Упражнение 1. Нулевая позиция

Необходимое время: 20 минут (каждый по 10 минут в роли психолога и роли клиента).

Инструкция. Разбейтесь на пары. Один из вас – клиент, другой – консультант. Клиент рассказывает о какой-то ситуации из своей жизни, не обязательно проблемной. Психолог сидит напротив, в экспрессивно нейтральной позе. Психологу не следует опускать голову, забрасывать ногу за ногу, вертеть головой или опускать ее. Задача психолога – слушать клиента, ничем не выдавая своего отношения к услышанному и не демонстрируя никаких невербальных реакций.

Технический комментарий. Это одна из самых важных позиций в подготовке консультанта. (Аналог этой позиции использовался еще З.Фрейдом, который выводил психолога из непосредственного поля зрения клиента). В основе этой позиции лежит следующий девиз: "Прежде чем научиться делать что-либо хорошо, нужно научиться ничего не делать".

Клиент обычно тратит очень много усилий на то, чтобы следить за мимикой, выражением лица, жестами и другими невербальными и вербальными сигналами со стороны психолога. Если клиент видит, что психолог определенным образом реагирует на ту или иную его фразу (например, говорит "да-да" или морщит лоб), он начинает домысливать, достраивать свой рассказ какими то событиями, которые, как ему кажется, будут одобрены психологом (или наоборот, укрепят психолога во мнении о никчемности, безответственности клиента, и т.п.). Зачастую расспросы психолога уводят клиента в сторону от его проблем. Поэтому чем меньше внешних сигналов исходит от психолога к клиенту, тем в большей степени последний будет полагаться на свои собственные чувства и представления. Если клиент в чем-то не уверен, он может переформулировать фразу, вернуться к ранее сказанному, уточнить какие-то моменты рассказа, пользуясь своими внутренними ощущениями, а не вопросами психолога. Само по себе присутствие Другого в поле зрения – сильный мотивирующий и терапевтический фактор, позитивно влияющий на рассказчика.

Задача психолога на протяжении выполнения упражнения заключается в том, чтобы просто находиться перед клиентом, сохраняя спокойное, эмоционально-нейтральное выражение лица и не производя никаких движений. Когда психолог избавлен от необходимости постоянно каким-то образом реагировать на клиента (поддерживать, задавать вопросы и т.п.), он может более внимательно вслушаться в то, что говорит клиент, и лучше понять его. Сложность выполнения данного упражнения связана с привычными, стереотипными реакциями психолога (кивание головой, оказание невербальной и вербальной поддержки), которые затрудняют восприятие клиента и его текста.

Упражнение 2. "Любопытство".

Необходимое время:35-40 минут.

Инструкция. Разбейтесь на тройки: клиент, консультант, наблюдатель. Клиент рассказывает о какой-либо проблемной ситуации из его жизни. Задача психолога – проявить максимальное любопытство и задавать клиенту вопросы, относящиеся непосредственно к проблемной ситуации и позволяющие ее прояснить. Наблюдатель фиксирует задаваемые психологом вопросы. Через 10 минут работа заканчивается, наблюдатель делится своими впечатлениями: уместными ли были вопросы, позволяли ли они лучше понять ситуацию, какой метафорой можно описать взаимодействие (например: "допрос партизана в гестапо", "игра в "да" и "нет" не говорить, черный с белым не носить", "мама и ребенок", "волк и Красная Шапочка" и т.п.). Метафорическое описание ситуации дает возможность начинающему психологу получить обратную связь и в виде точного описания, и в образной форме.

Технический комментарий. Умение задавать вопросы – один из важнейших навыков психолога-консультанта. Вопросы должны расширять и углублять представления психолога о проблеме клиента. Психолог должен сохранять состояние "любопытства" или любознательности в течение всей консультативной сессии. Его вопросы должны, как пули, попадать в центр мишени. Вначале психолог "пристреливается" и пытается прояснить все важные аспекты ситуации (открытые вопросы). Затем его "попадания" становятся все более точными (закрытые вопросы). Можно задавать любые вопросы, так как ситуация является учебной.

После завершения работы клиент дает обратную связь психологу: как он себя чувствовал, какие вопросы вызывали дискомфорт, подходит ли для него такой стиль задавания вопросов. Психологу важно осознавать, что клиенты бывают очень разными. Одни достаточно подробно и активно рассказывают о своей проблеме, другим требуется много времени для того, чтобы описать беспокоящую ситуацию. Стиль задавания вопросов должен варьироваться от клиента к клиенту, поэтому данное упражнение необходимо проделать несколько раз в тройках различного состава.

Задача наблюдателя – рассказать обо всем, что он увидел, и дать образное описание ситуации. Можно усложнить упражнение, предложив наблюдателю фиксировать количество открытых и закрытых вопросов.

Упражнение 3."Парафраз".

