Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru 8.1. Движущие силы развития

Концепция Эрика Эриксона (1902-1994) по праву является од­ной из самых значительных теорий психологии развития как по своему вкладу в изучение закономерностей развития личности в онтогенезе, так и по влиянию, оказанному на формирование про­блемного поля исследований в области психологии развития и со­здание частных теорий. Хотя сам Эриксон причислял себя к сто­ронникам психоанализа, он создал оригинальную эпигенетическую теорию развития в контексте эгопсихологии.

Можно выделить ряд принципиальных различий психоанализа и теории Эриксона в трактовке закономерностей развития личности:

■ в центре внимания Э. Эриксона — структура Эго и ее развитие.
У Фрейда в фокусе находятся структуры Ид (Оно) и Супер-Эго
(Сверх-Я);

■ Фрейд представляет отношения «ребенок — общество» как ан­
тагонистические, враждебные, история которых — трагическое
противостояние личности и общества, борьба двух миров — мира
детства и мира взрослых. Эриксон рассматривает отношения
личности и общества как отношения сотрудничества, обеспечи­
вающие гармоничное развитие личности;

■ Фрейд решающую роль отводил сексуальности. Э. Эриксон, при­
знавая ее значение, возражает против постулата о примате ин­
фантильной детской сексуальности. Он полагал, что последнее
не является основным источником развития;

■ концепция 3. Фрейда замыкается в парадигме двух факторов
как детерминант развития. Э. Эриксон предлагает более слож­
ную систему причин, условий и факторов развития личности,
включающих ее активность и общение. Активность личности
имманентно предполагается в признании двух вариантов про­
хождения психосоциального кризиса и соответственно двух
вариантов развития — конструктивного и деструктивного. Роль

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru 106 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru и значение общения ребенка с социальным окружением рас­крываются Э. Эриксоном в таких понятиях, как «радиус значи­мых отношений» и «ритуал».

Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется един­ством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной, психосексуальной. Главным содержанием раз­вития личности является процесс становления эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тож­дественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружени­ем; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.

Итак, понятие «иденти^ость» включает в себя субъективное чувство непрерывной тождественности самому себе; глубокое функ­циональное единство собственной личности; осознание собственной временной протяженности; осознание уникальности собственной личности; чувство общности социальным идеалам и ценностям той группы, к которой относит себя личность, чувство социальной поддержки и признания. Идентичность личности является услови­ем эффективного функционирования человека в определенной куль­туре и системе общественных отношений [106]. Весь процесс раз­вития личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения станов­ления и преобразования идентичности.

Эпигенетический принцип определяет последовательность ста­дий развития личности. Эпигенез — наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития. План пре­дусматривает поэтапность формирования органов, т. е. психологи­ческих способностей. В нем постулируется наличие «критических периодов» для возникновения и развития личностных структур. В каждый период существует особая чувствительность к формирова­нию какого-то свойства личности, и, если этот период пропущен, личностное развитие искажается. Каждая стадия основана на пре­дыдущей — существует преемственность и взаимосвязь стадий.

Развитие — процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризи­са в выборе между альтернативными путями развития. В зависимо­сти от выбора личностное развитие приобретает разную направлен­ность — может быть позитивным, гармоничным или негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личност­ной и познавательной сфер. Если выбор осуществляется позитивно,




_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 107

то формирование личности происходит по позитивному сценарию, если негативно — по деструктивному сценарию. Деструктивный сценарий является препятствием на пути формирования идентич­ности личности и сопровождается множеством проблем.

Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

Кризис осуществляется в радиусе значимых социальных отно­шений. Общество помогает в разрешении кризиса, предлагая риту-ализации, устойчивые социокультурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, создающие необходимые условия для благополучного разрешения кризиса. Ритуализация имеет ряд особенностей:

1. Ритуальные действия имеют общее значение, понятное и раз­
деляемое всеми участниками. Например, выпускной вечер, когда
вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке
новые права и обязанности взрослого.

