Методы игровой коррекции поведения
Освобождающая терапия Д.М.Леви(терапия отреагированием).Д.Леви опсивает примениение игровых методов освобождающей терапии в работе с детьми,страдавшими ночными страхами.Типтчным для этих случаев было определенное событие,которое предшествовало возникновению реакции страха.Задачей терапии стала выработка метода,с помощь которого можно восстановить это событие в детской игре и таким образом дать выход(освобождение) тревоге,с которой ребенок не может справиться самостоятельно.
Формы проведения освобождающей терапии.Выделяют три основные формы работы, используемые в игре при освобождающей терапии:
1 Простые способы освобождения:
- от агрессивного поведения (выражаются в бросании объектов и тп.
-от инфантильных форм получения удовольствия (сосания воды из детской бутылочки, выплескивания воды на пол, чтобы потом сесть в нее и шлепать по ней ладонями),
2. Освобождение чувств в стандартных ситуациях, например, воспроизводящих в кукольных фигурках обнаженных мальчика и девочку, уединившихся вдвоем родителей, соперничество сиблингов и т.п.
3. Освобождение чувств в специфических игровых ситуациях, создаваемых с целью воссоздания конкретного опыта из жизни пациента.
Во всех этих техниках на существует однозначных формул, методы видоизменяются благодаря пониманию терапевтом индивидуального отклика ребенка в каждой конкретной ситуации.
Рекомендуется следующая схема организации и проведения игровой психотерапии:
1. Создание игровой комнаты; в комплект игрушек и игр обязательно должны входить те. которые создают условия для экспрсссии(выражения) различных эмоций, в частности, кукольная семи необходима для огреагирования семейных конфликтов; солдатики. Ружья, пистолеты и т.д;- для выражения гнева, фрустрации. Для тревожных детей - нейтральные игрушки (паровозики, машины, лодки...). Все игрушки должны быть простыми в употреблении с тем. чтобы не провоцировать ребенка обращаться за помощью к терапевту. Наибольшее внимание детей вызывает работа с так называемым бесструктурным материалом - пластилином, песком, водой,глиной, где любое движение (даже неконтролируемое) вызывает наблюдаемые изменения в материале.
2. Формирование групп детей, отбор детей для проведения психотерапии осуществляется следующим образом:
а) Опрос воспитателей (выявляются трудности в поведении детей, например, агрессивность, неуправляемость, жестокость, изолированноеч ь от коллектива, тревожность, трудности в усвоении нового материала и т.д;)
б) Использование опросников, направленных на выявление отношения родителей к ребенку, позволяет выяснить их объективность и адекватность осознания родителями тех проблем, с которыми сталкиваются их дети в повседневной жизни; оценить то, насколько встревожены родители* желают ли они искать помощи у специалистов
в) Предварительное обсуждение с родителями будущей работы и получение их согласия
г)Консультационная работа с родителями в осмыслении всех имеющихся поверхностных и внутренних проблем.
3.Проведение сеансов. Частота сеансов: 2раза в неделю продолжительностью по I часу.
Первое занятие представляет собой знакомство психолога с детьми, при этом исследование игрушек, активность и выбор деятельности сразу передаются детям.
Цель: предоставить детям возможность адаптироваться в комнате и вжиться в атмосферу эмоционального принятия и безопасности, создание возможности отыгрывать и обсуждать волнующие темы.
Рекомендуемая общая продолжительность игровой недирективной терапии - 10-15 сеансов.
В тех случаях, когда развивается сильная эмоциональная привязанность ребенка к психологу, возможны групповые занятия (по 2-3 человека), с целью повысить степень независимости ребенка в отношениях с психологом в процессе проведения коррекционной работы и, соответственно, сделать ребенка активным и самостоятельным субъектом тех изменений, которые ожидаются в результате проведения данной работы..
Особенность: На первых этапах работы может не проводится диагностика как самостоятельная процедура во избежание искажений процесса безоценочной и партнерской работы. Для выбора коррекционной программы используется информация, полученная при анкетировании, опросе, консультировании взрослых и собственных наблюдений психолога по проблемам развития детей. Только после установления дружеской атмосферы появлялась возможност ь вводить тесты как элемент игры, давать развивающие задания и консультировать родителей по конкретным проблемам. При этом широко используются диагностические возможности самой игры(например, разнообразие сюжетов, характер активности - целенаправленности ребенка и т.д., своеобразие речевого и действенного плана и т.д.).
