Занятие 2. Теории развития: биологический подход и поведенческий подходы в психологии развития

ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

Занятие 1. Введение в психологию развития: предмет, основные понятия и методы исследования.

Предмет и объект психологии развития. Психология развития и возрастная психология: общее иразличное. Связь психологии развития с другими науками. Разделы психологии развития. Теоретические и прикладные задачи психологии развития.

Основные понятия психологии развития: онтогенез, развитие, возраст. Сравнительный анализ понятий: рост, созревание, научение, развитие. Особенности процесса развития. Общее представление о возрасте и периодизации психического развития. Понятие сензитивного и критического периода.

Исторические и социальные предпосылки становления психологии развития. Социально-историческая природа детства. Работы Ф.Арьеса.

Центральные проблемы онтогенеза: факторы развития (природа или воспитание), характер развития (непрерывность или прерывность), природа объекта развития (активность или пассивность человека),универсальность развития (развитие имеет одно направление или несколько).

Требования к методам возрастной психологии. Особенности диагностики психического развития людей разного возраста. Актуальные проблемы детской психодиагностики.

Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Виды наблюдения.

Эксперимент и его виды. Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе.

Литература:

Основная:

1. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Предмет и основные понятия психологии развития // Психология развития. Хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой – М.: ЧеРо, 2005. С. 106-114.

2. Крайг Г. Психология развития. СПб.:Питер, 2000. С. 15-35.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 7-25.

Дополнительная:

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито-Центр», 2000. С. 21–35.
  2. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – Спб.: Питер, 2006. С. 24–82.
  3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм-Еврознак, 2002. С. 18– 40.
  4. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998.

Занятие 2. Теории развития: биологический подход и поведенческий подходы в психологии развития

Биогенетическое направление в исследовании психического развития. Теория рекапитуляции С. Холла. Периодизация психического равзития, основанная на идеях С. Холла.

Теория созревания А. Гезелла. Принципы развития: изучение паттернов, взаимное переплетение, функциональнаяассиметрия, саморегуляция. Нормативный подход к изучению ребенка.

Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера.

Общая оценка биологического подхода к психическому развитию ребенка.

Теории научения. Законы научения. Проблема источника и движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Дж. Уотсон: формирование поведения детей.

Б. Скиннер: теориияоперантногообусловливания. Респондентное и оперантное поведение и обусловливание. Принципы оперантногообусловливания: подкрепление, генерализация, постепенное формирование («метод приближений»), режим подкреплений, наказание. Применение оперантногообусловливания в детской психологии. Модификация поведения.

Социально-бихевиоральный подход: теории социального научения. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Научение через наблюдение. Косвенное подкрепление. Виды научения через моделирование. Проблема самоэффективности. Исследования социализации.

Теория Р. Сирса. Формы зависимого поведения.

Общая оценка поведенческого подхода: преимущества и ограничения.

Литература:

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. С. 23–26; 63-73, 62– 63; 96– 101; 302– 320.
  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.:Педагогическое общество России, 2001. С. 32– 55.
  3. Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 161– 167.

Дополнительная:

1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 18– 40; 41– 56; 61– 95.

2. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Питер, 2002. С. 273-341.

ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

Занятие 1. Введение в психологию развития: предмет, основные понятия и методы исследования.

Предмет и объект психологии развития. Психология развития и возрастная психология: общее иразличное. Связь психологии развития с другими науками. Разделы психологии развития. Теоретические и прикладные задачи психологии развития.

Основные понятия психологии развития: онтогенез, развитие, возраст. Сравнительный анализ понятий: рост, созревание, научение, развитие. Особенности процесса развития. Общее представление о возрасте и периодизации психического развития. Понятие сензитивного и критического периода.

Исторические и социальные предпосылки становления психологии развития. Социально-историческая природа детства. Работы Ф.Арьеса.

Центральные проблемы онтогенеза: факторы развития (природа или воспитание), характер развития (непрерывность или прерывность), природа объекта развития (активность или пассивность человека),универсальность развития (развитие имеет одно направление или несколько).

Требования к методам возрастной психологии. Особенности диагностики психического развития людей разного возраста. Актуальные проблемы детской психодиагностики.

Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Виды наблюдения.

Эксперимент и его виды. Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе.

Литература:

Основная:

1. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Предмет и основные понятия психологии развития // Психология развития. Хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой – М.: ЧеРо, 2005. С. 106-114.

2. Крайг Г. Психология развития. СПб.:Питер, 2000. С. 15-35.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 7-25.

Дополнительная:

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито-Центр», 2000. С. 21–35.
  2. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – Спб.: Питер, 2006. С. 24–82.
  3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм-Еврознак, 2002. С. 18– 40.
  4. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998.

Занятие 2. Теории развития: биологический подход и поведенческий подходы в психологии развития

Биогенетическое направление в исследовании психического развития. Теория рекапитуляции С. Холла. Периодизация психического равзития, основанная на идеях С. Холла.

Теория созревания А. Гезелла. Принципы развития: изучение паттернов, взаимное переплетение, функциональнаяассиметрия, саморегуляция. Нормативный подход к изучению ребенка.

Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера.

Общая оценка биологического подхода к психическому развитию ребенка.

Теории научения. Законы научения. Проблема источника и движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Дж. Уотсон: формирование поведения детей.

Б. Скиннер: теориияоперантногообусловливания. Респондентное и оперантное поведение и обусловливание. Принципы оперантногообусловливания: подкрепление, генерализация, постепенное формирование («метод приближений»), режим подкреплений, наказание. Применение оперантногообусловливания в детской психологии. Модификация поведения.

Социально-бихевиоральный подход: теории социального научения. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Научение через наблюдение. Косвенное подкрепление. Виды научения через моделирование. Проблема самоэффективности. Исследования социализации.

Теория Р. Сирса. Формы зависимого поведения.

Общая оценка поведенческого подхода: преимущества и ограничения.

Литература:

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. С. 23–26; 63-73, 62– 63; 96– 101; 302– 320.
  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.:Педагогическое общество России, 2001. С. 32– 55.
  3. Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 161– 167.

Дополнительная:

1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 18– 40; 41– 56; 61– 95.

2. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Питер, 2002. С. 273-341.

Наши рекомендации