2. Ритуальные действия сочетают устойчивость и повторяемость
взаимодействия с определенной новизной. Психологический смысл
сочетания стабильности и новизны ритуала состоит в создании оп­
тимальных условий для развития личности ребенка. Стабильность
и устойчивость обеспечивают чувство безопасности и уверенности
в ближайшем будущем, готовность и возможность активно участво­
вать во взаимодействии со взрослым. Ребенок ориентируется на
сценарий-ритуала, может прогнозировать действия партнера и дос­
таточно рано научается подстраиваться к взаимодействию, в даль­
нейшем принимая на себя инициативу в осуществлении ритуала.
Привнесение элементов новизны в ритуал расширяет границы воз­
можностей ребенка, учит его действовать в новых ситуациях, при­
учает не бояться нового. Например, укладывание маленького ребен­
ка спать или его пробуждение близким взрослым представляет со­
бой особый ритуал. Центральное место в нем занимают эмоционально
нагруженные действия — улыбка, поцелуи, укачивание, поглажива­
ние, колыбельная и другие знаки внимания, создающие атмосферу
тепла и безопасности. При этом ритуальные действия каждый раз
включают что-либо новое, расширяющее границы самостоятельнос­
ти ребенка и его знакомства с миром.

3. Ритуальные действия не только сохраняются на протяжении
всей жизни человека, но преобразуются и приобретают новые фор­
мы, вбирая в себя опыт и растущую компетентность ребенка.

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru 108 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Противоположные ритуалам формы взаимодействия, приводя­щие к воспроизведению негативного сценария развития личнос­ти — ритуализмы. Примером ритуализма может служить тотали­таризм. Общество предлагает человеку как ритуализации, так и ритуализмы, что обусловливает многообразие сценариев личност­ного развития.

Каждая стадия развития характеризуется модусом (модально­стью) — способом функционирования личности, ее образом дей­ствия и отношением к миру.

8.2. Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделяет восемь возрастов, охватывающих весь жиз­ненный цикл от рождения до смерти. Центральная линия разви­тия — формирование эго-идентичности. В таблице 4 представлены основные характеристики развития: психосоциальный кризис, ра­диус значимых отношений, позитивное и деструктивное новообра­зования и ритуализация.

Младенчество, орально-сенсорная стадия (0—1 год) имеет прин­ципиальное значение для дальнейшего развития личности. В психо­анализе рождение трактуется как травма; ребенок беспомощен, мать создает особую поддерживающую среду. Мать определяет своим уходом и воспитанием, обусловленными культурой и традициями, либо позицию доверия, открытости к миру, либо недоверие и безна­дежность. На этом этапе развития реализуется инкорпоративный модус, выражаемый в действиях «получать — давать», «взять — дер­жать». «Обожествляющая» ритуализация предполагает определен­ную стабильность и взаимность отношений матери и ребенка. Узна­вание представляет собой раннюю форму идентичности.

Вера в доброту, справедливость, разумность и стабильность мира, формирующие оптимистическую позицию, обеспечивает готовность ребенка к переживанию фрустрации и дальнейшему развитию. Ребенок учится устанавливать разумные границы доверия.

Ранний возраст, мышечно-аналъная стадия (1-3 года) харак­теризуется психосоциальным кризисом — выбором между авто­номией и стыдом и сомнением. Развитие действий ребенка, овладе­ние мышечной системой и регуляция ее, появление речи обеспечи­вают условия для развития автономии и реализации установки «Я сам». Идентичность выступает в форме «Я есть то, что я могу сво­бодно желать». Ведущим модусом является ретентивно-элимина-