24 Ритмико-психомоторные формы коррекционной работы с детьми. Ритм является всеобщим и, очевидно, необходимым жизненным явлением. Он представляет собой чередование определенных процессов с постоянной частотой. Ритм, возникающий вследствие расслабления напряжения тела человека, является основой жизненных функций |управляется центральной нервной системой. .Музыкальный ритм, тесно связанный с рнтмом движений человеческого тела, является чрезвычайно ценным методическим средством, дающим импульс и содействующим развитию у человека двигательного ритма.
Двигательный ритм и моторика не идентичны, они находятся в соотносительной связи друг с другом. Моторика проявляется и в аритмических движениях, а ритму необходимо человеческое тело и его моторика как инструмент. Ритмические движения имеют определенную структуру.В музыке можно выделить 4 основных элемента : ритм. звук, слагающийся из последовательного чередования тонов, гармонии и тембра, форму и динамику. Выбор музыки ,ритм,движений должен соответствовать возрастным возможностям ребенка,что предусматривает музыкально-педагогическое дидактическое руководство.Любая терапия, коррекция, воспитательные методы должны учитывать возраст и уровень развития ребенка. Работа с детьми, затрудняется тем, что мы не можем рассчитывать на его активную помощь в коррекции каких бы то ни было недостатков. Чем меньше ребенок, тем меньше он проявляет выдержки, благоразумия, целеустремленности в проведении коррекционных мероприятий. Поэтому необходимо учитывать следующие основные моменты.1.Ребенок особенно чутко реагирует на песни, музыку и ритм. Способность ребенка повторять движения за кем-либо является основной предпосылкой для усвоения им двигательного ритма. В исследованиях показано, что только оптические или только акустические ритмические раздражители воспринимаются хуже, чем их комбинации. Например, по этой причине речевые упражнения для детей с замедленным развитием проводятся путем их показа или перед зеркалом.2. Во время двигательных упражнений следует в полной мере использовать игру, содержащую достаточно разнообразных моментов, а также объединяющих детей и дисциплинирующих факторов.
В процессе ритмико - музыкальной терапии широко применяются технические средства. Физические упражнения целесообразно проводить в гимнастическом зале, чтобы детей не отвлекали внешние раздражители. Зал должен быть большим и светлым, в нем должны находиться рояль. 2 гимнастические стенки, на полу должен быть большой ковер. Вдоль стен устанавливают гимнастические скамейки. Рядом устраивают раздевалку для детей. Одежда детей должна быть легкой: спортивные майки и трусы. Летом тренировки лучше проводить босиком.
Из гимнастических снарядов применяются мячи различных размеров и разной окраски, пластмассовые обручи, ведра, маленькие палки, канат ы, приспособления для лазания, гимнастические скамейки и мостики.
Из ударных инструментов используются различные виды барабанов, палочки, кастаньеты, цимбалы, колокольчики, ксилофоны. металлофоны. Дети проявляют к этим инструментам чрезвычайнобольшой интерес.
Занятия начинают с простых ритмических упражнений, во время которых дети хлопают в ладоши или топают ногами.
Важно и пение, которое не только развивает голос, чувство мелодии, но и полезно при речевых дефектах.
Подвижно музыкально-ритмическая игра,предназначена для выступления,разучивается к определенному времени.
Отставание в интеллектуальном развитии ребенка не является препятствием для целенаправленной ритмико-психомоторной терапии. Задания должны соответствовать возможностям детей.
Игра на ударных инструментах не требует какй-либо особой специальной подготовки и длительных упражнений.
В подвижных играх должны объединиться ритм, музыка, язык и движение. Подвижная игра всегда сопровождается игрой на музыкальных ударных инструментах. Дети репетируют свои роли, танцуют. Изображают пантомиму, говорят и играют на ударных струментах в оркестре.
Инструменты подбираются с учетом дефекта и цели упражнений. Целесообразно составлять детей в группы по возрастам: 5-5 лет.
В целом активная музыкальная терапия в детском возрасте имеет следующие положительные аспекты:1) дисциплинирующее воздействие личности терапевта на детей;2) пробуждение активности детей;3) развитие творческих начал;4)доступность музыкальных элементов (например: ритмы, простые песенные формы)не требующих специальной подготовки;5)укрепление веры ребенка в силы, улучшение адаптационных способов. Развитие чувства коллективизации.
Целенаправленная ритмико-психомоторная терапия располагает следующими основными упражнениями:
1.упражнения, приучающие ребенка к порядку, укрепляющие дисциплину и способствующие усвоению материала,
2.упражнения на концентрацию внимания. Они содержат акустические, оптические, кинестетические, тактнческне(тактильные) элементы, благодаря чему развивается способность слушать и смотреть, осязать, выполнять показанные движения, владеть своим телом в процессе ритмических движений,
3. упражнения на усвоение норм социального поведения (умение адекватно выполнять определенные роли
4. Упражнения на развитие фантазии и представлений.