Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эрик Эриксон (1902—1994) разработал теорию, в которой акцентиру­ются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматри­вается как процесс интеграции индивидуальных биологических факто­ров с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает во­семь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возмож­ность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если по­требности ребенка удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то. наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приуче­нием ребенка к чистоплотности.

Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется кон­фликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сде­лать.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с по­иском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа — рождение детей — отдых».

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует со­бой завершение предшествующего жизненного пути, а выход из кризи­са зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изме­нить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Теория социализации Парсонса

Согласно Толкотту Парсонсу (1902—1979), индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация про­исходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Механизм этот, как полагает Парсонс, работает на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия — страда­ния, приводимого в действие с помощью вознаграждения, и наказания и включает в себя также процессы торможения и замещения.

Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помо­щью трех основных механизмов:

— познавательных механизмов (подражание, или имитация, и психи­ческая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви);

— защитных психических механизмов, с помощью которых прини­маются решения в тех случаях, когда между потребностями лич­ности возникают конфликты;

— механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и согласно сублимируют те конфликты, которые свя­заны с внешними объектами.

Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняет­ся в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролиру­ют эти изменения.

Теория нравственного развития Колберга

Теория Лоуренса Колберга (1927—1987) предполагает существо­вание универсальных этапов нравственного становления. Исследуя че­ловеческие реакции на ряд моральных дилемм, Колберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.

Согласно Колбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому:

1. неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной про­блемой и замечает недостатки в своем подходе к ней; в этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.

2. расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способ­ность рассматривать проблемы с точки зрения других людей. Колберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

1. доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авто­ритет и моральный кодекс взрослых людей.

2. конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемле­мое поведение. Общественная система, основанная на принципах взаимной общности и социального порядка, считается наиболее желательной и, следовательно, определяет наши суждения о «пра­вильном» и «неправильном».

3. постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправиль­ном основаны на личном понимании универсальных этических принципов; они часто бывают абстрактными и неопределенными, но включают в себя сохранение жизни любой ценой и важность человеческого достоинства.

Наши рекомендации