_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 109

тивный (сдерживающе-отторгающий), выражаемый действиями «удержание, задержка» — «отпускание». Отдаление от матери и стремление к самостоятельности реализуются в рамках рассуди­тельной ритуализации. Тип семейного воспитания — принимаю­щий, поощряющий самостоятельность или запрещающий, автори­тарный — в значительной степени определяет разрешение кризи­са. Стыд возникает тогда, когда ребенок утрачивает или не способен к самоконтролю и находится во власти родительского внешнего контроля. Чувство самоконтроля без потери самоуважения рожда­ет свободную волю. Навязчивость проявляется в ритуальности по­второв, компульсивности, чрезмерной пристыженности, зависимос­ти и неуверенности или в открытом неповиновении и упрямстве. Дошкольный возраст, локомоторно-гениталъная стадия — возраст игры (3-6 лет) рассматривается в связи с Эдиповым комп­лексом. Источником возникновения психосоциального кризиса является Эдипов комплекс, чувства и переживания, связанные с отношениями с родителями. Ведущий модус— вторжения и про­никновения. Комплекс кастрации рождает у мальчиков страх, а у девочек чувство вины. Рождаются моральные чувства. Ребенок стал­кивается с альтернативой: либо отказаться от постановки и дости­жения целей, либо проявить инициативу и изобретательность в по­иске социально приемлемых и отвечающих его желаниям целей. Сущность кризиса в выборе между инициативой и чувством вины. Общество для разрешения этого кризиса предлагает драматичес­кую ритуализацию. По сути, это игровая, ролевая драматизация — возможность проигрывания, моделирования отношений взрослой жизни. В игре запреты снимаются, в игре все может быть всем. Игра или драматическая ритуализация раскрывает возможности свободного исследования и экспериментирования, не угрожая пере­живанием чувства вины, связанным с нарушением социальных запретов. В процессе игры ребенок осваивает эти роли и развивает у себя способность к инициативному выдвижению целей. В случае позитивного разрешения кризиса в пользу инициативы формиру­ется такое позитивное качество, как целеустремленность — способ­ность ставить цели и прилагать к их достижению усилия. В про­тивном случае формируется такое качество, как заторможенность, т. е. отказ от инициативы. Примером может служить феномен «вы­ученной беспомощности» [118] как отказ от достижения целей, от­каз от активности в достижении целей при столкновении с малей­шими трудностями, причем любые задачи, которые стоят перед ре­бенком, воспринимаются им как трудные. Характерная особенность

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Периодизация развития личности (по Э. Эриксону)

Таблица 4


  Психо- Радиус Позитивное Деструктивное  
Стадии социальный значимых новообразование новообразование Ритуализация
  кризис отношении личности личности  
1. Младенчество Базисное Мать Надежда — вера Уход, отказ Обожествляющая
(орально- доверие —   в разумность и от общения,  
сенсорная) базисное недо-   надежность мира деятельности,  
0-1 год верие к миру     познания мира  
2. Раннее Автономия — Родители Воля — спосо^в Навязчивость Рассудительная
детство стыд   ность преодоле-   (закон и порядок)
(мышечно- и сомнение   вать сомнения и    
анальная)     трудности в дос-    
1—3 года     тижении цели    
3.Возраст игры Инициатива — Семья Целеустремлен- Заторможенность Драматическая
(локомоторно- вина   ность    
генитальная)          
3-6 лет          
4. Школьный Трудолюбие — Соседи, Компетентность, Инертность Формальная
возраст неполноцен- школа умение   (технологи-
(латентная) ность       ческая)
6-12 лет          
5. Подростковый Эго-идентич- Группы Верность Отрицание Идеологическая
возраст ность — сме- сверстников      
(пубертатная) шение идентич-        
(12-19 лет) ности        

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru 6. Юность Интимность — Друзья, Любовь Исключительность Группирования
(молодость) изоляция партнеры      
(генитальная)          
20-25 лет          
7. Зрелость Продуктив- Разделенный Забота Отвержение Наставничество,
26-64 года ность — труд     воспитательная
  застой и общий дом      
8.Старость Эго-интегра- Человечество Мудрость Презрение Философская
  ция —        
  отчаяние        

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru 112 • Возрастная психология. Конспект лекций

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru такого ребенка — пассивность, стремление быть под опекой автори­тетного лица.

Школьный возраст, латентная стадия (6-12 лет) охватывает период с момента начала обучения в школе до начала полового со­зревания. Эдипов комплекс преодолен на предшествующей стадии. Латентная стадия характеризуется тем, что сексуальное развитие прерывается. Важнейшим процессом становится процесс субли­мации, т. е. переключение энергии на социально желательные цели. Это возраст психосексуального моратория, ограничений на сексу­альную жизнь. Общество ставит перед ребенком цели, связанные с овладением культурой, и предлагает технологическую ритуализа-цию. Формальная технологическая ритуализация отвечает задачам формирования компетентности, помогая осуществить выбор между трудолюбием и чувством неполноценности. Говоря об овладении технологиями, мы имеем вЭвиду два аспекта: предметный, овладе­ние предметными дисциплинами (язык, естествознание, математи­ка и т. д.); технологии сотрудничества, общения и взаимодействия.

