Осн.подходы к построению периодизаций психического развития в психологии. Особ-ти стабильных и критич.периодов развития.

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):0-3 года раннее детство3-5 лет дошкольный возраст6-12 лет начальное школьное образование12-16 лет обучение в средней школе17 и старше высшее или университетское образование2) Павел Петрович Блонский появление и смену зубов.0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия. 1) Зигмунд Фрейд 3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.I уровень: Страх наказания (до 7 лет).1. Страх перед правом силы.2. Страх быть обманутым и недополучить благ.II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.III уровень: Совесть (после 16 лет).5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков. 1) В.И. Слободчиков1 ступень - оживление (0-12мес) 2 ступень - одушевление (11-12мес - 5-6 лет)3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет)4 ступень - индивидуализация (17-42года)2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.Периодизация Выготского:1.кризис новорож-ти(0-2 мес.); 2.млад-во(2 мес.-1 год); 3.кризис 1 года; 4.ран.дет-во(1-3 года);5.кризис 3-х лет;6.дошк.д-во(3-7 лет);7. Кризис 7 лет; 8.шк.воз-т(6-7-11-12); 9. Кризис 13 лет; 10.Пубертатный воз-т(14-17); 11.Кризис 17 лет./Периодизация Эльконина: Эльк. В кач критерия д/своей периодиз.выбир.понятие»вед.тип дея-ти». Согл. Этому понятию, на кажд.возр.этапе среди разл.видов дея-ти есть одна, кот. И Опр. Разв.в дан.мом. Это вед.тип дея-ти. Пс.разв. осущ. В рез-те закономерной смены вед.типов дея-ти./Вед.типы дея-ти:1. МЛ-ВО(2 мес.-1 год)- непосред.эмоц.общ.2.ран.дет-во(1-3) – предметно-манипулятивн.1.Дошк.воз-т(3-6)-ролевая игра2.Мл.шк.(6-7-10-11) – учеб.дея-ть1.подрост.(11-12-14-15) – интимно-личн.общение2.ранняя юность(15-17)-уч.профес.дея-ть1.- «Мир людей» - 2.-«Мир вещей».

Особенности стабильных и критических периодов развития

Сущ. 2 типа периодов на протяж.жиз.чел.: стабиль. И критич. Кажд.стабиль. периоду предшествует критический.

Хар-р изм.

Ст.пер. – эволюционные медлен. Клич. И кач. Изм., микроскопич., кот. В конце преиода проявл. В виде новообразования.

Кр.пер. – Революц., бурные, резкие изм. Новообраз. Критич.пер. носят переход.хар-р и не сохр. В первонач.форме в след.периоде, хотя и влияют на проц.разв.

Направл.разв.

Ст.пер. – прогрес.разв., приобр.ч. нового( в кризис прогрес.разв.затухает, им.место негатив. Хар-р. Реб. Стан. Трудновоспитуемым даже по отн. К самому себе в смеж. Периодах.

Критич.пер. – Прогрес.разв.затух.,им.место негатив.хар-р . Реб. Стан. Трудно воспит. Дажн по отн. К сам.себе в смеж. периодах.

Продолжительность периодов

Ст.пер. – больш.продолж., охв. Неск.лет

Критич.пер. – непродолж.Неск.м-цев(самый продлж. Подростк)

Границы периодов

Ст.пер. – границы выражены больше отчетливо

Кр.пер. – границы выраж. Не отчетл., поэтому выд.кульминац. точку и за нач.пер.берут ближ. К ней полгода, за оконч.послед.года.

Строение периодов

Ст.пер. – Им.2-х членное строение: выд. 1-ую и 2-ую стадии

Кр.пер – 3-х членное строение. Выд. Предкритич., критич., и посткритич.стадии.

Кризисы явл. Перелом.момент. в разв. Безкризис. Разв. Быть не мож. Иногда оно явл. Лишь кажущимся, т.к . кризис протекает в сглаженной форме или м.б. отодвинут во времени.

Сензитивные периоды развития - Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник - память, 3-4 г - исправление дефектов речи); Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира.

Наши рекомендации