Поведенческий подход в психологии

ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ЛЕКЦИИ)

ЛЕКЦИЯ 1.

ТЕМА: «Предмет психологии, её место в системе наук».

Предмет психологии, его основные цели, задачи, отрасли.

Путь развития и утверждения психологии как науки был довольно сложным и длительным. На развитие психологии оказала влияние борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрением. В зависимости от того, какое мировоззрение доминировало на том или ином этапе исторического развития общества, определились уровень и качество исследований и толкование полученных результатов.

Первые попытки понять и объяснить психологические явления возникли в первобытном обществе. Мировоззрение первобытных людей наделяет каждый предмет душой. Животные, человек, явления природы, считали они, имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа – «двойник» человека.

Первобытные люди говорили о существовании души как «тела в теле», т.е. душа в их представлениях чётко не отделяется от тела.

Первый известный труд по психологии принадлежит древнегреческому учёному Аристотелю. В своих работах он пользовался такими понятиями как «ощущение», «память», «чувства». Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, т.к. имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать её нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей.

Первый этап в развитии психологии – психология как наука о душе. имеет древнегреческое начало (psyche – «душа», logos – наука). Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Второй этап – психология как наука о сознании. Возникает в ХVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать, назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть; а именно: поведение, поступки, реакции человека.

Четвертый этап – психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека (Вильгельм Вундт).

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов, состояний, осознаваемых и неосознаваемых самим человеком, мир особых идеальных явлений, самых сложных из всех существующих на Земле.

Для чего изучают психологию?

Знания психологии помогут вам самостоятельно справляться с жизненными проблемами. Вы научитесь управлять собой. Перед вами откроются новые возможности, вы научитесь регулировать человеческие отношения и оказывать влияние на людей.

Психология поможет понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента.

Психология необходима медицинскому работнику, чтобы изучать психологические особенности деятельности коллег и поведения пациента, разрабатывать психологические методы лечения, изучать проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а так же происходящие психические изменения во время соматических заболеваний.

Структура современной психологии.

Современная психология представляет собой разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики (общая психология, социальная, психология общения, юридическая, возрастная, медицинская и т.п.).

Предмет психологии.

В древности душу представляли как некое крылатое существо, которое покидает человека с его смертью.

Таким образом, вопрос о предмете психологии сводится к вопросу, что такое психика.

Психика – субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Развитие психики реализуется в разных формах:

· филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида;

· онтогенез – формирование структур психики в течение жизни отдельного индивида;

· социогенез – развитие процессов познания, межличностных отношений, поведения, обусловленных различиями в культурах.

Поведенческий подход в психологии.

Психология относится к наукам, изучающим поведение, однако не любой уровень поведения относится к предмету её изучения. Рассмотрим, что же в поведении человека изучает психология.

Традиционно выделяют следующие уровни поведения:

· инстинкты (врождённые формы поведения);

· научение (приобретённые формы поведения);

· психологическая (интеллектуальная) деятельность.

Инстинкты связаны главным образом с удовлетворением физиологических потребностей организма и выполняют функцию сохранения или продолжения рода. Они возникают в ходе эволюционного развития, являются полезными приспособлениями окружающей среды. Происхождение их объясняется законами эволюции (Ч.Дарвин).

Следующий уровень поведения – научение. Реакция этого уровня является результатом лично накопленного опыта. Пример подобной реакции – условный рефлекс, описанный И.Павловым.

Следует отметить, что существует связь между первым и вторым уровнями поведения: условный рефлекс возникает на основе безусловного или инстинктивной, наследственной реакции.

Научение не создаёт новых реакций, оно комбинирует врождённые реакции, замыкает новые условные связи между врождёнными реакциями и меняющимися стимулами окружающей среды.

Условные рефлексы, настраиваясь над безусловными их видоизменяют (опыт И.Павлова).

Уровень разумного (интеллектуального)поведения, наиболее представленный у человека даёт ему шанс, став личностью, овладеть своим поведением, стать субъектом своей деятельности, иметь возможность её формировать, регулировать, быть ответственным за её результаты, приобретая свободу выбора.

Поведение конкретного человека является продуктом трёх основных линий развития: эволюционного, исторического, онтогенетического. Причём каждый этап развития поведения является отправным пунктом для дальнейшего развития, т.е. один процесс подготавливает следующий.

Наши рекомендации