Специализация полушарий головного мозга.

Мозг – центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодей ствие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции.

Мозг состоит из нервной ткани: серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон).

Работа больших полушарий построена контрлатерально – левое полушарие головного мозга отвечает за правую сторону телесной организации, и наоборот.

Функциональная ассиметрия - по-разному переработка информации. Правое полушарие – целое воспринимается раньше, чем его части. Это основа воображения и творческого мышления. Левое - последовательно и рационально обрабатывает информацию.

Происхождение и развитие сознания.

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического

объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Условия возникновения сознания – совместная, продуктивная, орудийная деятельность, опосредованная речью.

Направления в развитии сознания:

1 Рефлексивное

2 Понятийное

3 Историческое

4 Расширение сферы осознаваемого.

Лекция 3. Деятельность и общение

Основные вопросы.

1. Теория деятельности. Принципы деятельностного подхода.

2. Характеристики деятельности.

3. Структура деятельности.

4. Общение. Структура общения.

5. Признаки общения.

6. Виды общения.

7. Функции и средства общения.

8. Развитие общения.

Теория деятельности. Принципы деятельностного подхода.

Основное положение деятельностного подхода – анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе приводит к раскрытию многоуровневого системного образования – личности.

Принципы деятельностного подхода:

1.Предметности

2.Активной и реактивной организации процессов деятельности

3.Сочетания адаптивной и неадаптивной типов активности как условие развития деятельности человека.

4.Интериоризации-экстериоризации, как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта.

5.Опосредование и сигнификация как механизм овладения поведением человека.

6.Зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека.

7.Психологического анализа «по единицам».

Характеристики деятельности.

Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Виды деятельности:

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта.

Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Характеристика человеческой деятельности:

1 Общественный характер

2 Целенаправленность

3 Плановость

4 Систематичность

Структура деятельности.

Мотивы

Способы и приемы (действия)

Цели

Интериоризация – переход умственных действий во внутренний план.

Экстериоризация – реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами.

Структура и функции действий

Действия: Двигательные – исполнение

Умственные - регулирование

Чувственные - контроль

Общение. Структура общения.

Общение- взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Структура общения:

1. Коммуникация (обмен информацией) 2. Интеракция (обмен действиями)

3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера)

Признаки общения.

1.Внимание и интерес к другому человеку.

2.Эмоциональная вовлеченность во взаимодействие.

3.Инициатива привлечения партнера к себе.

4. Чувствительность к отношению со стороны партнера.

Реализуются по-разному в зависимости от возраста и возможностей людей.

Виды общения.

Межгрупповое общение – средство передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса.

Межличностное общение – раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому.

Формальное общение – обусловленное социальными функциями, регламентированное по содержанию и по форме.

Неформальное общение – наполненное субъективным личностным смыслом, обусловленное личными отношениями между партнерами.

Функции и средства общения.

Функции общения:

1. информационно-коммуникативная

2. регуляторно-коммуникативная

3. аффективно-коммуникативная

Средства общения:

1. Вербальная коммуникация – речь.

2. Невербальная коммуникация –

Оптико-кинетическая система – жесты, мимика, пантомимика.

Экстра- и паралингвистика – вкрапление в речь пауз, торможений и т.д.

Вокализация – тембр, качество голоса, тональность, диапазон.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса.

Контакт глазами.

Знаковые системы – ноты, символы, знаки (пр.дорожные) и т.д.

Развитие общения.

1.От объективности к субъективности.

2.От монолога к диалогу.

3.От импульсивности к рефлексивности.

4.От «вертикальных» отношений к «горизонтальным».

5.От ситуативного к личностному.

Наши рекомендации