Информационные ресурсы интернета
http://www.ise.edu.mhost.ru/ Официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО. Содержит информацию об истории института, его лабораториях и центрах, о приоритетных направлениях исследований.
http://www.logoped. ru/ Логопед. Советы профессионального логопеда. Программы и ТСО для коррекцнонной педагогики, новости логопедии и др.
http://www.logos.pp.ru/ Logos. Логопедический сайт для взрослых и детей. Имеется возможность проверить свою речь on-line, получить консультацию логопеда. В разделе «ЭнцикЛогопедия» можно найти информацию об истории логопедии н ее основателях, словарь специальных терминов и понятий, а также библиографию изданий по логопедии.
http://www.autism.ru/ Аутизм. На сайте представлены материалы о диагностике и лечении аутизма, советы психолога. В разделе «Библиотека» – полнотекстовые материалы по проблемам раннего детского аутизма.
http://autist.narod.ru/ Аутизм. На сайте собрана различная информация для родителей детей, страдающих аутизмом: тексты законодательных актов: статьи по проблемам аутизма по материалам российской и зарубежной прессы: библиотека аутизма: сведения о лекарственных препаратах, применяемых при лечении аутизма: а также полезные адреса, где могут оказать реальную помошь аутичным детям.
http://www.downsideup.org/mdex.htm/ Сервер Центра для детей с синдромом Дауна «Даунеайд Ап». Информация об истории и целях создания Ассоциации, проводимых под ее эгидой программах.
http://curative.chat.ru/ Центр Лечебной Педагогики. Сайт негосударственной благотворительной общественной организации, созданной в сентябре 1989 года для оказания помощи детям с нарушениями психического и речевого развития. Представлена информация о лечебно-педагогической помошн детям, о научной и исследовательской работе центра, а также о его издательской деятельности.
http://webcenter.ru/-scdl/ Информационная система «Особый ребенок». Включает телеконференцию, электронную библиотеку и сериальное издание.
http://miloserdie.tellur.ru/ Спешите делать добро! Сайт о людях с ДЦП. Цель сайта – показать, на что способны инвалиды, что они умеют делать, какими специальностями владеют, как реализовывают себя в жизни. На сайте можно найти статьи и публикации по проблемам ДЦП, информацию о конкурсах и проектах, форум для обсуждения проблем инвалидов.
http://www.cerebralpalsy.m/cpalsy.html/ Детский церебральный паралич. Подробная информация о том, что такое ДЦП. о мерах предупреждения и диагностики, о его лечении. Проблемы социализации больных ДЦП. В частности проект по обучению больных ДЦП работе на компьютере и в сети интернет.
http://www.cpalsy.baikal.ru/cpalsy.html/ Детский церебральный паралич. На сервере можно найти все, что касается этого заболевания: предупреждение н диагностика, методы лечения, обучение и занятия спортом. социальная реабилитация инвалидов.
hnp://www.lekoteka.nv'iiidex.html Лекотека. Российская Лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.
http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития. В основе интернет-проекта – база данных образовательных и развивающих учреждений Москвы, работающих в области специальной педагогики и психологии. Для родителей предоставляется возможность обменяться информацией и пообщаться с теми, кто уже сталкивался с похожими проблемами, а также обратиться за помощью к специалистам. Специалисты (педагоги, психологи, логопеды и дефектологи) найдут на сайте материалы и статьи.
http://www.dyslexia.ru/ Дислексия. Сайт посвящен проблемам диагностики и коррекции нарушений письма. Здесь можно узнать подробнее о дислексии и дисграфии, пройти тест, почитать публикации прессы по этому вопросу, познакомиться в словаре с основными понятиями и терминами, получить информацию о новых книгах и пособиях. На сайте опубликована также Конвенция о правах ребенка, а на детской страничке – задания для выполнения и рассказы об известных людях, страдавших дисграфией.
http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога: описание игр, рекомендованных для детей с различными заболеваниями.
