Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Значение кризисов в психосоциальном развитии личности.

Эрик Эриксон (1902-1994) швед, росший в Германии, затем в Америке — последователь 3. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Эриксон изучал стадии психосоциального развития личности, применяя психоисторический метод– учитывая тот исторический момент, в котром данная личность живет. Сферами исследования Эриксона были:

1. Исследования детей в разных культурах (полевые этнографические).

2. Биографический метод (описание развития выдающихся личностей с учетом времени их жизни («Молодой Лютер»)

3. Эриксон был практикующим терапевтом (важно побывать у ребенка дома, в семье, в его естественных условиях).

Особенности становления личности зависят от эконо­мического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой, исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в серединеXX в., развивается не так, как маленький инде­ец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в про­цессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономичес­кого развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных е основным ви­дом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени — Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного и отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают «от груди» туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопи­тельству.

Наши мысли совершают колебания из стороны в сторону: что нам хочется – «Оно» – что мы должны – «Сверх-Я», а средняя точка – Я сам. Обратиться к самому себе сложно, проще смотреть на окружающее – что хочу и что должен поотношению к тому, что вокруг меня. Решение задачи развития ставится обществом, духовной атмосферой общества, в котором живет человек. (препятствовать или способствовать?)

Эпигенетическая теория развития личности: Человек в процессе развития проходит 8 стадий, последовательность которых предопрделена природой, а содержание их зависит от общества. Задачи развития ставятся не природой, а обществом. Детство – категория не биологическая, а социальная.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребе­нок, созревая, с необходимостью проходит ряд следую­щих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобре­тает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Анализировать развитие необходимо на трех уровнях:

1. Сомо = тело. (опыт должен пройти через тело).

2. Эгосинтез – уровень развития психических процессов.

3. Этос – нормы, традиции и принципы того общества, где семья живет.

Основные достижения Э.Эриксона:

1. Общество ставит задачи развития. От духовной атмосферы общества зависит то, как эти задачи решаются.

2. Самый крупный ученый, представивший полный жизненный путь.

3. Ввел понятия эгоидентичности и групповой идентичности.

До 17—20 лет происходит медленное, постепенное ста­новление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психо­социальная тождественность — позволяет личности при­нимать себя во всем богатстве своих отношений с окружа­ющим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соот­ветствующими формами поведения. Идентичность — усло­вие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Эгоидентичность – чувство непрерывности и тождественности нашего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с нами.

Групповая идентичность – формирование у ребенка мировоззрения той социальной группы, к которой принадлежишь если не соответствуешь – будешь изгоем.

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого вре­мени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девоч­ками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс опреде­ляется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рож­дения родители, а затем и более широкое социальное окру­жение приобщают его к своей социальной общности, груп­пе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это не болезнь личности, не невротические расстройства, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое прояв­ляется в определенном возрасте, заключено глубинное от­ношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным раз­витием личности, и негативным, вызывающим отрицатель­ные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, и когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

На первой стадии развития (орально-сенсорной); соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или не­доверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутрен­них органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери; он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская лю­бовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ мате­ри (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Доверие проявляется в хорошем сне, аппетите (соматика), а психологически - в умении ребенка ждать (вытерпеть, вынести ограничения ).

Как сформировавть? – соблюдать режим, разговаривать с ребенком, телесный контакт, а главное – уверенность матери в своих силах.

Наши рекомендации