Специализация полушарий головного мозга.
Мозг – центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодей ствие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции.
Мозг состоит из нервной ткани: серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон).
Работа больших полушарий построена контрлатерально – левое полушарие головного мозга отвечает за правую сторону телесной организации, и наоборот.
Функциональная ассиметрия - по-разному переработка информации. Правое полушарие – целое воспринимается раньше, чем его части. Это основа воображения и творческого мышления. Левое - последовательно и рационально обрабатывает информацию.
Происхождение и развитие сознания.
Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического
объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.
Условия возникновения сознания – совместная, продуктивная, орудийная деятельность, опосредованная речью.
Направления в развитии сознания:
1 Рефлексивное
2 Понятийное
3 Историческое
4 Расширение сферы осознаваемого.
Лекция 3. Деятельность и общение
Основные вопросы.
1. Теория деятельности. Принципы деятельностного подхода.
2. Характеристики деятельности.
3. Структура деятельности.
4. Общение. Структура общения.
5. Признаки общения.
6. Виды общения.
7. Функции и средства общения.
8. Развитие общения.
Теория деятельности. Принципы деятельностного подхода.
Основное положение деятельностного подхода – анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе приводит к раскрытию многоуровневого системного образования – личности.
Принципы деятельностного подхода:
1.Предметности
2.Активной и реактивной организации процессов деятельности
3.Сочетания адаптивной и неадаптивной типов активности как условие развития деятельности человека.
4.Интериоризации-экстериоризации, как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта.
5.Опосредование и сигнификация как механизм овладения поведением человека.
6.Зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека.
7.Психологического анализа «по единицам».
Характеристики деятельности.
Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Виды деятельности:
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта.
Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
Характеристика человеческой деятельности:
1 Общественный характер
2 Целенаправленность
3 Плановость
4 Систематичность
Структура деятельности.
Мотивы
Способы и приемы (действия)
Цели
Интериоризация – переход умственных действий во внутренний план.
Экстериоризация – реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами.
Структура и функции действий
Действия: Двигательные – исполнение
Умственные - регулирование
Чувственные - контроль
Общение. Структура общения.
Общение- взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Структура общения:
1. Коммуникация (обмен информацией) 2. Интеракция (обмен действиями)
3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера)
Признаки общения.
1.Внимание и интерес к другому человеку.
2.Эмоциональная вовлеченность во взаимодействие.
3.Инициатива привлечения партнера к себе.
4. Чувствительность к отношению со стороны партнера.
Реализуются по-разному в зависимости от возраста и возможностей людей.
Виды общения.
Межгрупповое общение – средство передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса.
Межличностное общение – раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому.
Формальное общение – обусловленное социальными функциями, регламентированное по содержанию и по форме.
Неформальное общение – наполненное субъективным личностным смыслом, обусловленное личными отношениями между партнерами.
Функции и средства общения.
Функции общения:
1. информационно-коммуникативная
2. регуляторно-коммуникативная
3. аффективно-коммуникативная
Средства общения:
1. Вербальная коммуникация – речь.
2. Невербальная коммуникация –
Оптико-кинетическая система – жесты, мимика, пантомимика.
Экстра- и паралингвистика – вкрапление в речь пауз, торможений и т.д.
Вокализация – тембр, качество голоса, тональность, диапазон.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса.
Контакт глазами.
Знаковые системы – ноты, символы, знаки (пр.дорожные) и т.д.
Развитие общения.
1.От объективности к субъективности.
2.От монолога к диалогу.
3.От импульсивности к рефлексивности.
4.От «вертикальных» отношений к «горизонтальным».
5.От ситуативного к личностному.