Вопрос № 16. Категория развития в психологии, проблема закономерностей и движущих сил психического развития

Развитие –необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением у него нового качественного состояния.Психическое развитие - это изменение внутреннего мира человека.

Когда говорят о развитии чел-ка подразумевают различные процессы. Условно можно говорить о биологич-м, психологич-ом, соц-ом и дух-ом развитии чел-ка.

Биологическое развитие чел-ка – это созревание физиологических, сенсорных и двигательных ф-цийорг-зма. Психологич-еразвитие чел-ка – закономерное изменение псих-х процессов и cв-в во времени, выражающееся в колич-ных, качественных и структурных преобразованиях. Социальное – процесс усвоения чел-ком соц-х норм, правил, опыта поколений, обусловленный совместной деят-стью и общением с др. людьми. Духовное – развитие способности чел-ка ощущать взаимосвязь всех людей и формир-е на этой основе духовности и нравственности, выражающейся в гуманном отношении к др. людям, позитивном мировосприятии, доверии себе и безусловном принятии окружающих.

Психологическое развитие во многом определ-ся биологическим созреванием чел-ка, когда физиологич-ие процессы хар-ся особой интенсивностью или когда наблюд-ся сбой в функционировании НС, это часто проявл-ся в проявлении психических сфер чел-ка.

Направления психического развития чел-ка:

1. развитие индивидуально-психологических св-в (хар-ра, способностей)

2. развитие эмоциональной сферы (эмоций, чувств)

3. развитие волевой сферы

4. развитие мотивационнойсф.

5. развития когнетивные (псих-х познавательных процессов).

Факторы развития. Фактор (от лат. – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его хар-р или отдельные черты. Факторы психического развития – это основные причины качественных изменений псих-х процессов и св-в личности.

Биологич-е факторы, кот. делятся на 2 группы: -наследственные, -врожденные. Наследственные ф-ры – те особенности, которые перед-ся по наследству (особ-сти строения НС, органов чувств, физич-е признаки, хар-ные для всех людей). Носители наследственной инф-ции – гены.

Соц-ные ф-ры – влияние микро- и макросреды. Микросреду образует ближайшее окружение (семья, родственники, друзья). Макросреда определ-сяполитич-ми, экономич-ми, культурными, нац-ми и др. процессами, которые хар-ны для данного общ-ва.

Условия псих.разв.- внутр.ивнешн.факторы,кот.не являясь основ.причинамипсих.разв-я,оказывают определённое влияние на динамику и ход его протекания.

Необходимое условие психического развития – собственная активность личности и организация его деят-сти. Деят-сть наполняется конкретным содержанием, и через это содержание общество может оказывать влияние на личность. Степень зрелости чел-ка определяется степенью ответственности чел-ка за свои действия и это показатель личностного развития. Ответственность за поведение предполагает:1)Владение структурой своей деятельности 2)Возможность предвидеть последствия своих действий для других людей и для самого себя.

Период развития- время жизни чел-ка, в который происходит усвоение определенного содержания культуры. Принцип построения периодизации: смена ведущей деят-сти и связь их содержания с психическими новообразованиями. Периодизация:

Новорожденный до 10дней

Младенчество 0-1, Кризис 1 , эмоциональное общение со взрослыми, положительное отношение к миру, комплекс оживления.

Раннее детство 1-3 кризис 3 , предметно - манипулятивная деятельность, Познание св-в качеств, выделение себя из окружающего мира.

Дошкольный возраст 3–6-7 лет кризис 6 лет, игра, освоение системы взаимоотношений, развитие воображения мышления.

Младший школьн. возраст 6–9-10 учебнаядеят-сть, освоение научных понятий, самоанализ, умение управлять своими действиями, абстрактное мышление.

Подростковый возраст 10-11–14 кризис 14 общение, нормы нравственности и морали, самосознание, чувство взрослости.

Старшешкольный возраст 15-17 учебно-проф. деятельность, профессион. Самооценка мировоззрения.

