Процедура измерения - шкалирование

•Измерениеэтопроцедура, спомощьюкоторой

измеряемыеобъектырассматриваютсякак

носителиопределённыхвидовотношений.

•Процедураприсвоенияколичественныхоценок

(числовыхзначений) измеряемойпсихологической

величиненазывается–шкалированием:

–Нольмерное - пороговыевычисления,

–Одномерное–зависимостьодногопараметраотодного

стимула,

–Многомерное–учетмножествапараметровимногих

11. Способы психологических измерений.

•Нормативноеизмерение. Представляетсобойпроцесссравнения

тестовогопоказателяиизмеряемогоим

свойстваиликачествачеловекаего

значениями, определеннымивкачестве

нормы.

–Вкачественормыобычновыступаетмода,

медианаилисреднеезначениепоказателяв

заданнойгруппеиливыборкелиц. Позволяетзаранеерассчитатьсколькослучаевбудет

расположеновопределенномудаленииотсреднего

сиспользованиемвеличин, кратныхстандартному

отклонению.

•Критериальноеизмерение. Основанонаоценкерезультатовработы

испытуемогобезпрямогосравненияс

другимииспытуемымивсоответствиис

определеннымобъективнымусловием

(критерием) показателякачестваили

свойства.

–Этосопоставлениеэмпирического

результатасобъективнойнормойили

качествомвыполненияфункции.

•Ипсативноеизмерение. Нацеленонаоценку

внутрииндивидуальныхсоотношенийи

несвязаносизучением

межиндивидуальныхразличий.

•Сравнениепоказателяметодикив

различныхситуацияхсегожезначением

внормальномилииномсостоянии.

–Термин«ипсативный»означает, что

конкретныйчеловекслужитмериломили

эталономдлясамогосебя.

–РэймондКэттеллвнесидеюипсативного

шкалированиявпсихологиюдляразграничения

субъективныхиобъективныхэталонов

(стандартов), относительнокоторыхмогут

калиброватьсяпсихометрическиеинструменты.

13.Процедуры психологической диагностики. Психометрические основания, диагностические и организационные требования.

Предполагаетрядтребований, которые

необходимоисследоватьиучитыватьпри

проведениипсихологическойдиагностики.

–Психометрическиеоснования - объективные

требованияметодаизмерений.

•Выраженностьистабильностьсвойствикачеств.

•Наличиеихустойчивойвзаимосвязиснекоторым

относительностабильнымповедением, которое

измеряется.

•Неизменность, стабильностьизмерительного

«инструментария».

–Вчастипрактическогоинструментатестированияи

психическихявлений, используемыхвкачестве

«инструментария»тестирования (понятийныйаппарат

языкаимышления).

•Ограниченияизмерительныхметодов.

–Адекватностьиразрешающаяспособностьинструмента

измерения (вт.ч. взависимостиоттипов

шкалирования).

–Диагностическиетребования:

•достоверность - требованиясоответствия, полнотыи

обоснованностидиагноза;

•безопасностьиспытуемогоипсихолога.

–Организационныетребованиякпроведению

психологическойдиагностики.

14.Диагностические ошибки.

Измерение«неизмеримого»иплохоподдающегося

описанию (неопределенногоилинеопределимого).

–Трудностиизмеренияскрытыхявлений, латентныхфакторов,

незначительныхявленийвторогопорядка.

–Нелинейныевзаимозависимости.

–Субъективныеэффектыобратнойсвязи.

•Когнитивныепроблемы.

–Явлениесамодоказательностиметода:

•Расширительнаятрактовкарезультатовизмеренийиперенос

полученнойопределенностирезультатовизмеренийна

объясняемоеявление, безучетапервичнойограниченности

используемыхоснований.

•Формальныйтестовыйметоднеявляетсядоказательствомтеории

онлишьпоказываетсоответствиетого, чтораспределениеданных

такилииначесоответствуетвыбранноймодели.

