | |
11. | Профессиональное и педагогическое мастерство преподавателя: педагогический такт, культура речи, быстрота принятия решения, умения владеть собой и группой, знание материала и т.д. | |
12. | Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия |
Оценки | Критерии | Баллы |
Оценка основных личностных качеств преподавателя Высший балл 5 | 1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя. 2. Уровень педагогического и методического мастерства. 3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность. 4. Степень тактичности и демократичности общения с учащимися. 5. Внешний вид, культура, мимика, жесты. | |
Оценка основных характеристик обучающихся на занятии Высший балл 4 | 1. Степень познавательно активности, творчества и самостоятельности. 2. Актуальность и связь с жизнью (Теория и практика). 3. Степень новизны, проблемности, привлекательности учебной информации. 4. Оптимальность объема предложенного усвоения материала. | |
Оценка содержания деятельности преподавателя и обучающихся Высший балл 4 | 1. Научность, доступность и посильность изучения учебного материала. 2. Актуальность и связь с жизнью (теория и практика). 3. Степень новизны, проблемности, привлекательности учебной информации. 4. Оптимальность объема предложенного усвоения материала. | |
Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и обучающихся в ходе занятий Высший балл 7 | 1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности. 2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке. 3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. 4. Эффективность контроля за работой обучающихся и уровень требований, на котором проводилась их оценка знаний, умений, навыков. 5. Степень эстетического воздействия урока на обучающихся. Степень соблюдения правила охраны труда и ТБ преподавателем и обучающимся в ходе урока. | |
Оценка цели и результатов проведенного занятия Высший балл 10 | 1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока. 2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на обучающихся (к чему и в какой степени научились). 4. Степень воспитательного воздействия (что т в какой степени способствовало воспитанию обучающихся в ходе урока). Степень воздействия урока на развитие обучающихся (что и в какой степени способствовало их развитию) | |
Всего баллов: |
Тема 2.3. Мастер профессионального обучения – организатор воспитательного процесса. Выполнение обязанностей
классного руководителя
Задания:
9. Проанализировать перспективный план на год и месячный план-сетку воспитательной работы учебного заведения и группы.
План учебно-воспитательной работы на период практики
(внеклассная и внеучебная деятельность, важнейшие мероприятия и подготовка к ним, работа с родителями)
№ п/п | Дата | Наименование и содержание учебно-воспитательной работы | Формы работы, Ф.И. участников | Отметка о выполнении |
Самостоятельно подготовить и провести внеурочные (воспитательные) мероприятие.
Занести в дневник подробный план (сценарий) мероприятия и самоанализ, обоснование выбора.
Мероприятия
I.Обоснование содержания, формы и цели воспитательного мероприятия
1.Тема воспитательного мероприятия, ее актуальность и ценность:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Форма мероприятия; соответствие его содержания форме проведения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соответствие данной работы возвратным особенностям обучающихся:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Мотивировка выбора мероприятия для данного коллектива:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Конкретные воспитательные цели, которых можно достичь в результате проведения данного мероприятия: ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
II.Обоснование путем организации и подготовки мероприятия
1. На какой период времени планируется мероприятие и почему? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Как конкретно будет проходить мероприятие, каков его общий сценарий? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Какие виды подготовительной работы следует провести, и в какой последовательности? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каких качеств личности, умений и навыков потребуется от обучающихся подготовка и проведение мероприятия, какую степень самостоятельности им надо проявить? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Как будут распределены обязанности (роли) между участниками мероприятий при подготовке и проведении? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какова роль студента-практиканта в подготовке и проведении мероприятия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
План индивидуальной работы
Фамилия, имя, отчество
План индивидуальной работы
Преподавателя
_________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Раздел III. Подведение итогов КОМПЛЕКСНОЙ педагогической
практики. Педагогическая конференция.
