Психолог, прощаясь с детьми, просит обменяться их добрыми словами.
Занятие 9.
Разминка.
Приветствие психологом детей.
ТРЕНИНГ УЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ ПО ВНЕШНИМ СИГНАЛАМ
Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Я злюсь, когда...», «Я огорчаюсь, когда...» и т. д.).
Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой — всем телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что-нибудь печальное.
Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
Основная часть.
Игра на развитие внимания и слуховой памяти:
«Тут что-то не так»
Ведущий достает куклу Тимошу. Тимоша обращается к детям:
«Здравствуйте, ребята! Что я вам расскажу! Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" — и рога уже наставила. Я испугался и убежал».
«Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб! На веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».
«Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла».
Дети должны сказать, что было неправильно в рассказах Тимоши.
Игра на развитие мышления:
«Последовательные картинки»
Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Дети должны разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.
Релаксация.
«Сон на берегу моря»
Дети слушают шум моря (аудиозапись). Ведущий говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т. п.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают.
Подведение итогов занятия.
Психолог задает вопросы:
- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?
Психолог, прощаясь с детьми, просит их улыбнуться друг другу.
Занятие 10.
Разминка.
Приветствие психологом детей.
ЭТЮДЫ НА ОТОБРАЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
Этюд «Смелый заяц»
Заяц любит стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихи. Он не боится, что его может услышать волк.
Выразительная поза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой. Руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика: уверенный взгляд.
Этюд «Часовой»
Ребенок изображает пограничника.
Ведущий читает стихотворение:
Стоит он в дозоре,
И зорок, и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел.
Выразительная поза: голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки держат воображаемый автомат.
Этюд «Добрый мальчик»
Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавичку.
Этюд «Внимательный мальчик»
По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.
Основная часть.
Игра на развитие зрительной памяти:
«Вот так позы!»
Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
Игра на развитие слуховой памяти:
«Запомни слова».
«Я назову вам несколько слов. Вы должны запомнить их, а затем повторить мне».
Перечень слов: калина, рука, стол, ноги, шкаф, голова, клен, диван, осина, стул.
«На какие группы можно разделить эти слова?»
1) вспомни и назови части тела;
2) вспомни и назови деревья;
3) вспомни и назови предметы мебели.
Игра на развитие мышления:
«Собери цветок»
Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д.). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Релаксация.
«В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).
Дети купались, и им в уши попала вода. В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.
Подведение итогов занятия.
Психолог задает вопросы:
- Что вам понравилось на этом занятии?
- Что запомнилось больше всего?