Основные положения использования сказкотерапии в работе с детьми и подростками.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности

.Возможности работы со сказкой

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Основные приемы работы со сказкой

1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок".3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляянеобходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленноотражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.5. Сочинение сказок. Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

26. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике.

-Психодинамическое направление -в центре дан.подхода находятся вопросы, связанные с динамич.аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного "Я"; общая направленность коррекции в п/динамич.направлении помощь клиенту в выявлении неосознав. причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частич.овладения поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиента.

- Поведенческое направление -В настоящее время в бихевиор.п/кор-ции сосуществуют 3осн основные тенденции:1)Классическое обусловливание(восходящее к экспер. традициям И.П. Павлова,является фундаментом, на котором было построено соврем. поведенч. кор-ия. На основе принципов классич.обусловливания созданы такие методики коррекции поведения, как методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула; один из путей управления поведением - управление предъявлением стимулов, вызывающих опред.реакцию) 2)Оперантное обусловливание(связанно с именамиЭ. Торндайка, Б. Скиннера и его модификациями поведения,согласно которому повед-е контр-ся его рез-тами и последствиями,след-но возмож.способ влияния на повед-е через воздейс-е на его рез-ты).3)Мультимодальное программирование(кор-я)(центр.место отводится воздействию на целостную орган-ю личности;ориентированность на реальные действия; разработано ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются след.задачи: построение новых стереотипов повед-я;угашение имеющихся неадаптивных стереотипов.)

Осн.цель кор.воздействий - обеспечение нов.условий для научения, т.е. выработка нов.адаптивн.поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным.

- Когнитивное направление(осн.вним-е уделяется познават.струк-рам психики и упор делается на личность,на логич.спос-ти. В основе когнит.подхода лежат теории, опис-щие личность с точки зрения орган-ции познават.структур.Именно с ними работает психолог в кор. плане. Дан.напр-е ориентировано на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется в инд.и в груп.форме, для кор-и семейн. и супруж.отн-й)

-Трансактный анализ включает в себя:структурный анализ - анализ структуры личности;

анализ трансакций – вербал.и невербал.в/действий между людьми; анализ психол.игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу –выигрышу;анализ сценария-инд.жизненного сценария, которому чел-к невольно следует. Цель -помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необх-ти принятие нов.решений, относящихся к поведению построения жизни.

-Гештальттерапия -организм рассмат-ся как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостн.бытия чел-ка; стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собстве.эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физ. ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я". В основе всех нарушений лежат ограничения спос-сти индивида к поддержанию оптим.равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

Психоанализ 3. Фрейда.

Психоанализ –это направ-е в психологии , главной задачей которого явл-ся доведение до сознания клиента конфлик.ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознат. влечений. При этом полагается, что именно осознание наличия бессознат.импульсов и самой конфликтной ситуации - путь решения этих конфликтов.

Согласно концепции З.Фрейда психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой - "Оно"находится за пределами сознания. В нем сосред-ны различ. биол.влечения и страсти, прежде всего сексуал.хар-ра, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это "Я" чел-ка. Верхний пласт человеческого духа - "Сверх-Я" - это идеалы и нормы общ-ва, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Т.о, оказывается, что собственное "Я" - сознание человека не является "хозяином в собственном доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.Фрейд считал, что п/анализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов.

В основе психоаналит.коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Исходя из такого понимания человеч.поведения, основной целью коррекции выступает помощь клиенту в понимании и осознании им причин его плохого приспособления к реальности и оказание ему помощи в возм-ти адаптации к ней.

Т.о, кор.работа психоаналитика строится в двух осн. направ-ях:

1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных мех-мов, способов поведения) и принятие клиентом адекват.и реалистич. интерпретации.

2. Работа с клиентом по усилению его Эго для построения более реалист. поведения.

З. Фрейд представил бессознательное как могуществ.силу, кот.противостоит сознанию.

Классический п/анализ включает в себя пять базисных техник:

1. Метод свобод.ассоциаций.(психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания)

2. Толк-е (интерпретация) сновидений(сновидения в п/анализе-это не только иллюстрация подавлен.переж-й, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму)

3. Интерпретация(представляет собой разъяснение неясн.или скрыт.для клиента значения некот.аспектов его переж-я или повед-я.При этом неосозн.феномены стан-ся осозн-ми).

4. Анализ сопротивления(обеспеч-е осознание клиентом своих защит.мех-мов и принять необход.конфронтацию по отн-ю к ним, учитывая, что сопротивление Эго является главной помехой осознания личных проблем)

5. Анализ переноса(смысл состоит в обнаружении подлинных психоэмоц.основ, зафиксированных форм повед-я, интерпрет-ции их и тем самым помощи в их проработке и изживании.)

Наши рекомендации