Ребенок должен научиться общаться и строить совместную де­ятельность для достижения общих целей. Овладение технология­ми приводит к необходимости принятия на себя ответственности, готовности к самоограничению, и даже к подчинению. Главное но­вообразование этого возраста — компетентность (определяется уси­лиями, умениями и навыками, способностью сотрудничать с други­ми в учении и труде). Основным умением ребенка становится его способность учиться. Противоположным компетентности качеством является инертность, которая может выступать в двух вариантах. Инертность связана с чувством неполноценности, которое толкает к двум вариантам поведения. Первый — сверхконкуренция, когда ребенок, побуждаемый чувством неполноценности, стремится во всех сферах быть первым. Второй — пассивный уход от задач, деятель­ности в фантазии, воображении, компенсаторные виды деятельнос­ти. Это тоже проявление инертности, связанной с отказом от поста­новки целей и поиска путей их достижения.

В школьном возрасте возникает выбор между формированием способностей к творчеству и созиданию и чувством неполноценно­сти, ограничивающим возможности личности в решении задач са­мовоспитания и саморазвития. Эго-идентичность выступает в фор­ме «Я — то, чему могу научиться».

Подростковый возраст, юность, пубертатная стадия (12-19 лет) — критическая для формирования идентичности. Сущность психосоциального кризиса — выбор между эго-идентичностью и

_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 113

смешением идентичности. Радиус значимых отношений — группы сверстников. Сильное качество — верность. Патологическое свой­ство — отрицание или отказ от роли. Ритуализация — идеологи­ческая.

Именно в этом возрасте происходит формирование главного, личностного новообразования — эго-идентичности, интеграция мно­жественных образов Я в единое целое, формирование чувства само­тождественности во времени и пространстве, признание значимым социальным окружением идентичности Я. Эго-идентичность — стержень, ядро личности, позволяющее сохранить свое Я на протя­жении всего жизненного цикла.

Почему именно в подростковом возрасте возникает кризис иден­тичности, в чем его сущность? Этот кризис подготавливается рядом условий. Во-первых, процессами бурного соматического развития и полового созревания. Подросток сталкивается с кардинальным из­менением физического телесного Я, что ставит задачу формирова­ния нового образа Я. Во-вторых, возникновение задач самоопреде­ления и жизненного выбора. Общество и он сам ставят вопросы: «Кто я?», «В чем смысл моей жизни?», «Кем я буду?», «Какова моя будущая профессия?», «Каких принципов я придерживаюсь в этой жизни?» и т. д.

Самотождественность во времени предполагает не только рет­роспективу, но и перспективу, планирование будущего в контексте жизненных выборов. Сущность этого кризиса — либо обретение целостности Я, или эго-идентичности, либо смешение эго-идентич­ности, т. е. неспособность ответить на вопросы и выстроить целост­ную структуру Я.

Общество для решения этих задач предлагает подростку идео­логическую ритуализацию — систему мировоззрений, ценностей, принципов, норм, правил, взглядов на жизнь в отношении профес­сиональной и идеологической сфер. Напротив, ритуализм в форме тоталитаризма «освобождает» подростка от выбора, навязывая един­ственную «верную» модель построения жизни. «Достоинство» то­талитаризма в том, что он избавляет молодого человека от поиска, от страданий и мук выбора. Идеологическая ритуализация предпо­лагает возможности выбора, эксперимента, перспектив будущего, связанных с перспективами общества. Функции идеологии — уста­новление соответствия между миром идеалов и миром реальнос­ти; определение этнической идентичности, т. е. принадлежность к определенному этносу, нации, культуре; побуждение к участию в коллективных, совместных видах деятельности, где личные интере-

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru 114 • Возрастная психология. Конспект лекций

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru сы надо соотнести с интересами общественными; предложение оп­ределенных моделей лидерства и сотрудничества; представление различных религиозных, политических течений, философских ми­ровоззрений. Идеологическая ритуализация связана с участием молодежи в разных группах, движениях, организациях.

