Цвет послеобраза, появляющегося на фоне цветовой поверхности после смотрения на цветовую поверхность (по С. В. Кравкову)
\. То, на что ^^ мы смотрим \^ сейчас То, на что \ч мы смотрели \ч^ до того Х^ | Красный | Желтый | Зеленый | Синий | Фиолетовый | Белый |
Красный | Грязно-красный | Зеленовато-желтый | Насыщенно зеленый | Голубой | Синий | Изумрудно-зеленый |
Желтый | Пурпурный | Серовато-желтый | Голубовато-зеленый | Насыщенно синий | Насыщенно синевато-фиолетовый | Фиолетовый |
Зеленый | Насыщенно красный | Оранжевый | Серовато-зеленый | Фиолетовый | Пурпурный | Пурпурно-красный |
Синий | Оранжевый | Насыщенно золотисто-желтый | Желтовато-зеленый | Серовато-синий | Пурпурный | Оранжевый |
Фиолетовый | Оранжевый | Насыщенно лимонно-желтый | Желтовато-зеленый | Голубовато-синий | Серовато-фиолетовый | Зеленовато-желтый |
Рис. 52. Эффект изменения светлоты круга в зависимости от уровня его контраста по отношению к фону |
Рис. 53. Феномен полос Маха:
а — появление темной и светлой полос на границах градуального изменения светлоты; б — подчеркивание разности яркостей правой и левой стороны прямоугольников
феноменальным (не физическим) эффектом подчеркивания контраста (рис. 54). На рис. 53, # также четко видно, что левая сторона каждого прямоугольника кажется немного светлее, чем его правая сторона. Тем не менее реально поверхности этих прямоугольников абсолютно однородны, в чем можно легко убедиться, внимательно рассматривая каждый из них, прикрыв листом бумаги остальные.
Еще одним примером «работы» механизма латерального торможения, изменяющего такой феноменальный параметр, как светлота, является черно-белый стимульный паттерн, называемый решеткой Германа (рис. 55). Несмотря на то что яркость белых полос, разделяющих черные квадраты, везде одинакова, в местах пересечения вертикальных и горизонтальных белых полос видны иллюзорные серые пятна. Появление этих пятен является следствием взаимодействия ганглиозных клеток сетчатки, имеющих характерные концентрические рецептивные поля1. Эффект латерального торможения максимален в местах пересечения белых линий, по-
1 Физиологические доказательства работы подобного механизма были получены в исследовании лауреата Нобелевской премии Х.Хартлайна и его соавтора Ф.Ратлифа (1957).
Рис. 54. Реальное изменение освещенности поверхности (пунктир) и феноменальное изменение яркости (сплошная линия) при демонстрации полос Маха:
ось абсцисс — поверхность стимуль-ного паттерна, слева-направо; ось ординат — интенсивность света или воспринимаемая яркость
л1 | ||
Темная полоса | Градиент изменения светлоты | Светлая полоса |
этому возбуждение рецепторов световым воздействием в этих местах минимально, и как результат — эти участки кажутся менее светлыми.
О влиянии формы рецептивных полей ганглиозных клеток сетчатки на восприятие яркости свидетельствуют оригинальные эксперименты Дж.Вестхаймера [223]. Он установил, что порог восприятия светового пятна, предъявляемого на фоне светового диска надпороговой интенсивности зависит от углового размера этого диска. Для небольших размеров фонового диска (2 — 3 угловых мин) пороговая величина тестового стимула была минимальна, она возрастала с увеличением диаметра фонового диска, достигая максимума при 9—11 угловых минутах, а затем опять снижалась. Эта кривая получила название функции Вестхаймера (рис. 56).
Многие исследователи используют пороговую функцию Вестхаймера для измерения диаметра оя-центра рецептивного поля, а точку выхода кривой на плато после перегиба для оценки размера
Рис. 55. Решетка Германа
5 10 15 20
Диаметр диска, угл. мин
Рис. 56. Эффект Вестхаймера: зависимость порога восприятия светового пятна от диаметра окружающего диска:
ось ординат — интенсивность света, необходимая для обнаружения порогового стимула; по оси абсцисс — диаметр фонового диска в угловых минутах [223]
©
его о^-периферии1. Таким образом, данные современной нейрофизиологии и сенсорной психофизики взаимно подтверждают друг друга.
Вышеприведенные примеры показывают, что особенности базовых нейрофизиологических механизмов зрения могут существенным образом определять содержание перцептивного образа, создавая определенные ограничения или даже неадекватность психического отражения окружающей нас реальности. Психологу необходимо знать о подобной специфике восприятия, чтобы не только понимать природу тех или иных перцептивных феноменов, но и иметь возможность их намеренно использовать. Это очень важно при проектировании современных систем отображения зрительной информации — компьютерных мониторов, индикаторных панелей для наружной рекламы и т.д.