Отличия деятельности человека от активности животных
Деятельность человека | Активность животных |
1. Носит продуктивный, творческий, созидательный характер. | Имеет потребительскую основу: ничего нового в сравнении с тем, что дано природой, не создает. |
2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человекам в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей или средств собственного развития. | Орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. |
3. Преобразует человека самого, его способности, потребности, условия жизни. | Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
4. Реализация деятельности в разных формах и средствах является продуктом истории. | Активность животных - результат их биологической эволюции. |
5. С рождения человеку не дана, ее необходимо формировать. | Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере созревания организма. |
Поведениене тождественно активности, и не тождественно деятельности. Оно не всегда целенаправлено, не создает определенный продукт, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично.
Компоненты деятельности
Деятельность включает: мотив, цель, предмет, структуру и средства.
Мотивы - причины деятельности (почему человек действует определенным образом). Различают:
- органические (направленные на удовлетворение потребностей организма),
- функциональные (культурные формы активности - игры, спорт),
- материальные (создание предметов),
- социальные (занять определенное место в обществе),
- духовные (совершенствование себя).
Цели - продукт, результат деятельности (для чего человек делает). Цели могут не совпадать с мотивами. Цель всегда осознаваема человеком, иначе это не деятельность, а импульсивное поведение.
Предметом деятельностиназывается то, с чем она непосредственно имеет дело, на что она направлена.
Средства деятельности - инструменты, которые используются.
2. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАВЫКИ
Деятельность имеет цель. Достижение цели складывается из решения ряда частных задач.
Относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называется действием (предметным действием). Следовательно, деятельность состоит из действий (Рис.14).
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||
Х Х
движение движение движение движение
действие действие
|
Рис. 14. Структура деятельности
Любое действие складывается из определенных движений. Действие - система движений. Способ осуществления действия называется операцией.
Выполнение движений непрерывно контролируется и сопоставляется с конечной целью действия. (При нарушении этого контроля люди неспособны выполнить даже простые действия).
Деятельность имеет внутренние и внешние компоненты. Переход внешних компонентов во внутренние - интериоризация, переход внутренних во внешние - экстериоризация.
Навыки
Движения требуют сначала детальной сознательной регуляции, затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания - автоматизируются.
Частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека называют навыком.
Стриктура навыка:
1. Изменение приемов исполнения движений (совмещение нескольких движений в один акт, увеличение темпа).
2. Изменение приемов сенсорного контроля над действием (например, опытная машинистка не смотрит на клавиатуру при наборе текста).
3. Изменение приемов центрального регулирования действия (например, при ходьбе человек не думает, куда и как ставить ноги).
Взаимодействие навыков:
Каждый навык складывается в системе уже имеющихся у человека навыков. Одни помогают ему складываться, другие - мешают.
Если цель действия, условия или объект действия одинаковы при выработке нового навыка, старый навык тормозит выработку нового - отрицательный перенос (интерференция навыков).
Если цели, объекты, условия различны, старый навык помогает выработке нового - положительный перенос (индукция навыков).
Умение- положительный перенос некоторых навыков при выполнении нового действия. Умение - использование имеющихся знаний и навыков для осуществления действия в соответствии с поставленной целью (под сознательным контролем).
3. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Труд – это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества.
Учение — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют перспективную ценность для других людей, общества.
Игра— это подражательно-выразительная деятельность, не по обязательному заданию, представляющая перспективную ценность для общества как средство подготовки ребенка к учению и труду.
Спорт— деятельность, носящая соревновательный характер, связанная с реализацией физических и умственных способностей человека и направленная на достижение победы в соревновании или достижение максимально возможного результата.
Увлечение по интересам (хобби)— деятельность не по обязательному заданию, в котором примерно равную ценность представляют как ее результат, так и сам процесс.
Рис. 15. Виды деятельности
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- В чем отличие активности животного от деятельности человека?
- Охарактеризуйте структуру деятельности?
- Что такое взаимодействие навыков?
- Охарактеризуйте виды деятельности.