Механизмами обретения идентичности, по Эриксону, могут быть три процесса:

1. Интроекция (Фрейд)— это вложение извне внутрь. В геш-
тальттерапии интроекты называют непереваренными конструкта­
ми, некритически перенесенными извне внутрь. Это самый прими­
тивный механизм, не обеспечивающий обретения истинной иден­
тичности.

2. Идентификация — механизм, в основе которого лежит под­
ражание, моделирование рулевого поведения значимых фигур. У
подростков обычно имеет м%сто идентификация с родителями, геро­
ями, актерами, музыкантами, спортсменами и т. д. У каждого поко­
ления свои герои, представляемые культурой общества.

3. Механизм ролевого экспериментирования, обеспечивающий
достижение эго-идентичности. Подросток принимает на себя роль,
примеривает ее на себя, проигрывает. Это можно сравнить с теат­
ром масок, когда герой, меняя маски, резко меняется сам. В течение
дня или нескольких часов может играть роль то «души компании»,
то «непризнанного гения», то изгоя. У подростков мгновенно меня­
ются увлечения, пристрастия. Непостоянство, неустойчивость пове­
дения, интересов, настроения отражают процесс ролевого экспери­
ментирования. Особенность юношеского возраста в том, что этот
процесс ролевого экспериментирования осуществляется в услови­
ях психосоциального моратория на окончательное принятие роли.

Можно выделить ряд специфических симптомов подростково­го/юношеского возраста, связанных с кризисом становления эго-идентичности. Первый — размывание чувства времени, в форме утраты временной перспективы, в подростковой амнезии — забыва­нии событий при сохранении чувства очень напряженной внутрен­ней жизни. Для подростка может быть ночь — как одна минута, и одна минута может переживаться часами. Второй симптом — это относительная, частичная утрата продуктивности, имеется в виду в творческой, учебной деятельности. В подростковом возрасте проис­ходит стагнация прежних достижений в спорте, подросток начина­ет хуже учиться. Третья особенность — это уход от близких отно­шений, стремление к одиночеству, изоляции, стремление остаться наедине со своими чувствами и переживаниями. Ведение дневни-

_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 115

ков, характерное для этого возраста, — это возможность самореф­лексии наедине с собой. Последний симптом — формирование не­гативной идентичности. Это принятие системы ценностей, прямо противоположной той, которую предлагает общество. При наруше­нии доверия между ребенком и родителями часто формируется негативная идентичность. Многие подростки как бы подвергают сомнению то, что предлагает общество, и «примеривают» прямо про­тивоположную идентичность.

При сохранении перечисленных симптомов кризиса после его завершения можно говорить о нарушении развития идентичности. Задачи родителей для поддержки в разрешении кризиса: перейти на позицию равноправия с подростком; принять его право на само­стоятельный жизненный выбор; предоставить возможность для ролевого экспериментирования; поощряя инициативу, быть гото­выми к поддержке и сотрудничеству.

Статусы идентичности — характеристика развития эго-иден-тичности. Понятие статусов идентичности впервые было заявлено в работах Э. Эриксона и получило дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей, в первую очередь Д. Марсиа [116]. Сегодня статус идентичности является одним из центральных по­нятий психологии личности.

Разрешение кризиса идентичности предполагает выбор в сфере профессии и в сфере идеологии, включая политику и религию. В зависимости от того, как осуществлен выбор, можно говорить о раз­личных статусах идентичности. Важнейшим показателем зрелос­ти является прохождение через кризис — через период проб, со­мнений и размышлений. Критериями выделения статусов иден­тичности, согласно Д. Марсиа, являются: прохождение кризиса, исследование возможностей выбора, осуществление выбора. Соот­ветственно, можно выделить четыре статуса идентичности (схема 5): 1) предрешение — кризиса не было, выбор сделан; 2) мораторий — кризис актуален, исследование продолжается, окончательный вы­бор не сделан; 3) достигнутая идентичность — кризис пройден, вы­бор сделан; 4) диффузная идентичность — кризиса не было, или он состоялся, но выбор не сделан. Может быть двух видов — предкри-тическая диффузия, посткритическая диффузия, хорошо выражае­мая словом «пофигизм».

