На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет.

Лабораторная работа № 3

Особенности зрительного восприятия цвета человеком.

ЧАСТЬ 2

Цветовая индукция.

Находясь в непосредственном соседстве, цвета влияют друг на друга. Один и тот же цвет выглядит различно в зависимости от того, какими цветами он окружен и, какие цвета воспринимались до него.

Изменение характеристик цвета под влиянием других цветов называется цветовой индукцией.

В зависимости от меры различия характеристик цвета, индукция может быть отрицательной либо положительной. При отрицательнойиндукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происхо­дит их «подравнивание», нивелирование. Если различие достаточно заметно, глаз стремится его увеличить, и воспринимаемые характеристики цветов изменяются в противоположном направлении; если же оно малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу и воспринимаемые характеристики цветов сближаются, нивелируются. В этой закономерности проявляется стремление наших органов чувств к определенности, ясности. Мерой индукции является контраст.

Различают контраст оптический и контраст освещения. Нас интересует оптический контраст, разновидностью которого является цветовой контраст.

Контра́ст опти́ческий — различимость предмета наблюдения от окружающего его фона. Визуальное восприятие объекта возможно только при наличии контраста между объектом и фоном.

Контраст На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru определяется отношением разности яркостей объекта наблюдения На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru и фона На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru к одной из этих яркостей:

На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru

Когда объект имеет абсолютный контраст, то На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru , при его отсутствии (объект сливается с фоном) На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru .

Минимальная величина На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru , при которой глаз воспринимает соседние детали, называется порогом контрастной чувствительности глаза. Она зависит от яркости(фотометрической) объекта и фона, его углового размера и чёткости контура объекта на фоне.

Цветовой контраст — разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков. Понятие используется в дизайне, рекламе и в фотографии.

Одновременная контраст (индукция).

Одновременный контраст (индукция) –это изменение воспринимаемых характеристик цвета под воздействием соседних цветов, рассматриваемых одновременно.

Явление наблюдается во всякой цветовой композиции и постоянно сопровождает процесс зрительного восприятия. Одновременный контраст может быть светлотным и хроматическим. Светлотный одновременный контраст –это изменение светлоты цвета под действием соседних цветов.Если два одинаковых серых круга разместить, соответственно, один на черном, а другой на более светлом фоне, то ясно видно, что круг на черном фоне кажется светлее, чем круг на более светлом фоне.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1.

На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru

То же самое наблюдается с фигурами , окрашенными в хроматический цвет.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2.

На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru

Таким образом, можно определить общую закономерность одновременной светлотной индукции:

На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет.

Фон в данном случае является индуктирующим полем, а цветовое пятно – реагирующим полем. Одновременный светлотный контрастнаблюдается не только в случаях размещения цветовых пятен в одной плоскости по принципу: «фигура – фон». При смежном размещении цветовых пятен наиболее активно индукционное действие наблюдается на границе их соприкосновения. Светлое пятно в этом месте кажется светлее, а темное – темнее. Создается впечатление неровности, пространственной вибрации, возникает эффект объемности. Это явление получило название «краевой или граничный контраст». Это можно пронаблюдать на илл.3 – полосах Маха.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 3.

На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет. - student2.ru

Наши рекомендации