Периоды и стадии по Эльконину выглядят так:

1.Эпоха ранн детства сост. из 2-х стадий — 1) младенчества (до года), открывающ-ся кризисом «новорожденное» первая травма-травма рождения. Следствие травмы - крик. Только инстинкты и физиол-ие реакции. Поведения нет. Хар-ка: психологич. отделен от матери, нов.физич. возм-сти, к концу пер-да появл-ся зачатки самосознан-я. Восприятие доминир-т над вниман-ем, памятью и мышлен. Ведущ вид д-сти – эмоциональное общение со взрослым; соц.сит-я-неразрывное единство реб-ка и взрослого. Реб-к нужд-я во взрослом. Нов вид деят-ти-общение. 2) раннее детство(1-3), началом кот-гоявл-ся кризис 1-го года, потребность общения не нах-т реализации из-за недостаточно развитой речи, осущ-ся освоение операционально-технич. сферы. Ведущ д-сть – предметно-манипулятивная (хар-ка: новообразован-я приводят к совместной д-сти со взросл (реб-предмет –взросл). Развитие действ-я от совместного со взрослым до с\м использования.

2.Эпоха детства открывается кризисом 3 лет(Я-сам), знаменующим начало дошкольного возраста(3-6)(ВВД-игровая д-сть). Второй стадией явл-сямладшшкольн возраст(6-11), кот. откр-ся кризисом 6—7 лет(учебн, трудов, игров, учебн. д-сть).

3.Эпоха отрочества делится на стадию подростков.возраста(10-11) (началом явл-ся кризис 11—12 лет), ВВД-проф-о-личностные отнош-я, весь период явл-ся кризисным; и стадию ранней юности(14-17) ВВД-морально-личностное общение, связанной с криз 15 лет.

По Эльконину, кризисы 3 и 11 лет — это криз отношений, вслед за ними возник нов ориентации в чел-ских отношен-х; а криз-ы 1,7 и 15 лет меняют ориентацию в мире вещей.

Дошк. возр. (усл-но делится на: младший шк-ый, сред-ийшк, стар-ийшк-й) - период интенсивного формирования психики. ВВД-ролевая игра. Нов качествен образования происходят благодаря общенсо взросл, сверстник, благодаря включению в разл виды д-сти. Ведущ формой психики стан-ся представление (развивается в разл видах игров и д-сти (рис-е, лепка, констр-е, ролевые, сюж-е игры).Представл накладывает отпечаток на весь процпсихич развития. Формир-сяличностнсв-ва. При этом важны соц значимые эталоны повед-я, кот-ми стан-сялитерат-ные герои и окружающие люди. Соц.сит-ия: у реб-ка появ-ся большое желание постичь смысловую основу дейст-ий взрослых, в то же время реб-к отстранён от активн.участия в деят-ти и отнош-ях взрослых.Эмоциональн сфера: Хар-рно отсутствие сильных вспышек и конфликтов. Реб начинает радов-ся и печал-ся не т-ко по поводу того, что он делает в данн момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать (кризис 6-ти лет -1.манерничание-реб. что-то из себя строит, скрывает, 2.симптом горьк конфеты-реб-ку мож.быть плохо, но он стар-ся этого не показ, замык-я в себе и стан-сянеуправл-ым; 3.потеря непосред-ти).Реб не способен делать то, что ему неинтересно. Формир чувство юмора, прекрасного, сопереживан-я. Мотивационн сфера. Наиб сильн мотив - поощрение. Слабее - наказание, еще слабее – собствен обещание. Реб учится подчинять свое поведение нормам морали. Новообразован: возник схема мировозрен-я (не всё создано чел-ом), 1-е этическ представлен (хорошо\плохо), обдуман д-я преобладают над импульсивн, заклад-ся начало самооценки. Половая идентификация, спос-ть к обобщению переживаний (появл-е устойч. эмоц-ыхпрояв-й), развитие наглядно-действенного и появ-е нагл-но-образного мышления.

Пед-ая готовность к школе. 1.мотивационная-хар-ся желанием дош-ка идти в школу. Чтобы реб-к успешно учился он долж.стрем.кнов.шк-ой жизни,к сер-ымзанятиям,ответ-ымпоруч-ям. 2. интеллек-ая- указ-ет на необход-тьдостат-ого раз-ия всех познав.процессов для освоен.уч.прог-мы нач.шк-ы. 3.произвольная-уч.дея-тьмл.школ.,сменяющаясюж-рол.игрудош-ов треб-етсформир-ти у реб-ка умением управлять своим повед. в соотв.с треб-ямипедаг-в. 4.соц-псих-ая-соц-псих готовность предполаг.спос-тьреб-ка строить своё взаим-е и общение с взрослыми и др.детьми.псих.позн.процессы.

Наши рекомендации