В настоящее время говорят о других сферах выбора — этничес­кой, семейной, половой, межличностной идентичности. Статусы иден­тичности могут рассматриваться как нормативная последователь­ность развития эго-идентичности: Диффузия => Предрешение =>

116 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Критерий > осуществления выбора

Да

Предрешение

Достигнутая идентичность



Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Нет

Диффузная идентичность

Мораторий



Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Нет

Да Критерий

прохождения кризиса

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Схема 5. Статусы эго-идентичности

Мораторий ~> Достигнутая идентичность, допуская значительную вариативность траекторий достижения идентичности, исследован­ную в работах Д. Марсиа, А. Ватермана.

Развитие идентичности — это процесс, который, не прерываясь, проходит через всю нашу жизнь. В зрелом возрасте мы можем снова вернуться к кризису идентичности, пересмотреть свои жиз­ненные выборы, и опять, пройдя через мораторий, обрести идентич­ность. Одно из перспективных направлений в современной психо­логии развития связано с изучением того, как происходит развитие идентичности в зрелости.

Позитивное новообразование — верность как способность быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неиз­бежные противоречия в системе ценностей.

Деструктивным новообразованием является отрицание, кото­рое может выступать в двух видах. Первое — отказ от роли и сме­шение ролей, т. е. невозможность достижения идентичности; вто­рое — принятие негативной идентичности, не отвечающей внутрен­ней сущности личности.

Ранняя зрелость, молодость, генитальная стадия (20-25 лет) — период психосоциального кризиса. Сущность кризиса — выбор меж­ду интимностью и изоляцией. Формирование эго-идентичности со­провождается чувством уникальности, неповторимости, осознани­ем индивидуальности Я. В результате возникают чувство одиноче-

Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 117

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru ства, тревога и страх, связанные с вопросами: примут ли меня та­ким, какой Я есть? поймут ли меня? состоюсь ли Я в жизни как личность? будут ли достигнуты цели в тех жизненных сферах, вы­ход в которые был осуществлен? Другая причина кризиса связана с возрастанием энергии сексуальных влечений и с потребностью в поиске партнера, установления стабильных сексуальных отноше­ний, создания семьи. Радиусом значимых отношений являются друзья, люди, готовые к разделению, принятию и подтверждению идентичности в совместных формах деятельности и активности. Молодой человек оказывается перед выбором: либо установить та­кие отношения интимности и близости, которые позволят реализо­вать свою идентичность, либо остаться в одиночестве и тем самым не получить возможности в реализации идентичности, в самореали­зации. Таким образом, выбор между интимностью и изоляцией со­ставляет задачу развития на данной возрастной стадии.

Ритуализация, предлагаемая обществом, ритуализация группи­рования. Что имеется в виду? Человек, осознающий свою уникаль­ность и неповторимость, несет на себе отпечаток кризиса — уход от близких отношений, общение достаточно сложно, т. е. границу ин­тимного пространства нарушить тревожно. Поэтому общество пред­лагает форму группирования, позволяющую легко найти «родствен­ные души» и установить взаимоотношения. Феномен молодежной субкультуры, группирование по вкусам, интересам, убеждениям позволяет легко узнать друг друга, установить отношения взаимо­понимания, поддержки и сотрудничества и включиться во взаимо­действие в соответствии с существующей системой правил.

Ритуализмом является элитаризм — культивирование всех и всяческих каст, групп, установление превосходства одной группы над другой. Эта форма социального взаимодействия приводит к отчуждению, отталкиванию, изоляции.

Положительное новообразование молодости — любовь как спо­собность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют уступок и самоотречения. Любовь проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека. Любовь предполагает готов­ность к самоограничению в интересах партнера, к сохранению вер­ности себе и партнеру.

Деструктивным новообразованием является исключительность. Проявление исключительности мы находим во враждебности ко всему тому, что не является моим. Например, ксенофобия — враж­дебность ко всему чужому. Известная практика молодежных груп-

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru 118 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона - student2.ru пировок: свои против чужих, «стенка на стенку». Проявление ис­ключительности — это обратная сторона интимности, если интим­ность предполагает близость и сотрудничество, то исключитель­ность — это начало проявления отвержения, враждебности и готов­ности к конфронтации.

