Вопрос 10. Функции левого и правого полушарий головного мозга. Парность в деятельности полушарий.

Вопрос 11. Физиологические основы памяти. Классификация. Механизм сенсорной, долговременной и кратковременной памяти. Нарушения памяти.

Классификация видов памяти.

1. Генетическая память (наследственность), в том числе эпигенетическая память.

2. Иммунологическая память (память лимфоцитов и других клеток крови) – врожденная; приобретенная (пассивная и активная).

3. Нервная, или нейрологическая память.

3.1. Врожденная(видовая, или генотипическая, или филогенетическая; например, безусловные рефлексы и инстинкты).

3.2. Приобретенная(приобретаемая, или индивидуальная, или фенотипическая), в том числе

3.2.1. Элементарные виды памяти и научения (привыкание, сенситизация, временная связь, или условный рефлекс, или условнорефлекторная память).

3.2.2. Сложные виды памяти: неосознаваемая, или бессознательная, память (включая импринтинг); осознаваемая, или сознательная, память (непроизвольная и произвольная), в том числе такие виды специфической памяти как: двигательная, образная, или модально-специфическая (зрительная, в том числе эйдетическая, или фотографическая память, слуховая, обонятельная, вкусовая); логическая (словесно-логическая, семантическая), в том числе механическая («зубрежка»); эмоциональная; процедурная, декларативная.

3.3. Виды нейрологической памяти в зависимости от ее временной организации:

- иконическая (сенсорная)

- кратковременная (краткосрочная, оперативная, рабочая)

- долговременная (долгосрочная, декларативная, пропозиционная, вторичная, или семантическая).

3.4. Виды нейрологической памяти в зависимости от доступности энграмм для воспроизведения:

- пассивная память (недоступная для воспроизведения)

- активная память (доступная для воспроизведения)

Генетическая память. Под генетической памятью понимают всю информацию, получаемую организмом при его зачатии.

Эпигенетическая память Она представляет собой память поколений клеток специализиро­ванных тканей высших животных.

Иммунологическая память. Различают врожденную (видовую) и приобретенную (индивидуальную) иммунологическую память. формируется клетками иммунной системы – В-лимфоцитами

Нервная, или нейрологическая память (феноменология).

это память, обеспечиваемая центральной нервной системой. В физиологии рассматривается

Определения термина «память».

это свойство нервной системы воспринимать информацию о раздражителе, хранить и воспроизводить ее.

Энграмма, или следы памяти. Комплекс структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм, т.е. следов памяти. Термин «энграмма» предложен зоологом Дж. Янгом в 50-х гг. По современным представлениям, энграмма представляет собой след памяти, сформированный в результате научения

Врожденная (видовая, или генотипическая, или филогенетическая) нейрологическая память представляет собой многовековой опыт поколений, передаваемый по наследству в виде множества безусловных рефлексов и инстинктов.

Приобретенная (приобретаемая, или индивидуальная, или фенотипическая) память представляет собой тот вид памяти, который и составляет основной предмет изучения в физиологии.

Элементарные и сложные виды приобретенной памяти.К ним относятся привыкание, сенситизация, а также условный рефлекс, или условнорефлекторная память. Сенситизация – это процесс, противоположный привыканию.

Условнорефлекторная память. Выделение данной формы памяти в самостоятельную категорию обусловлено механизмом становления ус­ловнорефлекторных связей.

Сложные виды памяти.

Импринтинг.Он представляет собой запечатление первых (в период рождения) раздражителей, на основе чего формируется сложное поведение, в основе которого лежит комплекс безусловных рефлексов. По К. Лоренцу, импринтинг характеризуется четырьмя особенностями: 1) он приурочен к ограни­ченному (критическому) периоду жизни; 2) он необратим 3) он происходит в тот период, когда соответствующее поведение еще не развито; 4) при проявлении импринтинга запечатлеваются не индивидуальные, а видос­пецифические характеристики жизненно важного объекта.

Транспорт молекул памяти.

Итак, концепции биохимического кодирования индивидуального опыта в памяти опираются на две группы фактов: 1) образование в мозге при обучении новых биохимических факторов (например, «пептидов памяти»);

2) возможность передачи, приобретенной инфор­мации необученному мозгу с помощью этих факторов.

Гипотеза долговременной памяти Г. А. Вартаняна.при выработке любого нового рефлекса между нейронами возникает новая в морфологическом и функциональ­ном отношении связь.

Иммунологическая гипотеза долговременной памяти И.П. Аш­марина.

Специфическая для раздражителя нервная импульсация, проходя по путям реверберации в блоках кратковремен­ной памяти, вызывает по тем или иным причинам специфические изме­нения конфигурации белков постсинаптической мембраны. Данные кон­фигурации мембранных белков закрепляются включением в них комплиментарных пептидов, вырабатываемых клетками нейроглии.