Необходимое время:50-55 минут (каждый по 15 минут в роли психолога, клиента, наблюдателя и по 2-3 минуты на обсуждение)

Инструкция.Разбейтесь на тройки: клиент, консультант, наблюдатель. Клиент рассказывает о какой-либо проблемной ситуации из его жизни. Задача психолога – отражать высказывания клиента, повторяя их слово в слово или незначительно перефразируя. Психолог обычно отражает наиболее интенсивные или значимые высказывания, ничего не добавляя от себя. Возможно изменение вспомогательных или несущественных слов. Наблюдатель следит за точностью выполнения инструкции и после завершения упражнения дает обратную связь психологу.

Технический комментарий.Данная микротехника слушания является одной из основополагающих в практике психолога. Она активно используется последователями К.Роджерса в недирективных направлениях консультирования. При выполнении упражнения, направленного на отработку навыка перефразирования (или отражающего слушания) очень важно, чтобы психолог ничего не вносил в монолог клиента, не отягощал его собственными когнитивными дополнениями. Из каждого смыслового куска клиента он повторяет самое важное, квинтэссенцию, несущую в себе центральное чувство, переживание, идею. Наблюдатель следит и отмечает: 1) что именно повторял психолог; 2) выбор фразы, словосочетания для повторения был осуществлен на основе значимости данного содержания для клиента или на основе собственных взглядов психолога.

Упражнение 4."Самораскрытие".

Необходимое время: 1,5 часа (каждый по 25-30 минут в роли психолога, клиента, наблюдателя и по 2-3 минуты на обсуждение).

Инструкция.Разбейтесь на тройки: клиент, консультант, наблюдатель. По мере рассказа клиента о какой-либо проблемной ситуации психолог анализирует его слова. Если какие-то факты, обстоятельства из жизни психолога похожи на те, о которых рассказывает клиент, психолог более или менее подробно делится своим опытом с клиентом. Сходство должно заключаться не столько в общей канве проблемной ситуации, сколько в переживаемых чувствах.

Технический комментарий. Традиционный психоанализ не использует технику самораскрытия, так как при этом психолог становится "прозрачным". В то же время общеизвестным является факт, что клиенты иногда сидят, ходят, говорят и даже думают так же, как их терапевты (И.Ялом, S.Barlow, W.Hansen). Имитационное поведение, осуществляемое путем идентификации с психологом – важнейший терапевтический фактор.

Техника самораскрытия является наиболее сложной для тревожных, неуверенных в себе психологов. Некоторых специально обучали избегать самораскрытия, для других профессиональная роль является более безопасной, чем аутентичное поведение. В то же время главным инструментом в консультировании является сам психолог с его жизненным и профессиональным опытом.

Цель данного технического приема – продемонстрировать, как в подобных ситуациях вели себя другие люди. В трудные, кризисные моменты жизни человек склонен искать конкретные примеры для подражания. Возможность "примерить" к себе кусочек опыта психолога позволяет клиенту выяснить, подходит или не подходит ему такой способ, паттерн поведения. Экспериментирование с новыми моделями поведения увеличивает число степеней свободы клиента.

При самораскрытии психологу необходимо избегать поучений и идеализации. Клиенту предлагается реальный случай из жизни психолога с сопутствующими ему неудачами, глупостью, непоследовательностью, колебаниями – всем тем, через что проходит живой, не "книжный" человек. Пример психолога не должен содержать однозначных моральных оценок, не должен сводиться к изложению общеизвестных теоретических положений или быть иллюстрацией из учебника. У пациента должна быть возможность сделать собственные выводы из рассказа психолога.

Техника самораскрытия позволяет добавить в процесс консультирования два важных терапевтический фактора. Первый из них - вселение надежды в клиента. Клиент зачастую испытывает облегчение, когда узнает, что казавшаяся безнадежной ситуация успешно решена другим человеком. Второй фактор – универсальность переживаний. Когда терапевт делится своими чувствами, пациент становится свидетелем того, что подобные ситуации бывают в жизни других людей, что остальные тоже страдают, ревнуют, совершают попытки суицидов, изменяют, фантазируют на табуированные темы.

Самораскрытие – это всегда риск для психолога. Для того, чтобы самораскрытие было успешным, нужно соблюдение некоторых условий. Во-первых, хороший терапевтический контакт с клиентом; во-вторых, восприятие клиентом психолога как компетентного человека; в-третьих, эквивалентность рассказа психолога ситуации клиента, то есть достаточное количество сходных элементов между одной и другой проблемой. Последнее – техника должна быть уместной. В этом случае клиент может использовать полученную информацию как модель для подражания. Несмотря на все сложности данной техники, наградой являются облегчение состояния клиента, увеличение степени доверия, сокращение дистанции.

Уменяка

Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: "А вот у меня…" Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

Упражнение 5. Конфронтация

Наши рекомендации