Экспериментальная психология и психодиагностика. Сходства и различия и в процедурах.
Экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем. Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим следствием развития экспериментального метода. Оно складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства (сфера индустриальной психологии).
Процедура психодиагностического обследования предусматривает реализацию трех этапов:
а) сбор данных в соответствии с задачи исследования;
б) обработка и интерпретация полученных данных;
в) постановка диагноза или прогноза.
Ю.М. Забродин считает, что основу экспериментального метода представляет процедура контролируемого изменения реальности с целью ее изучения, позволяющая исследователю войти с нею в непосредственный контакт. психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения. Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определенному типу личности. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сходства или различия людей. Психологическое измерение становится измерением испытуемых.
Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой он измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Понятие "стимул" используется в широком смысле, а не в узкопсихофизическом или поведенческом. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект. В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что "стимулы" и "испытуемые" могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации.
Внешне процедура психологического измерения ничем не отличается от процедуры психологического эксперимента. Более того, в психологической исследовательской практике "измерение" и "эксперимент" часто используются как синонимы. Однако при проведении психологического эксперимента нас интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического измерения является всего лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков. Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования.
10. Психометрия и психометрические модели.
Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики .В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.
Модели
1. Операциональнаямодель–предполагает
редукциюизмеряемогокачествак
операциональнойпеременной.
2. Конструктивнаяилатентнаямодели -
параметрыизмеряемогообъектаи
операциональныепеременныеразличны.
3. Факторнаямодель–качестваизмеряемого
объектаобразуютсяпутемфакторизации
измеряемыхпеременных.
–Успешностьпсихическихдействийвреальной
ситуацииопределяетсяцелостнымфактором–
способностью, анеконкретнымединичным
качествомилипсихическойфункцией.
Дифференциальная психометрия
Наукаобизмерениииндивидуальных
психологическихразличийистепени
выраженноститехилииныхпсихологических
качествииндивидуальныхособенностей.
•Определяетметодыизмеренияитребованияк
оценкеиндивидуально-психологических
различийвпсихологическойдиагностике.
•Прираспространенномсегодняпонимании
Психометриявключаетвсебявесьспектр
психологическихизмерений–от
психофизическихдоличностных.
Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом
10.Психометрия и психометрические модели.
Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики .В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.
Модели
1. Операциональнаямодель–предполагает
редукциюизмеряемогокачествак
операциональнойпеременной.
2. Конструктивнаяилатентнаямодели -
параметрыизмеряемогообъектаи
операциональныепеременныеразличны.
3. Факторнаямодель–качестваизмеряемого
объектаобразуютсяпутемфакторизации
измеряемыхпеременных.
–Успешностьпсихическихдействийвреальной
ситуацииопределяетсяцелостнымфактором–
способностью, анеконкретнымединичным
качествомилипсихическойфункцией.
11.Дифференциальная психометрия
Наукаобизмерениииндивидуальных
психологическихразличийистепени
выраженноститехилииныхпсихологических
качествииндивидуальныхособенностей.
•Определяетметодыизмеренияитребованияк
оценкеиндивидуально-психологических
различийвпсихологическойдиагностике.
•Прираспространенномсегодняпонимании
Психометриявключаетвсебявесьспектр
психологическихизмерений–от
психофизическихдоличностных.
Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом
12.Процедура измерения. Шкалирование. Классификация шкал.
Шкалирование
•Основаннаянаопределенной
психометрическоймодели
процедурапостроениясистемы
количественныхоценок
психическихсвойств, параметровпроцессовилиобразов•Примершкалированиявсенсорнойпсихофизике: процедурыизмеренияпороговабсолютнойиразностнойчувствительности, установления«психометрическойкривой»
соответствиястимуловиощущений
Определение типа шкалы
•Шкалаиеесистемаотношений
характеризуютсявидомпреобразований,
которыемогутбытьотнесеныкрезультатам
измерения.
–Еслинесоблюдатьэтоправило, тоструктура
шкалынарушится, аданныеизмерениянельзя
будетосмысленноинтерпретировать.
•Типшкалыоднозначноопределяет
совокупностьстатистическихметодов,
которыемогутбытьпримененыдляобработки
данныхизмерения.
•Степеньструктурнойсложностишкалы.
–Нулеваяразмерность, одномерная, многомерная.