Концепция активной памяти Т.Н. Греченко и А.Н. Лебедева.память выступает как единое свойство, концепция предусматривает выделение двух форм памяти – активной и пассивной. Активная форма памяти означает, что энграмма (след памяти) готова к воспроизведению в данный мо­мент времени. Пассивная форма памяти указывает на то, что энграмма еще не готова к непосредственному воспроизведению.

Кроме того, концепция активной памяти рассматривает всю память как постоянную и долговременную.

Концепция множественности систем памяти. В соответствие с этой концепций, в мозге человека имеются различные системы памяти. Каждая из них имеет свои оперативные характеристики, участвует в приобретении знаний разного рода и осуществляется разными мозговыми структурами.

Нейронные модели памяти.

были обнаружены «пусковые» нейроны, расположенные в головке хвостатого ядра и передней части зрительного бугра. Эти нейроны отвечали лишь на речевые команды типа: «Запомните», «Повторите».

Концепция частотной фильтрации.обработка информации в зрительной сенсорной системе осуществляется через нейронные комплексы, наделенные свойствами двухмерных пространственно-частотных фильтров.

Нейронная модель памяти Е.Н. Соколова.информация кодируется в нейронных структурах мозга в виде осо­бых векторов памяти, которые создаются на теле нейрона-детектора набором постсинаптических локусов, имеющих разную электриче­скую проводимость.

Медитация.

Трансцендентальная медитация при этом виде медитации, согласно одним данным, спектр частот ЭЭГ напоминает промежуточное состояние между бодрствованием и дремотой. По другим данным, во время этого вида медитации регистрируется более регулярный и высокоамплитудный альфа-ритм по сравнению с бодрствованием и дре­мотой, без выраженной межполушарной асимметрии; при этом увели­чивается когерентность альфа-ритма, особенно в лобных отделах. На более поздних этапах медитации альфа-ритм переходит в тета-ритм, а при глубокой медитации (самадхи) наблюдаются высокочастотные бета-разряды с частотой 20-40 Гц. В конце медитации даже при открытых глазах доминирует альфа-ритм.

Как известно, дзен-медитация ха­рактеризуется спокойным и пристальным сосредоточением. Объекты, на которые направлено внимание во время медитации, воспринима­ются без каких-либо эмоциональных реакций или когнитивных оце­нок. При этом сохраняет­ся активный контакт с внешним миром (по крайней мере, на перцеп­тивном уровне

Согласно так называемой правополушарной теории медитации, медитация изменяет состояние сознания тем, что затормаживает познавательные функции, связанные с доминантным (левым) полушарием, открывая большие возможности для правополушарных функций. В частности, предполагается, что медитация «выключает» вербальные, логические мыслитель­ные функции и чувство времени, присущие левому полушарию.

А) Нарушение темпа мыслей.

2. Качественные

А) Нарушение связанности мыслей

Б) патологические идеи

В) Нарушение логического строя

1. Количественные:

Торпидность

Шперрунг (закупорка мысли)

Ментизм

Количественные расстройства:

1. Нарушение связанности процессов мышления:

Разорванность мышления

1.2. Инкогеренция (бессвязность мышления) –Нарушение логического строя:

Паралогическое мышление

Патологические идеи:

Навязчивые идеи

1. Отвлеченные:

1.1. Навязчивый счет (арифмомания)

Навязчивые репродукции

2. Образные:

2.1. Навязчивые страхи.

Навязчивые сомнения

Навязчивые опасения

Навязчивые воспоминания

Навязчивые действия

Идеи реформаторства

Идеи талантливости

3.2.СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ

I) Сверхценные идеи, связанные с переоценкой биологических свойств своей личности:

1) дисморфофобические идеи

2) ипохондрические идеи

3) идеи сексуальной неполноценности

4) идеи самоусовершенствования

II) Сверхценные идеи, связанные с переоценкой психических свойств своей личности:

1) идеи изобретательства

2) идеи реформаторства

3) идеи талантливости

III) Сверхценные идеи, связанные с переоценкой социального фактора:

1) идеи виновности

2) эротические идеи

3) идеи сутяжнечества (кверулянство) \

3.3.БРЕДОВЫЕ ИДЕИ

1) Первичный бред

1. период инкубации

Манифест бреда

Терминальный период

2) Чувственный бред (образный, вторичный)

3) аффективный бред (образный)

Наркотики и эмоции.

Получены данные о том, что формированию отрицательных эмоций способствует ацетилхолин, вещество Р и, возможно, серотонин, а формированию положительных эмоций – норадреналин, адреналин, дофамин и, возможно, серотонин (об этом уже говорилось выше), а также эндорфин, энкефалин и другие эндогенные морфиноподобные вещества, или опиоиды, воздействующие на опиоидные рецепторы.

Основные выводы.