Средняя зрелость (26-64 года) — психосоциальный кризис — выбор между генеративностью (продуктивностью) и инертностью, застоем и стагнацией. Радиус значимых отношений — разделен­ный труд и общий дом. На этой стадии личность принимает ответ­ственность за все, что происходит в мире, в трудовом коллективе, в семье. Ритуализация — наставничество и воспитание, связанные с заботой и передачей опыта новому поколению. Позитивное новооб­разование — забота, деструктивное — отвержение.

Особенность этой стадии заключается в том, что, достигнув зре­лости, создав семью, сде$£ав выбор профессии, человек принимает на себя ответственность за социальное благополучие как самого себя, так и окружающих. Сущность кризиса в выборе: принять ли на себя эту ответственность или отказаться от нее. Если личность при­нимает на себя ответственность, то это выбор в пользу продуктивно­сти. Эриксон считает, что на протяжении зрелости происходит по­стоянное расширение радиуса значимых отношений и тем самым ответственности личности. У каждого своя мера «общего дома». Его расширение позволяет избежать застоя, стагнации, стереотипов и обеспечивает выход к творчеству. Метафора развития — «ножни­цы» между тем, что мы можем (достигнутым уровнем развития), и тем, что мы хотим, — нашими целями. Как только нет «ножниц», т. е. предел наших желаний и наши возможности совпадают — раз­вития не будет. Кризисы зрелого возраста — это кризисы смысла жизни, разрешение которых в том, чтобы человек, осознав свою жизнь, поставил новые жизненные цели, превосходящие его возможности. И здесь начинается развитие. Также продуктивна ситуация настав­ничества потому, что, если вы чему-то учите, вы стремитесь сами узнать больше. Расширение круга заботы — гарантия будущего развития. Выход за пределы возможностей к продуктивности — единственный способ сохранения активного, прогрессивного хода развития.

Если человек отказывается от принятия на себя заботы и ответ­ственности, если у него не сформирована способность любить и ус­танавливать близкие отношения; если он не включен в активную, продуктивную деятельность, то возникает опасность формирования отвержения. Отвержение может быть направлено как на себя —

_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона » 119

аутоагрессия, так и вовне. В обществе растет число суицидов, наси­лия, агрессии, преступности. Поэтому общество специально создает своеобразные буферы (государство, органы правопорядка, различ­ные социальные службы), защиту против отвержения. С утратой продуктивности личность направляет свои усилия только на соб­ственные нужды и потребление, что приводит к кризису, утрате смысла жизни, чувству безнадежности.

Поздняя зрелость, старость (65 лет — до смерти) — время пси­хосоциального кризиса — выбор между эго-интеграцией и отчая­нием. Радиус значимых отношений — весь человеческий род. По­зитивное новообразование — мудрость, негативное — презрение, ритуализация — философская, ритуализм — догматизм. Период старости — это период прекращения активной производительной и социальной деятельности; снижения физических сил и возможнос­тей, утрата многих психологических возможностей; завершения родительской функции. В старости происходит обобщение чувствен­ных модусов. Сущность психосоциального кризиса в выборе меж­ду дорогой распада личности, отчаяния, утраты Я, либо эго-интегра­цией. Эта задача решается благодаря философской ритуализации, позволяющей суммировать итоги жизни, принять необратимость жизни и неизбежность смерти, увидеть продолжение Я в последую­щих поколениях. Эго-интеграция, сохранение Я, вопреки физичес­кой смерти, возможны лишь при условии осознания собственной жизни как звена истории человеческого рода.

Догматизм проявляется в том, что личность, не будучи в состо­янии сохранить свое Эго, идет по пути стагнации мира. Неприня­тие инноваций, нововведений, желание все сохранить по-старому, жесткое следование правилам, ритуалам, нормам, вопреки реалиям изменений жизни. Догматизм приводит к эмоционально-личност­ному обеднению, снижению интеллекта, не решая задачи интегра­ции Я.

Путь конструктивного разрешения кризиса приводит к форми­рованию жизненной мудрости как осмысленной и независимой за­интересованности самой жизнью, вопреки самой смерти. Деструк­тивное разрешение кризиса ведет к презрению в отношении жизни как цепи нереализованных и упущенных возможностей и в отно­шении самого себя как «мучительной боли за бесцельно прожитые годы».

Итак, жизненный цикл развития личности рассматривается Э. Эриксоном как целостная система, где каждая из стадий взаи­мосвязана и взаимообусловле

Наши рекомендации