Физиологическая основа ощущений.

Физиологическая основа ощущений – нервный процесс, который возникает при действии

раздражителя на адекватный анализатор.

Анализатор состоит из 3 частей

1.рецептор – трансформирует энергию раздражителя в нервный импульс

2. афферентные и эфферентные нервы – пути движения нервного импульса.

3.мозговой конец анализатора – перераспределение нервных импульсов.

Для возникновения ощущения необходима работа анализатора как целого.

Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения наз.латентный период.

Классификация ощущений

По характеру отражения и расположения рецепторов:

Экстероцептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды и имеют рецепторы на поверхности тела.

Интероцептивные – рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела.

Проприоцептивные – рецепторы располагаются в мышцах и связках, дают информацию о движениях и положении тела в пространстве.

Адаптация, сенсибилизация, синестезия

Адаптация – изменение чувствительности органов чувств пол влиянием раздражителя.

Различают 3 вида адаптации: 1 А.как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

2. А. как притупление ощущения под действием сильного раздражителя.

3. А. как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

Синестезия – возникновение под действием одного анализатора, ощущений, характерных для другого анализатора.

Основной психофизический закон.

Логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р):

E=RlogP + C , где R, C – постоянные, определяемые данной сенсорной системой.

Восприятие. Отличия от ощущения.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущения восприятие:

1.только у человека и высших животных

2.отражает предмет в целом

3.локализовано в пространстве.

4.итог восприятия – образ

5.необходима встречная активность.

Свойства восприятия.

1 Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде отдельных ощущений, а в форме предметов, которые обладают свойствами, вызывающими эти ощущения.

2 Целостность – выражается в том, что образ предмета достраивается, даже если он виден не весь.

3.Структурность – восприятие не является суммой мгновенных ощущений.

4.Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными не зависимо от условий восприятия.

5.Категориальность – осмысленность, восприятие носит обобщенный характер, каждый воспринимаемый предмет мы относим к определенному классу, обозначая его понятием.

Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека.

Восприятие времени, движения, пространства.

Восприятие времени – в основе ритмическая смена возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Восприятие движения – отражение изменения положения, которое занимают объекты в пространстве.

Восприятие пространства – восприятие формы, восприятие величины предмета.

Зрительные иллюзии.

На зрительных иллюзиях основана маскировка животных. Мимикрия – слияние с фоном.

Лекция 7. Мнемические процессы: Память. Внимание.

Основные вопросы.

1.Внимание. Особенность внимания как психического процесса.

2.Виды, свойства и функции внимания.

3.Развитие внимания.

4.Понятие память. Функции памяти.

5.Виды памяти.

6.Процессы памяти.

7.Законы памяти.

Внимание. Особенность внимания как психического процесса.

Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Особенность внимания как психического процесса – как отдельный психический процесс не существует, но представляет собой состояние, характеризующее все психические процессы.

Механизм доминанты Ухтомского. Физиологический индикатор внимания наблюдается на всей поверхности коры головного мозга.

Ретикулярная формация – работа, которая связывается с явлением внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся всех познавательных процессов.

Наши рекомендации