Другие сходства и различия

Модель прямоугольник, подобно треугольным конфигу­рациям и клиньям, формируется в периоды от одного до трех месяцев. В отличие от других моделей продолжения тенденции при формировании прямоугольника не происхо­дит значительного снижения объема, так как большие цено­вые колебания препятствуют спаду активности.

Наиболее часто используемый способ измерения, при­меняемый для прямоугольников, состоит в измерении вы­соты размаха колебаний цен. Измерьте высоту "торгового коридора", затем спроецируйте этот отрезок вертикально от точки прорыва. Такой метод мало отличается от других, уже упоминавшихся способов вертикального измерения и осно­ван на волатильности рынка. Ниже мы более подробно остановимся на методе горизонтального измерения, так называемом отсчете, когда будем рассматривать пункто-цифровые графики.

К этой модели также относится все то, что мы говорили выше, касаясь особенностей динамики объема во время прорыва линий тренда, и возможности возвратного хода цен. В прямоугольнике верхние и нижние границы распо­ложены горизонтально и хорошо обозначены, поэтому бо­лее четко различимы и уровни поддержки и сопротивления. Это означает, что при прорыве рынка вверх, верхняя грани­ца "коридора" должна служить в качестве прочного уровня поддержки в случае последующего падения цен. После прорыва нижней линии тренда, означающего возобновле­ние тенденции падения, нижняя граница "торгового кори­дора" (бывшая область поддержки) должна оказывать зна­чительное сопротивление при любой попытке оживления рынка.

"ОТМЕРЕННЫЙ ХОД"

"Отмеренный ход" (measured move) или "отмеренное ко­лебание", как его иногда называют, - одно из проявлений динамики рынка, при котором некоторое значительное движение цен (неважно, рост или падение) распадается на два равных по протяженности и параллельно направленных хода (см. рис. б.Юа). "Отмеренный ход" реализуется только тогда, когда эти оба движения достаточно упорядочены и четко выражены. Данный метод измерения представляет собой вариант методик рассмотренных выше (вспомните, что некоторые модели консолидации, например флаги и вымпелы, часто возникают посередине ценового движе­ния). Мы также говорили, что часто рынок возвращается на одну треть или даже половину расстояния, пройденного ценами во время предшествующей тенденции, после чего эта тенденция возобновляется.

Другие сходства и различия - student2.ru

Рис. 6.10а Пример "отмеренного хода" при восходящей тенденции. Согласно этому принципу второй отрезок при тенденции повышения (C-D) повторяет расстояние и наклон первого (А-В). Длина коррекции (В-С) перед возобновлением тенденции часто достигает трети или половины отрезка (АВ).

При "отмеренном ходе" технический аналитик видит четко определенную ситуацию, как на рис. б.Юа: за ожив­лением (от точки А до точки В) следует откат, то есть движение, противоположное тенденции (от точки В до точки С), покрывающее от трети до половины расстояния предыдущего ценового хода (А-В). Аналитик полагает, что следующий отрезок восходящей тенденции (от точки С до точки D), в целом, повторит первый (А-В). Таким образом, высота волны (АВ) просто откладывается снизу (от основа­ния коррекции, то есть от точки С) вверх. Предполагается, что первое движения повторяется и по расстоянию и по углу наклона. Очень часто второе движение оказывается не только равным по расстоянию, но и параллельным первому. В заключение, следует отметить, что существуют и другие, более сложные способы измерения, основанные на "отме­ренном ходе ", однако подробнее мы остановимся на них ниже.

Другие сходства и различия - student2.ru

Рис. 6.106 Пример "отмеренного хода" при тенденции падения. Обратите внимание, что второй отрезок (C-D) имеет точно такие же длину и угол наклона как и первый (А-В). Фаза оживления рынка (ВС) , прошла расстояние, равное половине первого, опускавшегося отрезка.

"ГОЛОВА И ПЛЕЧИ" КАК МОДЕЛЬ ПРОДОЛЖЕНИЯ ТЕНДЕНЦИИ

В предыдущей главе была довольно подробно рассмотрена модель "голова и плечи", самая известная и, как нам кажется, наиболее надежная из всех моделей перелома тенденции. Одна­ко, чтобы читатель не подумал, что все так просто, мы немного охладим его пыл, сообщив, что "голова и плечи", которая вроде бы должна регистрировать перелом, может иногда служить мо­делью продолжения тенденции. (Необходимо также напомнить, что графики, которые используются в качестве примеров в книгах и публикациях по техническому анализу, подбираются очень тщательно, а представленные на них конфигурации пред­ельно четко отвечают параметрам модели и настолько легко узнаются, что некоторые начинающие аналитики рискуют впасть в опасное состояние благодушия; а ведь в реальной жизни не всегда все так просто и понятно!)