http://www.eii.ru/ Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства. Раннее вмешательство – система помоши семьям с детьми с функциональными нарушениями в развитии, а также детям группы социального и биологического риска. На сайте описаны программы помощи семье, образовательные программы и проекты, материалы по правам ребенка, глоссарий по теме сайта, материалы конгрессов и конференций.
http://suvorov.reability.ru/ Сайт Суворова Александра Васильевича, доктора психологических наук, профессора кафедры педагогической антропологии Университета РАО, действительного члена Международной академии информатизации при ООН. Сам слепоглухой с 9-летнего возраста, он занимается проблемами слепоглухоты у детей и проблемами детей-инвалидов в целом. На сайте представлены электронные публикации и диссертация автора.
http://www.rgbs.ru/ Российская государственная библиотека для слепых. На сайте представлена информация об электронных каталогах и информационных ресурсах: об издательской и научно-методической деятельности библиотеки: о деятельности детского и молодежного центров.
http://www.otoskop.ru/ Отоскоп. Электронный журнал посвяшен вопросам, связанным со слухом, и адресован людям, которые волею судьбы столкнулись с острой и социально значимой проблемой - потерей слуха. На страницах журнала поднимаются вопросы, связанные с проблемами слуха у взрослых и детей, особенностями, возникающими в процессе обучения детей, пользующихся слуховыми аппаратами. На сайте можно найти информацию о системах обучения и методах обследования, описание и характеристику слуховых аппаратов и других приспособлениях для слабослышащих, материалы по сурдопедагогике и логопедии, исторический материал, юридическую консультацию.
http://www.danyloff.narod.ru/ Родителям глухого ребенка. На сайте размешена Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста, разработанная в 1991 году Государственным комитетом СССР по народному образованию.
http://www.logosvos.ru/ Логос BOO Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс Всероссийского обшества слепых. Информация о продукции издательства, новости тифлоинформатики. коллекция полезных ссылок российского и зарубежного интернета.
httm://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека. Собрание книг и статей по специальной психологии и коррекционной педагогике.
http://www.fpgp.ru/ Благотворительный фонд «Поддержка гуманитарных программ». Сайт некоммерческой организации, миссия которой осуществлять программы в России, улучшающие качество жизни детей с нарушениями в развитии. На сайте можно познакомиться с деятельностью служб Фонда, календарем мероприятий, а также с различными информационными ресурсами – бюллетенями, справочниками и др.
http://www.hippotherapy.ru / Русское иппотерапевтическое обшество. Сайт посвящен занятиям лечебной верховой ездой и конным спортом с инвалидами. На сайте можно найти информацию о программах, методические материалы, а также публикации журнала Русского иппотерапевтического сообщества «Левада».
ГЛОССАРИЙ
Абилитация – комплекс мер, направленных на развитие (становление) у ребенка (преимущественно от 0 до 3-х лет) психофизических функций, изначально у него отсутствующих или нарушенных, предотвращение появлений у ребенка ограничений жизнедеятельности.
Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающие при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.
Адаптация социально-психологическая – процесс приобретения человеком определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями.
Адекватность – тождественность, соответствие.
Акцентуация характера – чрезмерное усилие отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.
Амнезия –расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.
Анализатор – нервный аппарат, выполняющий функцию приема, анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней среды и самого организма.
Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.
Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести.
Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обусловливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.
Апперцепция – свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия; отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
Асинхрония – неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, нарушающее закон гетерохронии.
Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенных утомляемости и истощаемости, сниженном пороге восприятия, неустойчивости настроения, нарушениях сна, аппетита и др.
Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими (термин введен врачом-психиатром Е. Блейлером).
Аффект – нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах.
Барьер психологический – внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающие человеку успешно выполнить некоторое действия. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.
Безбарьерная среда – комплекс условий, направленных на обеспечение доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества.
Брайля шрифт – рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный в 1829 г. французским слепым тифлопедагогом Л. Брайлем, адаптирован к различным языкам и получил всемирное распространение.
Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.
