Предмет и задачи психологии развития
Характеристика основных понятий возрастной психологии позволяет сформировать ее предмет. Психология развития изучает источники, условия, движущие силы и закономерности онтогенетического развития. Из определения предмета вытекает основная задача возрастной психологии –изучение хода и условий полноценного, то есть оптимального для каждого возраста психического развития. Развитие всегда осуществляется в конкретной социальной ситуации, что с необходимостью предполагает учет опосредствующего влияния различных макро- и микроструктурных условий, которые преломляются через жизненный опыт человека, его личностные и индивидуальные особенности, психологический склад. Дифференциация представлений о социальной ситуации развития включает в себя изучение всех значимых для развития ребенка социальных взаимоотношений, характера ведущей деятельности, ее строения. Это позволяет выявить показатели благополучного или отклоняющегося хода развития. Особенное значение при этом приобретает сопоставление реального места и значимости того или иного вида деятельности в жизни ребенка с уровнем сформированности психических процессов и качеств. Психологические новообразования являются результатом и предпосылкой возрастного развития, их изучение и диагностика – важнейшие практические задачи психологии развития. Развитие - возрастной процесс, оно не заканчивается с достижением зрелости. Оптимизация психического развития во всех возрастных периодах, максимальное использование ресурсов и потенциала каждого возраста – ближайшая и актуальная задача практического приложения психологии развития.
Современные социально-культурные процессы вносят изменения в динамику и содержание психического развития. Прогноз влияния этих изменений на уже сложившиеся представления о тех или иных периодах развития - актуальная задача возрастной психологии.
Методы психологии развития
Методы, применяемые в той или иной исследовательской области, целиком и полностью определяются спецификой предмета изучения. Предметом психологии развития являются процессы развития, а основными исследовательскими задачами – выявление тенденций и отслеживание динамики протекания личностных изменений. В силу этого в психологии развития ведущее значение приобретают следующие методы.
1) Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка (или группы детей) в течение длительного времени, на разных возрастных этапах. Исследование такого типа дает возможность построить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и соотнести уровень его развития с возрастной нормой. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, анализа продуктов деятельности, эксперимента.
2). Метод срезов и сравнительный метод.Суть метода срезов (так называемое «поперечное» исследование) состоит в следующем: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик (тест, беседа, констатирующий эксперимент и др.) изучается определенный аспект развития, например, уровень интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей одного возраста. Недостаток метода срезов заключается в том, что результат такого исследования часто представлен характеристикой «усредненного» ребенка соответствующего возраста как абстрактного носителя измеряемых психологических свойств. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой и на основе этого делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
Итак, мы рассмотрели особенности методов, заключающиеся в различии стратегий организации исследований – лонгитюдный метод, метод срезов и сравнительный метод. Наряду с ними в исследованиях психологии развития используются и общепсихологические методы – наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент и др.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что изучает психология развития? Какие разделы выделяются в структуре психологии развития?
2. Назовите круг задач психологии развития.
3. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие?
4. Какие факторы определяют психическое развитие человека?
5. Раскройте сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития».
6. Раскройте сущность понятия «ведущий вид деятельности»?
7. Роль возрастных кризисов в психическом развитии?
8. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?
9. Какое практическое значение (для педагога) имеет знание закономерностей психического развития?
10. Каковы характеристики основных методов психологии развития?
11. Каковы характеристики вспомогательных методов возрастной психологии?
12. В чем преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента?
13. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка?
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М: Академический проект. 2001.
3. Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 1. М., 1980.
4. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. М., 1984.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983.
6. Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.
7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.И. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Изд. УРАО,1997.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Изд. Академия, 1998.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004.
11. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.