1. При возбуждении глютаматергических синапсов возникают отрицательные эмоции (состояния). Они снижаются под влиянием ГАМК-ергических воздействий, при выделении опиоидов, дофамина, норадреналина.

2. В отношении роли серотонина – вопрос открытый. На основании имеющихся данных литературы складывается впечатление, что серотонин – это медиатор «реальности»; когда его выделяется много – все становится реальным и вызывает отрицательные эмоции; когда серотонина мало – все начинает «казаться в розовом цвете», что вызывает положительные эмоции; при отсутствии серотонина – возникают галлюцинации, мираж

3. Повышению настроения, формированию положительных эмоций способствует увеличение интенсивности выделения дофамина, норадреналина, опиоидов, снижение выделения серотонина

4. Снятию тревожности способствует активация ГАМК-ергической системы, торможение глютаматергической возбуждающей системы

5. Депрессия – это результат дефицита биогенных аминов, в том числе серотонина, дофамина и, особенно, норадреналина.

6. Нейроны, участвующие в формировании эмоций, имеют клеточные рецепторы, воспринимающие такие вещества как глютамат, ацетилхолин, норадреналин, дофамин, серотонин,

ГАМК-эргическая система.

Эндогенные опиоиды.

Простагландины.

Антиоксидантная система.

Трофотропные механизмы.

Вопрос 10. Функции левого и правого полушарий головного мозга. Парность в деятельности полушарий.

Функции левого и правого полушария головного мозга

Вопрос 10. Функции левого и правого полушарий головного мозга. Парность в деятельности полушарий. - student2.ru

Функции левого полушария

Функции левого полушария головного мозга задействуется в следующих направлениях:

· Способность к восприятию вербальной (устной) речи

· Способность к изучению языков.

· Предрасположенность к хорошей языковой запоминаемости ложиться на нашу память, которая также позволяет запоминать даты, числа, события и т. д.

· Развитие речевой функциональности. Следственно, чем сильнее преобладает левая сторона, тем быстрее ребенок начинает говорить, при этом сохраняя правильную конструкцию речи

· Выполняет последовательную (логическую) обработку информации

· Предрасположенность к повышенному восприятию действительности. То есть, например, красное остается красным, синее, синим, при этом использование метафорических словосочетаний не свойственно человеку

· Способность установления причинно-следственных связей на основе логических убеждений, то есть человек предрасполагается к тому, что каждое получение информацию сопоставляется и имеет логическую связь, в особенности это свойственно профессии оперативника

· Контролирует движения правой стороны тела

Функции правого полушария

· Преобладание развития невербального и целостного представления, то есть полученная информация выражается не словестно, а символами или некоторыми образами

· Характеризуется зрительно-пространственным восприятием. Благодаря данной способности у человека есть возможность ориентироваться на местности

· Восприятие метафор. То есть, если человек выразился какой-либо метафорой, другой человек с развитой правой частью легко поймет, о чем идет речь

· Творческая предрасположенность.

· Параллельная обработка информации. Правое полушарие имеет свойства обрабатывать различные источники данных. Поступающая информация обрабатывается не на основе логической последовательности, а представляется целым

· Контролирует двигательные способности левой стороны тела

Ствол мозга и лимбическая система развились раньше коры. Их асимметрия привела к разнице в строении и связях между правым и левым полушариями коры большого мозга. Эти структурные различия приводят к отчетливой разнице между их функциями.

Правое полушарие наиболее интенсивно развивается и функционирует в первые два-три года жизни. Левое начинает развиваться на втором году жизни, а затем оба развиваются, попеременно обгоняя друг друга. Мозолистое тело, структура, соединяющая оба полушария, достигает своего полного развития приблизительно к 25-летнему возрасту.

Общий смысл разницы можно проиллюстрировать хотя бы тем, что колонки коры правого полушария имеют больше горизонтальных связей, в результате чего сообщение между различными участками коры этого полушария приобретает большую мультимодальность. Это открытие помогает нам понять, почему правое полушарие лучше левого различает контексты и лучше схватывает целостную картину, чем ориентированное на детали левое полушарие.

В левом полушарии колонки работают более самостоятельно, в большей степени изолированы друг от друга, что позволяет коре левого полушария вникать в глубинную суть процессов и явлений, быть более аналитическим, лучше сосредоточиваться на определенных проблемах, внимательно следить за отдельными предметами и накапливать конкретные факты.

Если функции отделены друг от друга, то мозг может объединить их, что позволяет выполнять более сложные и адаптивные функции. Так работает нейронная интеграция.

Современные представления об асимметрии коры больших полушарий.Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип доминанты, рассматривается как саморегулирующая­ся система с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доминантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушар­ных и межполушарных потоков возбуждения, а также гуморальных вли­яний. При этом в доминирующем полушарии под влиянием восходящих внутриполушарных и межполушарных, а также гуморальных воздействий формируется стойкий очаг повышенной возбудимости, способный к суммированию возбуждения, обладающий известной инерционностью и оказывающий тормозящее действие на недоминирующее полушарие. Пе­редача межполушарных влияний осуществляется, главным образом, по мозолистому телу, но определенное значение имеют и экстракалло­зальные пути. Поражение одного из полушарий приводит к перевозбуждению второго путем растормаживания.

Мышление человека может быть осуществлено двумя способами – путем восприятия объектов внешней среды и путем операций с абс­тракциями, т.е. с символами объектов внешней среды (операций со словами и знаками). Первое является основой образно-чувственного мышления, осуществляемого преимущественно корой правого полушария головного мозга, второе – является основой словесно-логического мышления, осуществляемого преимущественно корой левого полушария головного мозга. Правополушарное, или образно-чувственное мышле­ние, человеком не осознается. Левополушарное мышление составляет основу человеческого сознания.

Функции правого полушария. Показано, что правое полушарие обрабатывает информацию быстрее левого. Оно специализируется на обеспечении и реализации пространственных, образных функций. Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие – в центр речи, где происходит анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного восприятия. Правое полушарие осуществляет дедуктивную обработку информации (от общего к частному, от синтеза к анализу), и опера­тивно оценивает ситуацию. На основании этой информации левое по­лушарие принимает решение. По образному выражению В.Л. Бианки, правое полушарие, обладает исполнительной властью, т.е. реализует вы­полнение цели, сформулированной левым полушарием.

Правополушарное мышление обеспечивает восприятие целост­ного образа объекта внешней среды, подобно мгновенной фотографии. При лишении объекта всех характерных деталей он не опознается правым полушарием. Например, если человеку с выключенным из деятельности левым полу­шарием мозга показать на картинке чайник с отбитым носиком, то опознания объекта не произойдет. По этой же причине женщины, об­ладающие более выраженным правополушарным мышлением, чаще, чем мужчины, теряют ориентировку на местности в условиях леса или редколесных болот, где выделение определяющих характеристик объ­ектов из массы подобных становится затруднительным. Мужчины же в подобных ситуациях ориентируются значительно лучше, строя логи­ческий план своей деятельности.

Правополушарное мышление хорошо отражает форму, запах, цветовую гамму, мелодии звуковых сигналов, что позволяет точно оценивать ситуацию во внешней среде.

Оперируя образами объектов внешней среды, правополу­шарное мышление может только создавать представления о настоящем времени (но не о будущем) и, извлекать из памяти энграмму событий прошедшего времени. правое полушарие причастно к формированию фантазий. А это – основа творчества, основа принятия нетривиальных решений, несмотря на отсутствие формально-логических связей между объектами мышления. Известно, что наиболее выдающиеся творцы эмоционально на­сыщенных произведений искусства (художники, поэты, музыканты) были и есть люди с доминированием правополушарного мышления, т.е. люди художественного (по И.П. Павлову) типа ВНД.

Правополушарное мышление, являясь сугубо индивидуальным, не может быть смоделиро­вано при помощи кибернетических устройств.

Функции левого полушария. Левое полушарие головного мозга у человека специализируется на выполнении вербальных символических сигналов. При этом оно осуществляет индуктивную обработку инфор­мации, т.е. от частного к общему. Это осуществляется на основе поступающей от правого полушария информации. Левое полушарие формирует представление об общей закономерности, разра­батывает соответствующую стратегию поведения, т.е. выполняет «законодательную власть». Мышление в левом полушарии осуществляется за счет оперирования словом, как абстракцией реальных характеристик объекта. Благодаря этому имеется возможность познать сущность объекта. Словесно-знаковое мышление помогает выйти за пределы индивидуального пространс­тва и приблизиться к характеристике пространства вселен­ной. На основе словесно-знакового мышления формируется человечес­кое знание как сумма сведений о внешнем мире, передаваемая из по­коления в поколение посредством записи словесных или знаковых сигналов в книгах, рукописях, на пленках. Приобщаясь к ним, каждый индивидуум в онто­генезе формирует свое сознание.

Однако именно левое полушарие, на основе отвлечений, абстрагируясь от конкретной действительности, способно предвидеть, создавать будущее время. Это предвидение, к тому же, может быть доведено до каждого члена соци­ального общества, на основе чего формируется коллективная трудо­вая деятельность человечества. Благодаря способности предвидеть, левое полушарие формирует положительно окрашенные эмоции. Поэтому человек с вык­люченным правым полушарием головного мозга является оптимистом, все происходящее с ним оценивается сквозь призму розовых очков, у него всегда сохраняется вера в светлое будущее. При выключении из деятельности левого полушария правое полушарие формирует отрицательные эмоции.

Наши рекомендации