Ведущая деятельность возраста – деятельность: а) в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности; б) в которой формируются или перестраиваются отдельные психические процессы; в) от которой более всего зависят наблюдаемые в конкретном возрасте основные изменения личности ребенка.
Векслера текст – набор заданий для оценки умственных способностей, один из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Разработан Д. Векслером в 1937 г. В настоящее время употребляется модифицированный вариант образца 1974 г. – «Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей». На основании результатов выполнения теста вычисляется коэффициент интеллекта.
Вербальный – в психологии термин для обозначения знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.
Генотип – генетическая конституция, совокупность генов, полученная от родителей.
Гетерохронность развития – закономерная разновременность формирования и развития психических функций.
Гидроцефалия – водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа.
Гиперкомпенсация – наращивание усилий в сфере несостоятельности – «преодоление».
Глухонемота – сочетание тяжелого слухового дефекта и связанного с ним отсутствия речи.
Гнозис – восприятие.
Девиантное поведение – отклоняющееся, нарушающее принятые нормы и правила, но не выходящее в область противоправных поступков.
Дезадаптация – полярный адаптации и, по существу, деструктивный процесс, в ходе которого развитие психических процессов и поведения индивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний, их вызывающих.
Декомпенсация – утрата, распад, регресс достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных факторов.
Деонтология – наука о долге, моральной обязанности, нравственном совершенстве и безупречности в профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия (врачебная практика, психотерапия и др.).
Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.
Детерминизм – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. В психологии – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
Дети-инвалиды – дети, имеющие значительные ограничения в жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Дефект органический – повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей.
Дефект функциональный – нарушение функций органа или общих функций организма без какого-либо нарушения их материального субстрата (самого органа), например психопатии.
Дефект-центризм – подход к клиенту (испытуемому) как к носителю определенного симптома или синдрома, противостоящий ценностному и целостному подходу к личности, системе ее жизненных отношений.
Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы. Термин предложен в 1976 г. В.В. Ковалевым.
Дизадаптация – исходные трудности, искажение или нарушение адаптационных процессов вследствие недостаточных нервно-психических, физических или других ресурсов индивида; невозможность осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Дизонтогенез – в широком смысле термина: отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие; психический Д. – нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри них.
Диссоциация – нарушение взаимосвязи психических процессов.
Дисфория – пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии.
Дисфункция – нарушение, расстройство функций какого-либо органа или системы преимущественно качественного характера.
Дифференцированноеобучение аномальных детей – организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах коррекционных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.
Диффузный – распространенный, рассеянный в разные стороны.
Защита психологическая – адаптивные механизмы, направленные на уменьшение патогенного эмоционального напряжения, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений.
Зона ближайшего развития – возможности в психическом развитии, которые откладываются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Понятия «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» введено Л.С. Выготским.
Идентичность – тождественность, одинаковость; осознаваемое человеком единство и преемственность телесных и психических процессов, переживание постоянства своего физического и психического «Я», тождественности самому себе.
Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
Инволюция – обратное развитие, уменьшение, упрощение, редукция (главным образом в связи с утратой функции) какого-либо органа в течение онтогенеза.
Инертность – низкая подвижность нервных процессов, трудности переключения.
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.
Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека характеристик, качеств и свойств, присущих более ранним стадиям развития; психический И. – отставание в личностном развитии.
Исключительныедети – термин, которым в зарубежной научной литературе обозначается широкая категория детей, развитие которых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистических норм. К данной категории относят одаренных детей.
Катамнез – сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.
Квалификация дефекта(симптома) – качественный анализ, изучение структуры нарушения, выделение того фактора (первичного дефекта), который привел к возникновению наблюдаемого симптома.
Коммуникация – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Компенсация – возмещение, выравнивание в той или иной мере нарушенных функций и состояний, качественная перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.
Компенсация психологическая – процесс, направленный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни.
Комплекс неполноценности – комплекс черт личности, выражающийся в представлениях о собственной никчемности, ненужности, неспособности справляться с жизненными трудностями.
Конфликт – предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Принципиально подразделение конфликта на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые).