Задания:
Организаторские умения
1. Умею организовать собственную деятельность по выполнению намеченного: 4,3,2,1
2. Умею организовывать обучающихся на занятиях, в труде, во внеклассной деятельности: 4,3,2,1
3. Умею организовывать некоторые формы работы с родителями: 4,3,2,1
Методические умения
1. Владею методами и приемами работы с обучающимися: 4,3,2,1
2. Умею составлять планы, планы-конспекты различных видов деятельности обучающихся: 4,3,2,1
3. Умею создавать условия для полноценного обучения профессии: 4,3,2,1
4. Умею проводить анализ урока, внеклассного мероприятия:4,3,2,1
Диагностические умения
1. Умею изучать личность обучающегося и коллектива: 4,3,2,1
2. Умею анализировать результаты деятельности обучаюшихся:4,3,2,1
3. Умею анализировать свою работу и соотносить ее результаты с поставленными целями:4,3,2,1
4. Умею составлять психолого-педагогическую характеристику коллектива учебной группы:4,3,2,1
5. Умею составлять психолого-педагогическую характеристику на обучающегося:4,3,2,1
Коммуникативные умения
1. Умею целенаправленно организовывать общение и управлять им:4,3,2,1
2. Умею регулировать, своевременно и разумно перестраивать взаимоотношения с учетом ответной реакции:4,3,2,1
3. Умею создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества, радости:4,3,2,1
4. Умею свободно выступать перед аудиторией:4,3,2,1
5. Умею управлять своим поведением и настроением:4,3,2,1
6. Умею четко и убедительно выражать свои мысли:4,3,2,1
Исследовательские умения
1. Владею исследовательскими методами в профессиональной деятельности: наблюдение, анкетирование, анализ документации, обработка и обобщение результатов:4,3,2,1
2. Умею определять цели, задачи и разработать соответствующий план образовательного процесса на основе выявленных психологических особенностей обучающихся, уровня их знаний и умений: 4,3,2,1
3. Умею изучать и внедрять передовой педагогический опыт в собственную деятельность:4,3,2,1
4. Умею составить доклад, сообщение на основе изученной литературы и обобщение опыта работы:4,3,2,1
8. Собираетесь ли Вы работать мастером производственного обучения?___
_________________________________________________________________
9. На что необходимо обратить внимание при подготовке студентов к преддипломной практике?__________________________________________
10. Ваши предложения по организации педагогической практики:________
__________________________________________________________________
Приложение №1
Дневник практики
Дата, (число, месяц, год) | Наименование работы | Рабочее время (количество отработанных часов) | Оценка за выполнение работы | Подпись руководителя практики |
Приложение №2
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»
ОТЧЕТ
Приложение № 3
Характеристика работы студента -практиканта
(Теоретические знания и профессиональные умения, методическая грамотность, умение владеть группой, осуществлять внеклассную и групповую работу. Понимание системы работы классного руководителя, умение работать с коллективом учебной группы и отдельными учащимися, с органами студенческого самоуправления и родителями; педагогический такт студента, культура речи и др.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предлагаемая оценка за практику ____________________________
МП
Руководитель практики _________________________________________
подпись Ф.И.О
Челябинск 2013
Пояснительная записка
Комплексная педагогическая практика является преддипломной (квалификационной) практикой по квалификации мастера профессионального обучения и является завершающим этапом педагогической практики.
В ходе комплексной педагогической практики студенты выполняют обязанности мастера профессионального обучения и классного руководителя.
В период комплексной педагогической практики студент должен показать свою профессиональную компетентность и участвовать в жизни коллектива учреждения образования как полноправный работник, проявляющий интерес к работе, уважение к личности обучающегося, коммуникативность в отношениях с коллегами и общественную активность.
Данные методические указания предназначены для оказания помощи студентам в прохождении производственной (профессиональной) практики.
Педагогическая практика студентов является логическим продолжением обучения на младших курсах. Она должна обеспечить высокий профессиональный уровень подготовки студента, совершенствование его педагогического и методического мастерства, вооружить студента навыками воспитательной деятельности, профессиональной компетентности в вопросах обучения молодежи избранной специальности.
Педагогическая практика является важнейшими этапами подготовки будущих мастеров профессионального обучения. На них формируется и совершенствуется личное профессиональное мастерство, являющееся залогом успешной практической работы в будущем.
Многофункциональная деятельность мастера профессионального обучения осваивается студентом на этапе комплексной педагогической практики, в ходе которой закрепляется и совершенствуется система практических умений, сформированных на предыдущих этапах и проверяется профессиональная готовность будущего специалиста к самостоятельной педагогической деятельности.
Цели и задачи комплексной педагогической практики
Комплексная педагогпическая практика проводится с целью овладения студентами первоначальным педагогическим опытом и проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной образовательно-воспитательной и учебно-методической деятельности.
Основные задачи комплексной педагогической практики:
· закрепить и совершенствовать систему практических умений, сформированных на предыдущих этапах практики на основе использования знаний по дисциплинам психолого-педагогического и специального циклов;
· сформировать у студентов опыт самостоятельной работы в качестве мастера профессионального обучения и классного руководителя и по мере его формирования развить педагогические способности;
В процессе комплексной педагогической практики закрепляются и развиваются следующие профессиональные умения:
- разрабатывать планирующую документацию учебной и воспитательной работы на период практики;
- самостоятельно подготавливать и проводить занятия производственного и теоретического обучения, разрабатывать дидактические материалы;
- организовывать общественный и производительный труд; проводить воспитательную работу в различных формах и по разным направлениям;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися и их родителями, с инженерно-педагогическими работниками образовательного учреждения.
В результате выполнения программы преддипломной практики по квалификации мастера профессионального обучения студент:
- самостоятельно и методически грамотно готовится к занятиям (мероприятиям) и успешно проводит их, достигая поставленных целей;
- устраняет пробелы в своих знаниях и умениях, опираясь на передовой производственный и педагогический опыт;
- проявляет творческие подходы к образовательному процессу;
- устанавливает психологический контакт с обучающимися.
Отчетной документацией по педагогической практике являются:
-дневник студента-практиканта с анализом посещенных и самоанализом проведенных уроков и занятий;
-полные методические разработки уроков, внеурочных (воспитательных) мероприятий;
- разработанные наглядные пособия, дидактические материалы;
-планы воспитательной и индивидуальной работы мастера профессионального обучения и преподавателя;
-психологический и социологический материал с результатами диагностики (методики, социометрия, характеристики и т.д.).