В модели "голова и плечи", показывающей продолжение тенденции, цены образуют конфигурацию, сходную с прямо­угольником, за исключением того, что в ней средний спад, то есть "голова", при восходящей тенденции (рис. 6.1 la) обычно опускается ниже обоих "плеч". При нисходящей тенденции (рис. 6.116) средний пик консолидации цен превышает два остальных. В результате, в каждом случае модель оказывается "перевернутой", и ее уже просто невозможно спутать с кон­фигурацией перелома тенденции. (Данное утверждение, я надеюсь, вернет читателю чувство былой уверенности).

Другие сходства и различия - student2.ru

Рис. 6. На Пример бычьей модели продолжения тенденции "голова и плечи".

Другие сходства и различия - student2.ru

Рис. 6. Лб Пример медвежьей модели продолжения тенденции "голова и плечи".

Как только модель продолжения тенденции "голова и плечи" становится различима, можно провести линию "шеи". С этого момента модель интерпретируется так же, как мы описывали в предыдущей главе (с той лишь большой разни­цей, что тенденция скорее всего сохранится, а не изменится). Тенденция возобновится после пересечения линии "шеи", причем критерии объема и измерения остаются те же. Един­ственное различие между двумя вариантами этой модели (т.е. одним, показывающим продолжение тенденции и другим, показывающим перелом) состоит в том, что у первого надеж­ность техники измерения несколько менее высока, а требо­вания к объему не так уж жестки.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКОВ

В целом, все графические модели, описанные в этих двух главах универсальны и могут применяться практически на всех рынках. Многие аналитики утверждают, что для успеш­ного использования принципов графического анализа со­всем не обязательно знать наименования конкретных акций или товаров, цены на которые представлены на графиках. Часто можно услышать фразу: "График есть график".

При всей справедливости этих утверждений, необходимо тем не менее сделать некоторые уточнения и пояснения. Принципы графического анализа действительно универсальны и применимы к большинству рынков, однако совсем необя­зательно, что все рынки ведут себя совершенно одинаково. Механизм поведения каждого из них имеет свои особеннос­ти, и это следует учитывать в процессе анализа.

Другие сходства и различия - student2.ru

Рис. 6.11в Если внимательно посмотреть на график цен июньских контрактов на золото (вверху), то можно заметить небольшую модель "голова и плечи", выступающюю в данном случае в качестве модели продолжения тенденции. Обратите внимание на три пика и линию "шеи", характерные для этой конфигурации, а также на возвратный ход цен после прорыва линии "шеи". В декабре в правой нижней части графика появился небольшой вымпел. На нижнем графике показаны примеры модели прямоугольник, возникшей во время консолиди-ции на рынке наличного золота.

Компьютерное тестирование различных технических ин­дикаторов, таких, например, как скользящие средние значе­ния, показало, что некоторые средние скользящие эффек­тивно работают на большинстве рынков. Однако каждый рынок имеет свое собственное, наиболее подходящее для него скользящее среднее значение. На первый взгляд, это утверждение кажется противоречивым, но на самом деле оно таковым не является. Некоторые средние скользящие - как и графические модели - уверенно выявляют и отслеживают тенденции практически на всех рынках. Однако то, что работает в большинстве случаев, может не подойти для каждого отдельного случая. Процесс оптимизации с помощью компьютерного моделирования показал, что отдельные рын­ки обладают только им присущими особенностями или "ха­рактерами" и что различные технические индикаторы, вклю­чая графические модели, должны подбираться под каждый из них индивидуально.

Мы вернемся к проблеме оптимизации скользящих сред­них значений в главе 9, а пока обобщим все сказанное о графических моделях. Большинство опытных трейдеров и технических аналитиков, по крайней мере, интуитивно подо­зревают, что рынки отличаются друг от друга. Существует значительная разница между рынками свиных животиков, меди, пшеницы и японской йены. Они представляют различ­ные отрасли промышленности и финансов, поэтому разли­чия в их поведении вполне объяснимы.

Техническим аналитикам также хорошо известно, что динамика одних рынков лучше поддается графическому от­ражению, чем других. Считается, что очень хорошо отража­ется на графиках динамика "медного" и "золотого" рынков. Это в равной степени относится и к рынкам пшеницы и соевых бобов. А вот использовать стандартные методы гра­фического анализа в работе на рынках свиных животиков и апельсинового сока значительно сложнее.

Особенности различных рынков еще ожидают исчерпыва­ющего исследования. Рассмотрению этого вопроса посвяще­на брошюра "Использование графиков при прогнозировании цен на товарных рынках", написанная У. Джайлером (How Charts Are Used in Commodity Price Forecasting, W. L. Jiler).

"Как правило, графики цен на один и тот же товар демон­стрируют одинаковую последовательность ценовых моделей, которая может отличаться от последовательности моделей на графиках цен на другие товары. Иными словами, графики определенного товара имеют набор особенностей, присущих только этому товару. Например, на графиках хлопка возни­кает много закругленных вершин и оснований, которые часто образуют целые последовательные серии, что редко наблюда­ется на графиках соевых бобов и пшеницы. Изучение графи­ков соевых бобов за несколько лет показывает, что наиболее распространенными моделями на этом рынке являются тре­угольники. В свою очередь, конфигурации "голова и плечи" очень часто встречаются на графиках рынка пшеницы. Все товарные активы чаще всего следуют определенным моделям поведения, которые находят свое отражение на графиках."

Эта проблема также освещается в статье Р. Тейлора, опубликованной в августе 1972 года в журнале "Коммоди-тиз" (в настоящее время журнал называется "Фьючерз"). Тейлор утверждает, что у каждого рынка есть свое со­бственное "лицо" и рассматривает графические модели с точки зрения частотности их образования и надежности в прогнозировании динамики цен на рынках различных то­варных активов. Для измерения частотности и надежности некоторых наиболее распространенных моделей Тейлор разработал "индекс технической надежности" (Technical Reliability Index).

Некоторые технические аналитики все еще используют этот индекс. Он указывает в процентном выражении, в скольких случаях данная графическая модель действительно выполняет приписываемые ей функции. Достаточным уров­нем надежности графической модели, позволяющим исполь­зовать ее на практике, является 70%-ый показатель индекса.

Поскольку исследования, посвященные этой теме, можно буквально пересчитать по пальцам, лучше всего полагаться на свой собственный опыт. Многолетняя практическая рабо­та на различных рынках - лучший способ, что называется, "на ощупь" узнать особенности тех или иных рынков. Учитывать эти особенности необходимо при использовании всех мето­дов графического анализа, о которых говорится в этой книге.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ И РАСХОЖДЕНИЕ

Принцип подтверждения - одно из важнейших понятий, которое буквально пронизывает все сферы технического анализа. С подтверждением неразрывно связано другое поня­тие - расхождение, противоположное по смыслу, но не менее значимое. Здесь мы лишь введем эти термины и объясним, что они означают, однако мы будем неоднократно возвра­щаться к ним на протяжении всей нашей книги. Мы раскро­ем понятие подтверждения в контексте работы с графически­ми моделями, хотя, на самом деле, оно находит применение практически во всех аспектах технического анализа. Под­тверждение означает сравнение всех технических сигналов и индикаторов с целью убедиться, что большинство из них одинаково указывают направление движения рынка, то есть подтверждают друг друга.

В контексте работы с ценовыми моделями под подтвер­ждением понимают сравнение графических моделей анали­зируемого рынка по всем месяцам исполнения с целью проверки их соответствия. Например, бычья или медвежья модель, образовавшаяся на графике контракта с одним меся­цем исполнения, должна быть подтверждена соответствую­щими моделями других месяцев. Однако этим проверка на подтверждение не исчерпывается. Необходимо изучить по тем же критериям все сходные рынки, поскольку группы сходных рынков имеют тенденцию двигаться в одинаковом направлении. Посмотрите, каково положение на других рын­ках той же группы. Если исследуется рынок определенного металла, следует также проанализировать рынки других ме­таллов.

При анализе одного рынка показатели родственного рын­ка часто являются необходимым вспомогательным материа­лом. Можно пойти еще дальше и свериться с показателями обобщенных товарных индексов, чтобы убедиться в соответ­ствии результатов вашего анализа общему направлению раз­вития товарных рынков. Бычий прогноз, полученный при анализе одного рынка, не очень надежен, если товарные рынки в целом падают. Поэтому всегда необходимо выяс­нять, какова общая обстановка на товарных рынках: бычья или медвежья.

Для дальнейшего подтверждения правильности своих вы­водов обратитесь к моделям на недельных и месячных графи­ках долгосрочного развития. Проверьте, совпадают ли они. Затем проанализируйте все имеющиеся технические индика­торы, средние скользящие, осцилляторы, линии тренда, объ­ем и открытый интерес и также проверьте, подтверждают ли они друг друга.

Принцип подтверждения означает, что чем большим ко­личеством технических показателей, подтверждающих его выводы относительно состояния и перспектив рынка, распо­лагает трейдер, тем увереннее он принимает решение, и тем надежнее результаты его анализа.

Как мы уже говорили, расхождение - понятие, противопо­ложное подтверждению. Оно подразумевает несоответствие различных данных: динамики контрактов с разными месяца­ми исполнения, сходных рынков, а также технических инди­каторов. Несмотря на то что мы употребляем данное понятие в отрицательном смысле, расхождение является ценным ком­понентом анализа рынка, заблаговременно сигнализируя о приближающемся переломе тенденции. Более подробно при­нцип расхождения будет рассмотрен в главе 10, посвященной осцилляторам.

На этом мы завершаем обсуждение ценовых моделей. Ранее мы уже говорили о том, что технический аналитик использует три источника данных - цену, объем и открытый интерес. Все, о чем мы говорили до сих пор, касалось, главным образом, цены. В следующей главе мы подробнее рассмотрим понятия объема и открытого интереса и их место в общей структуре анализа рынка.

Глава 7.
Объем и открытый интерес

ВСТУПЛЕНИЕ

При анализе динамики фьючерсных рынков большинст­во аналитиков используют трехмерный подход, то есть отслеживают изменения трех показателей: цены, объема и открытого интереса. Методы построения дневного столби­кового графика, а также способ отображения на нем пока­зателей всех трех типов уже обсуждались нами в главе 3. Отмечалось, что, хотя на товарных рынках данные по объему и открытому интересу доступны для каждого месяца исполнения, для прогностических целей используются, как правило, обобщенные варианты этих показателей. Одна­ко, как мы уже говорили выше, для того чтобы сосредото­чить свои усилия на наиболее популярных (т.е. самых ликвидных) контрактах, рекомендуется внимательно изу­чать показатели открытого интереса по каждому отдельно­му месяцу исполнения.

До этого при изучении графиков мы в основном рас­сматривали ценовые показатели, и только мимоходом каса­лись объема. В этой главе, посвященной непосредственно изучению трехмерного подхода к графическому анализу, мы подробнее остановимся на двух остальных показателях рыночной динамики - объеме и открытом интересе.

ОБЪЕМ И ОТКРЫТЫЙ ИНТЕРЕС КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ АНАЛИЗА РЫНКА

Мы начнем изучение объема и открытого интереса с точного определения их роли в общей структуре анализа рынка. Следует иметь в виду, что из трех составляющих трехмерного подхода наиболее важным показателем несо­мненно является цена. По значимости объем и открытый интерес несколько уступают. Они используются, главным образом, как подтверждающие индикаторы. В свою очередь, наиболее важным из них является объем, оставляя за откры­тым интересом далекое третье место. Если для определении значимости этих индикаторов использовать условную шка­лу - с 1 до 10 единиц - то рейтинг цены составит пять, объема - три, а открытого интереса - всего две. Некоторые аналити­ки могут и не согласиться с таким распределением ролей, однако оно основано на личном опыте работы автора.

Некоторые трейдеры при анализе рынка полностью иг­норируют показатели объема и открытого интереса, в то время как другие придают им излишне большое значение. Мой собственный опыт подсказывает, что истина лежит где-то посередине. Отслеживание объема и открытого инте­реса, наряду с динамикой цен иногда помогает заранее определить возможное направление развития рынка. В то же время я убедился, что временами эти два показателя бывают практически бесполезны. Тем не менее, для повышения эффективности технического анализа их необходимо учи­тывать в своей работе, внимательно следя за их сигналами, которые могут содержать очень важную информацию.

Объем

Начнем с того, что еще раз определим, что означают эти два понятия. Объем подразумевает количество контрактов, заключенных за определенный период времени. В основ­ном, нам приходится иметь дело с дневными столбиковыми графиками, поэтому мы и сосредоточимся на показателях дневного объема. Их наносят в виде тонких вертикальных столбиков в нижней части дневного графика под показате­лями цен. Обратите внимание, что шкала объема располо­жена справа под ценовой шкалой (см. рис. 7.1).

Показатели объема могут также наноситься и на не-делъные столбиковые графики. В этом случае общенедель­ный объем будет просто отмечен под соответствующим столбиком, отражающим диапазон цен за неделю. Однако объем не проставляют на месячных графиках. Следует помнить, что для целей прогнозирования подходят толь­ко суммарные (обобщенные) показатели объема и откры­того интереса.

Наши рекомендации