Концепция «нормализации» – социально-психологическая теория и практика как можно большей приближенности жизни и быта людей с ограниченными возможностями к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Копинг – деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требованиям.
Коррекционно-воспитательнаяработа – система специальных педагогических мероприятий, направленная на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей.
Коррекция – система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений.
Коэффициент интеллекта, IQ – количественный показатель уровня умственного развития. Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к паспортному, хронологическому (ХВ) соответственно формуле IQ=УВ:ХВх100%. УВ вычисляется на основании результатов выполнения психологических тестов.
Кризис возрастной – особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для поступательного хода личностного развития и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, индивида, его деятельности и сознания.
Лабильность – нестойкость, неустойчивость, изменчивость; в дифференциальной психологии – одно из основных свойств ЦНС, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Латентный – скрытый, внешне не проявляющийся; латентный период – скрытый период физиологической реакции.
Лица (в том числе дети) с особенностями психофизического развития – лица, имеющие физическое и (или) психическое нарушение, препятствующее получению образования без создания для этого специальных условий.
Локальный – свойственный данному месту, не выходящий за определенные границы.
Манипулятивная деятельность(действия) – проявления двигательной активности ребенка, направленные на предметы с целью их обследования или забавы. Они характерны для младенческого возраста и совершаются «в логике руки» или «в логике физических свойств предмета», без учета способов культурного употребления предметов.
Минимальная мозговая дисфункция, ММД – нарушение функций ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга.
Модально-неспецифические закономерностиотклоняющегося развития свойственны всем лицам с отклоне ниями в развитии независимо от модальности основного нарушения.
Модально-специфические закономерностиотклоняющегося развития свойственны какому-то одному варианту отклонения.
Модальность – одно из основных свойств, существенная качественная характеристика.
Моторика – двигательная активность, включающая большие моторные акты и тонкую моторику, зрительно-моторные координации, кинестетические функции и др.
Надежность – качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.
Нарушения вторичные, системные – обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной функцией.
Нарушения первичные, ядерные – малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.
Нарушения третичные, факультативные – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.
Негативизм – лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям; у детей возникает как реакция на требования взрослых, не учитывающих их потребности.
Новообразование возрастное психологическое – обобщенный результат психического развития в данном возрасте (от психических процессов до свойств личности), содержащий предпосылки к распаду характерной для него социальной ситуации развития.
Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. Различают различные виды норм: индивидуальная, предметная, социально-возрастная, психологическая.
Нормальное развитие – относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию.
Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие.
Одаренность – наличие у человека задатков к развитию способностей.
Онтогенез – процесс закладки, формирования, структурирования, расцвета функций организма с последующим постепенным их увяданием.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.
Оценка дефекта анализатора абсолютная – минимальный остаток функции оценивается как частичная недостаточность.
Оценка дефекта анализатора относительная – дефект оценивается с точки зрения развития зависящей от пострадавшего анализатора функции при данной степени его недостаточности.
Парциальный – частичный, относящийся к отдельным частям.
Патогенез – раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.
Патохарактерологическое развитие – психогенное патологическое формирование характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания; у детей с ограниченными возможностями может быть следствием переживания своей неполноценности.
Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении ребенка, обусловленное отрицательным влиянием среды, недостатками воспитания, пробелами в обучении.
Пограничные состояния – нерезко выраженные нарушения, граничащие с нормой и отделяющие ее от собственно патологических проявлений, но не являющиеся их начальными или промежуточными фазами.
Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
Преморбидные особенности личности – особенности темперамента, характера, личности, имевшие место до начала заболевания.
Профилактика – означает своевременную систему психолого-педагогических мероприятий (диагностика, воспитание, коррекция) направленную на формирование нравственной, социально-зрелой личности подростка.
Псевдокомпенсация – неадекватное использование личностью защитных механизмов и копинг-стратегий, не позволяющее найти продуктивный выход из сложившейся кризисной ситуации.
Психодиагностика – область исследований, связанных с количественной оценкой и точных качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенным методов, дающих достоверную информацию о них.
Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом
Психопатия – психическое заболевание, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.
Психосоматические заболевания – функциональная и органическая патология внутренних органов, в этиологии и патогенезе которой основная роль принадлежит психогенным, в первую очередь стрессовым воздействиям.
Психотерапия: 1) отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний; 2) метод психологического (в отличие от медикаментозного и хирургического) лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
Развитие – процесс перехода количественных изменений в качественно новые характеристики. Развитие аномального ребенка отличается от развития соответствующего норме лишь качественным своеобразием, опорой на сохраненные функции организма. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем у нормального ребенка зависит от обучения, таким образом, обучение и воспитание должны носить развивающий характер.
Ранний детский аутизм (РДА), синдром Каннера – аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Симптомы РДА: аутизм –одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению; консервативность –сопротивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипным занятиям, однообразие интересов и пристрастий; речевые нарушения.
Ранняя комплексная помощь – система мер, включающих выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с медико-психолого-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.
Распад психической функции – грубая дезорганизация функции, ее выпадение.
Реабилитация – система мер по восстановлению (или компенсации) функций или структур организма, а также устранение ограничений жизнедеятельности индивида и его участия в жизни общества.
Реабилитация психологическая – реорганизация и оптимизация социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями, восстановление утраченного или несформированного чувства личностной ценности.
Реактивные состояния – психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.
Регресс – временная или стойкая деградация какой-либо функции или психики в целом, ее дезинтеграция, возврат на более низкий уровень развития.
Резистентность – устойчивость, неуязвимость, сопротивляемость психики или организма к воздействующим патогенным факторам.
Релаксация – состояние покоя, расслабленности, наступающее при отходе ко сну, а также после сильных переживаний или физических усилий. Релаксацией называется также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений
Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует инволюция (угасание) более ранних форм.
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для предоставления, переработки, хранения и передачи информации.
Ригидность – недостаток пластичности, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Самоактуализация – использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию.
Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Сензитивный период – этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности.
Сенсорный – относящийся к сфере ощущений (зрительных, слуховых и т.д.).
Сепарация – ситуация долговременной разлуки ребенка с матерью или иным лицом, ее заменяющим; прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой.
Симптом – характерные проявления, признаки психических или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма или психики.
Синдром – симптомокомплекс, определенное сочетание группы симптомов, объединенных механизмом возникновения. Внутри общего синдрома симптомы объединяются закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма.
Сложный дефект (сочетанные нарушения) – сочетание двух и более дефектов развития, имеющее особую структуру, качественно отличную от его составляющих: умственно отсталые слепые (слабовидящие) и глухие (слабослышащие), слепоглухие, глухие и слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.
Соматический – телесный.
Социализация – двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта общества, к которому он принадлежит, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается.
Социометрия – совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы.
Стереотип – нечто, повторяемое в неизменном виде, шаблон действия и поведения, применяемый без раздумий, рефлексии, неосознанно. Характерная черта С. – высокая устойчивость.
Стресс – совокупность адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие (стрессор), порождающее психическую или физическую травму.
Тесты психолого-педагогические – стандатизированные задания, используемые для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, уровня достижений и т.д.
Тотальный – полный, всеохватывающий, всеобъемлющий.
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания, интоксикации, ушиба головного мозга, а также унаследованных генетических аномалий.
Фобии – навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, возникающие в определенной фобической обстановке и сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное сердцебиение, повышенная потливость и т.п.).
Фрустрация – 1) эмоциональное состояние, возникающее вследствие появления препятствий к достижению актуальной цели и содержащее в себе компонент мотивации к обходу или преодолению препятствия; 2) состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей;
Функциональная система – объединение анатомически различных, в том числе пространственно-разнесенных, элементов организма, упорядоченное взаимодействие которых направлено на достижение полезного результата, выступающего системообразующим фактором. Одни и те же элементы могут входить в состав разных функциональных систем.
Характер – совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагировани<