Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в отечественной психологии. -13
Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в зарубежной психологии. -13
Биогенетическое направление в исследовании психического развития. -13
7. 7.Проблема возрастной периодизации в зарубежной психологии. - 25
8. 8.Проблема движущих сил психического развития в концепции научения. Теория социального научения. - 26
9. 10.Проблема психического развития в психоанализе. Развитие школы психоанализа.-27
10. 11.Проблема интеллектуального развития в концепции Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода. Факты Пиаже и их объяснение. - 33
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Значение кризисов в психосоциальном развитии личности. - 42
12. 16.Кризисы психического развития. Их роль и значение.- 48
13. 13.Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Законы формирования высших психических функций. Проблема возраста как единицы анализа психики.Работа Л.С.Выготского "Проблема возраста". - 51
Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии. - 60
15. 15.Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Структура и динамика возраста. Работа Д.Б.Эльконина "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте". - 66
16. 17.Деятельностный подход к анализу психического развития. Теория планомерного поэтапного формирования деятельности П.Я. Гальперина.Работа П.Я.Гальперина "Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления". - 71
Роль общения в психическом развитии ребенка. - 72
Психическое развитие в период новорожденности. Комплекс оживления. -75
19. 18.Основные закономерности психического развития ребенка в младенческом возрасте. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.Показатели психического развития ребенка в младенческом возрасте. - 76
20. 19.Психическое развитие ребенка раннего возраста. Качественное отличие орудийной деятельности человека от использования вспомогательных средств животными. Кризис трех лет..Ранний возраст и его психологические особенности. - 79
Психологические особенности дошкольного возраста. Основные закономерности развития игровой деятельности. Кризис семи лет. - 81
22. 25.Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике. Работа Л.С.Выготского "Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте". - 89
23. 21.Основные закономерности психического развития в младшем школьном возрасте. Проблема формирования научного мышления в младшем школьном возрасте. Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника. Работа Д.Б.Эльконина "Психология обучения младшего школьника" - 90
24. 22.Основные закономерности психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Психологические особенности подростка. Виды взрослости - 93
25. 24.Психологические особенности юношеского возраста. Проблема личностного и профессионального самоопределения. - 95
ВозрастнАЯ психологиЯ
1. 1.Предмет, задачи, основные понятия и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути – с рождения до 17 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь.
Возрастная психологиявключаетдетскую психологию, психологию отрочества, акмеологию (психологию развития зрелой личности (Акме (греч.) — вершина; в психологии под акме понимается вершина жизни, период расцвета личности)) и геронтопсихологию(психологию пожилых людей).
Life-span – полный жизненный путь человека. (Эриксон, Балтес).
Folk Psych – народная (фольклор) психология – взгляды, верования, традиции и представления родителей о воспитании ребенка.
Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, — акцент на динамике развития. Тем не менее возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.
Как известно, в общей психологии изучаются функции психики в деятельности человека, в первую очередь ее регулирующая функция; исследуются отдельные психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах.
В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте.
Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Каждый возраст — это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников.
Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон; возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.
Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология; дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. Дифференциальную психологию интересует конкретный ребенок со всеми особенностями его развития (мальчик или девочка, в городе или деревне, в какой семье). В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех. Но при этом рассматриваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития, в том числе различные линии развития во взрослых возрастах.
Для возрастной психологии важен акцент на процессе развития.
Существуют две разные психологические науки, исследующие один и тот же объект: психическое развитие – генетическая и детская психологии. Они основываются на разных способах анализа явлений. Вильям Джеймс выделил два типа анализа:
1. разлагающий явления на элементы
2. выделяющий в объекте единицы.
Элементы теряют свойство целого (элементы Н и О – атомы горючих воществ, а их соединение – вода – гасит огонь). Единица – мельчайшее образование, сохраняющее в себе свойство целого (молекула воды имеет те же свойства, что и ведро воды).
Разбором процесса развития по элементам (по психическим процессам) занимается генетическая психология, а детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст и период развития.
Генетическая психология (от греческого «генезис» - происхождение, становление, в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приводящий к определенному состоянию, виду, предмету, явлению) – интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы «как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль». Генетическая психология или что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмет изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть произведены и на взрослых людях.
Наиболее яркие представители генетической психологии – Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин.
Детская психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка (или наука о психическом развитии ребенка), это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому.
Детская психология является частью возрастной психологии.
Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого - дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывает развитие собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Он считается основателем детской психологии.
Педология – наука о психическом развитии ребенка (в отличие от педагогики – науни об обучении). Лев Семенович Выготский (1896-1934) – русский педолог 30-х годов. 1936 год – постановлением наркомпроса педология запрещена. Главное – хорошо учить.
Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий. Обухова стр.7-24 (история детства и его изучение)
По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения «падение совершенства» – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении.
Исторически понятие детствау людей связывалось не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? В то же время только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что представляет собой психология взрослого человека.
Предметом детской возрастной психологии является:
· раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе,
· установление возрастных периодов развития и причин перехода от одного периода к другому и внутреннего механизма этого процесса.
· изучение содержания развития в каждом психологическом возрасте
Детская психология отличается от других направлений тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа - возрастом или периодом развития.
Возраст – не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата, а относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием - периоды развития, или целые эпохи (1, 3, 5 лет - период детства, подростковый...).
Возрастной периодразвития – каждый период характеризуется своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, его отношения с окружающими людьми.
Психологический возраст означает определенную качественную ступень онтогенетического развития организма.
Хронологический возраст (паспортный) – длительность существования индивида с момента его рождения. Лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Хронологический и психологический возрасты могут не совпадать.
Структура психологического возраста:
1. Характеристика социальной ситуации развития (ССР) ребенка. Это не среда, не обстановка, а система отношений между ребенком и взрослым.
2. Характеристика ведущего типа деятельности (ВТД).
3. Психологические новообразования возраста (ПНВ).
Динамика возраста – противоречия, этапы перхода из одного возраста в другой. Новые возможности ребенка вступают в противоречия с отношениями, сложившимися в предыдущем возрасте. Перестройка идет в виде кризиса развития. После негативной разрушительной фазы наступает конструктивная фаза формирования следующего психологического возраста со своими ССР, ВТД и ПНВ.
Теоретическое значение - раскрытие общих закономерностей психического развития, установление возрастных периодов, их особенностей, причин перехода от одного к другому. Детская психология является фундаментом для многих других психологических наук, в том числе педагогики, дефектологии и т.д.
Практическоезначение – активизация процессов обучения и воспитания, контроль над процессами детского развития. Позволяет психологу-практику фиксировать психическое развитие ребенка своевременно выявлять отставание в развитии, и при необходимости его корректировать. Совершенствовать процесс обучения, учитывая проблему соотношения нормы и патологии (отклонения).
Изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. На разных этапах развития человеческого общества период детства менялся по своей продолжительности и содержанию.
Начальные возрастные периоды образуют детство — целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство — явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществебыло коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности — дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. Когда кончается детство в наше время? Традиционно детская психология - как первая часть возрастной — охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, младший школьник остается ребенком. Более того, некоторые психологи рассматривают и подростковый возраст как «затявувшееся детство». Какой бы точки зрения мы ни придерживались, приходится констатировать: настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом, в 15 или 17 лет.
Единица анализа развития – психологический возраст.
Объект изучения в детской психологии – ребенок.
Предмет изучения в детской психологии – содержание развития в каждом психологическом возрасте и закономерности перехода из одного возраста в другой.
Кризисы и Стабильные возрасты | Хронологический возраст | Основная функция | ||
Кризис новорожденности | О-2.5 месяца | |||
Младенчество | До 1 года | |||
Кризис одного года | 1 год | |||
Ранний возраст | 1-3 года | Восприятие | ||
Кризис трех лет | 3 года | |||
Дошкольный возраст | 3-7 (6) лет | Память | ||
Кризис семи лет | 7 (6) лет | |||
Младший школьный | 7(6)-10 лет | Мышление | ||
Кризис 10 лет | 10 лет | |||
«Ничейная земля» (Цукерман) | 10-13(12) лет | |||
Кризис 13 лет | 13(12) лет | |||
Младший подростковый | 13(12) - 15 лет | |||
Кризис 15 лет | 15 лет | |||
Старший подростковый | 15-18 лет | |||
Кризис18 лет | 18 лет |
2. 2.Стратегия наблюдения в исследовании психического развития. 3.Стратегии и методы исследования психики ребенка.
Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения.
Детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами, в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В. Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Н.А. Рыбников и др.). Н.А. Рыбников в работе «детские дневники как материал по детской психологии» (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения маленького ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников (Ч. Дарвин, 1877, В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотным пунктом в развитии детской психологии, он писал о том, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 году вела систематическое наблюдение за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. При этом первые опыты наблюдений имели ряд преимуществ и недостатков.
Преимущества | Недостатки |
Возможность длительного систематического наблюдения, Ежедневная регистрация поведения, Возможность знания всей истории развития данного ребенка, Близость к ребенку, Хороший эмоциональный контакт с ним. | Наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять друг с другом, Отсутствовала единая техника наблюдений и их интерпритация часто носила субъективный характер. Нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему. |
М.Я. Басов разработал систему объективного наблюдения при необходимости сохранения естественности и обычности условий наблюдения. Исследовательскую работу должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, наблюдатель, воспринимаемый ребенком как свой человек, или невидимый ребенком, находящийся за полупрозрачным стеклом «зеркалом Гезелла».
Применяя метод наблюдения, необходимо помнить, что с его помощью можно выявить только явления, внешние симптомы развития. В настоящее время наблюдение — основной метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста. (см. Общую психологию НАБЛЮДЕНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ)
Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.
Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований.
· четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления);
· объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);
· систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации);
· наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).
Обычно наблюдение сочетается с экспериментом.