Раздел 2. Типы психического дизонтогенеза

Раздел 2. Типы психического дизонтогенеза

Тема 1. Дизонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость

Определение умственной отсталости. Критерии олигофрении. Характеристика олигофрении: эпидемиология, причины, степени выраженности олигофрении.

2. Классификации умственной отсталости (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева).

Психологические и характерологические особенности детей с умственной отсталостью. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью, диагностика. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.

Проблема социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями интеллекта.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1983. - Т. 5.

2. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.

3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.

4. Лубовский В.И. Специальная психология. Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.

6. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей//Дефектология. 1997. № 1. С. 15.

7. Московкина А.Г., Дурдыева Т.М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости//Дефектология. 1995. № С. 82 – 90.

8. Москаленко А.А. Раннее медико-генетическое выявление и диагностирование наследственных заболеваний обмена, вызывающих поражение в сфере интеллекта у детей// Дефектология. 1997. № 2.

9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

11. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001

12. Щербакова А.М., Матвеева Н.Б., Наливайко Г.А. Создание группы постинтернальной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология. 1995, № 2. С. 32 – 37.

13. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида// Дефектология. 2001, № 3.

14. Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предприятии//Дефектология. 1997. № 3.

Тема 2. Дизонтогения по типу задержанного развития: ЗПР

Понятие ЗПР. Характеристика ЗПР: эпидемиология, причины. Классификация ЗПР (по Лебединской К. С.).

Характеристика видов ЗПР (конституционного генеза, соматического, церебрально-органического генеза, психогенной ЗПР).

Особенности мышления, внимания, памяти при ЗПР. Особенности эмоционально-волевой сферы при ЗПР.

Диагностика ЗПР и дифференциация от сходных с ней состояний (олигофрении в легкой степени и деменции).

5. Основные направления коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения.

Структура обучающего эксперимента и ее значение для решения вопросов дифференциальной диагностики.

Литература:

1. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.

2. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.

3. Лубовский В.И. Специальная психология. Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.

5. Клиническая характеристика раннего детского аутизма. // Ранний детский аутизм / Под ред. К.С. Лебединской, С.Д. Немировской, И.Д. Лукашевой. М., 1981.

6. Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.

Тема 3. Дизонтогения по типу поврежденного развития: деменции

Реферативное освещение сведений о поврежденном развитии.

Клинические проявления деменций вследствие травмы черепа и энцефалитов. Динамика проявлений деменций.

Деменции при эпилепсии. Особенности психической деятельности и личности, обучаемости, поведения, адаптации ребенка с деменцией.

Деменции при шизофрении. Особенности психической деятельности и личности, обучаемости и поведения детей.

Тема 4. Дизонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка и психология слепого ребенка

Причины нарушения слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховых функций у детей.

Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями слуха: ощущения и восприятие, особенности внимания, развитие памяти, особенности воображения, развитие мышления, развитие речи.

Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями зрения: ощущения и восприятие, особенности внимания, развитие памяти, особенности воображения, развитие мышления, развитие речи.

Психическое развитие детей с РДА (внимание, ощущение и восприятие, память и воображение, речь, мышление). Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности (игровая, учебная).

Литература:

1. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.

2. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.

3. Лубовский В.И. Специальная психология. Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.

5. Коган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.

Раздел 2. Типы психического дизонтогенеза

Наши рекомендации