–Проблемныетеоретическиеустановки, приводящиекогнитивным иллюзиям.

15.Виды шкал (самоотчет и поведение).

Статистические шкалы и отношения

1. Наименований(номинальная) или

классификационная: отношениеэквивалентности.

2. Порядка: 1 + отношениепорядка (например,

больше–меньше).

3. Интервалов: 1,2 + равенствосубъективных

интервалов–попарныхразличиймеждудвумя

парамистимулов.

4. Отношений: 1,2,3 + сравнениепопарных

отношений (возможностьоцениватьабсолютное

значениевеличиныреакции).

•Шкалы 3 и 4 –метрические.

Шкалаиеесистемаотношений

характеризуютсявидомпреобразований,

которыемогутбытьотнесеныкрезультатам

измерения.

–Еслинесоблюдатьэтоправило, тоструктура

шкалынарушится, аданныеизмерениянельзя

будетосмысленноинтерпретировать.

•Типшкалыоднозначноопределяет

совокупностьстатистическихметодов,

которыемогутбытьпримененыдляобработки

данныхизмерения.

•Степеньструктурнойсложностишкалы. Нулеваяразмерность, одномерная, многомерная.

Процедураприсвоенияколичественныхоценок

(числовыхзначений) измеряемойпсихологической

величиненазывается–шкалированием:

–Нольмерное - пороговыевычисления,

–Одномерное–зависимостьодногопараметраотодного

стимула,

–Многомерное–учетмножествапараметровимногих

стимулов.

16.Психологическая оценка, тесты и обследования.

Психологическая оценка.

–Можетотвечатьнаболееширокиевопросы.

–Множественныеисточникиинформации.

–Персональнаяистория, наблюденияповедения

ипсихологическиетесты.

–Объективныеисубъективныекомпоненты.

Психологические тесты.

–Получениеобразцовповедениядляизмерения

психологическойизменчивости.

–Элементоценки.

Психологические тесты: ориентированы

наиндивида.

–Используютсядляулучшенияпониманияили

принятиярешенийотносительноиндивида.

–Обычнорезультатыпредставленыввиде

масштабногомножества.

•Обследования: ориентированынагруппу.

–Используютсядляопределениягруппы.

–Обычнорезультатыпредставленыввиде

подтвержденногопроцента, среднихзначенийи

стандартныхотклонений.Образовательное тестирование:

–Тестынаинтеллектидостиженияиспользуются

начинаясдетскоговозраста (поступлениеи

продвижение).

•Личностное тестирование:

–Тестированиеприпоступлениинаработуи

продвижениипослужбе (частныйбизнеси

специальныегосударственныеучреждения).

–Тестированиеспособностейкуправлению.

–Тестированиенасоответствиипрофессии.

•Клиническое тестирование:

–Широкоиспользуютсятестынапсихологическую

адаптациюитестыклассификациии/илидиагностики

пациентов.

–Сюдавходяттакженейрофизиологическиетестына

основныеумственныефункции.

17,Метод тестов. Тест как инструмент психодиагностического исследования. Определение психометрического теста.

Тест это стандартизованная процедура для

отбора образцов поведения и его описания,

используя оценки или категории.

•Восновномтестыпредсказываютнекоторое

интересующеене-тестовоеповедение, котороеявляется

объектоминтереса (иликакой-либозадачи).

•Восновномтестыявляютсянормо-соотнесенными =

ониописываютповедениевтерминахнорм, результатов

теста, собранныхотбольшойгруппысубъектов

(стандартизированная выборка).

•Некоторыетестыe являютсякритериально-

соотнесенными = цельувидеть - можетлисубъект

достичьнекоторогозаранееопределенногокритерия.

Три характеристики теста

1. Психологическийтестэтообразец

поведения.

2. Образецповеденияполученв

стандартныхусловиях.

3. Дляполученияколичественной

информацииотобразцаповедения

Наши рекомендации