Сочетание типов ВНД и темпераментов

Тип ВНД Хаар-ка нервных процессов возбуждения и торможения: Темперамент
по силе по уравновешенности по подвижности
сильный сильный уравновешенный подвижный сангвиник
безудержный сильный неуравновешенный подвижный холерик
инертный сильный уравновешенный малоподвижный флегматик
слабый слабый неуравновешенный малоподвижный меланхолик

Типы темперамента:

Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.

Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.

Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.

Характер

Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).

Становление характера человека как психического свойства личности происходит в условиях его включения в различные социальные группы (семья, друзья, неформальные объединения и др.). В зависимости от того, в каких условиях осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития в них межличностных отношений, у одного и того же субъекта в одном случае могут формироваться открытость, самостоятельность и твердость, а в другом прямо противоположные черты – скрытость, конформизм, слабохарактерность. В то же время следует учитывать, что их формирование и закрепление во многих случаях определяются направленностью личности и своеобразием темперамента человека.

Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

Характер - стержневое психическое свойство личности, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера.

Черта характера представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях особенность поведения личности.

В разные периоды истории люди по-разному объясняли становление характера человека:

- исходя из даты рождения (астрология и гороскопы);

- исследуя отношения между чертами лица и характером (физиогномика);

- изучая связь между строением черепа и характером (френология);

- обнаруживая связь между кожным рисунком ладоней и характером (хиромантия);

- фиксируя связь между строением тела и характером (Э. Кречмер, У.Шелдон);

Выразительные признаки характера: речь, лицо, глаза и поза.

Типология характера

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог, психиатр, философ - разделял людей на типы по следующим основаниям:

• первый тип имеет отношение к тому, откуда человек черпает свою энергию — из внешнего мира (экстраверт) или из себя (интроверт);

• второй тип связан с тем, как человек собирает информацию о мире — дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорик) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуит);

• третий тип относится к тому, как человек принимает решения — объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (логик) или субъективно и межличностно, по велению чувств (этик);

• четвертый тип имеет отношение к образу жизни человека — спо­собен ли он быть решительным и методичным (рациональный) или он уступчивый, гибкий, непосред­ственный, несколько стихийный (иррациональный).

Э. Шостер в книге «Анти-Карнеги или человек-манипуля­тор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор». Человек не рождается Манипулятором. Он развивает спо­собность манипулировать другими людьми, с тем, чтобы избе­гать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно:

1. Диктатор - преувеличивает свою силу, доминирует, при­казывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управ­лять своими жертвами.

2. Тряпка (слабак) — обычно жертва Диктатора, полярная про­тивоположность, преувеличивает свою чув­ствительность, забывает, не слышит, пассивно молчит.

3. Вычислитель - преувеличивает свой контроль, обманы­вает, увеличивает, лжет, старается перехитрить и провести других людей.

4. Прилипала - является полярной противоположностью Вы­числителя, преувеличивает свою зависимость. Это лич­ность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом за­бот. Он позволяет другим делать за него работу.

5. Хулиган - преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность.

6. Славный парень - преувеличивает свою заботливость, лю­бовь, убивает своей добротой.

7. Судья - преувеличивает свою критичность, никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом про­щает.

8. Защитник - противоположность Судье, чрезмерно под­черкивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам, портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоя­тельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, он готов заботиться о нуждах других.

Американский психолог Сьюзен Деллингер на основе наблюдения за поведением человека связал различные типологические особенности личности с определенной геометрической фигурой. В результате получились следующие психогеометрическиетипы:

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, внимательность к деталям, пристра­стие к письменной речи, аккуратность, рацио­нальность, осторожность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, трудолюбие, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, ус­тановка на победу, уверенность в себе, решительность, импульсивность, смелость, энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, любознательность, позитивная уста­новка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверен­ность в себе, доверчивость, нервозность, резкие колеба­ния настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, новые друзья, имитация поведе­ния других людей, тенденция к просту­дам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доб­рожелательность, забота о другом, щедрость, способность к со­переживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешитель­ность, болтливость, способность убеждать других, сентиментальность, склон­ность к общественной работе, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, ве­ликолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтатель­ность, устремленность в будущее, позитивная установка ко все­му новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, по ведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумаж­ной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в фи­нансовых вопросах.

Д. Роттер считал, что люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа характера:

экстернал — человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действий других людей и т. п.;

интернал — человек интерпретирует значимые со­бытия как результат собственных усилий. Интерналы счи­тают, что большинство важных событий их жизни было ре­зультатом их собственных действий, и чувствуют свою соб­ственную ответственность за эти события и за то, как скла­дывается их жизнь в целом.

Классификации черт характера:

- по психическим процессам (эмоциональные, волевые, моральные, интеллектуальные);

- по направленности личности (отношение к окружающему миру, к делу, к людям).

Вариативность черт характера проявляется не столько в их качественном многообразии, сколько в количественной выраженности. Когда она достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера, означающая чрезмерную выраженность его отдельных черт или их сочетания. Считается, что это крайний вариант нормы поведения.

В современной психологии для систематизации акцентуированных черт характера в большинстве случаев используется подход, разработанный К.Леонгардом, который выделил следующие тринадцать видов:

• циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом протекания;

• гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией не доводить начатое дело до конца;

• лабильный – резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

• астенический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;

• сензитивный – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

• психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям;

• шизоидный – отгороженность от внешнего мира, замкнутость, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания;

• эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде ярости и гнева;

• застревающий – повышенная подозрительность и обидчивость, стремление к доминированию, неприятие мнения других, конфликтность;

• демонстративный – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, лживость, притворство, «бегство в болезнь» при неудовлетворении потребности в признании;

• дистимный – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

• неустойчивый – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, поиск новых впечатлений и компаний, поверхностный характер общения;

• конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от других людей, недостаток критичности и инициативы.

Способности

Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.

Виды способностей:

Природные (психомоторика, восприятие, память, внимание)

Социальные (общие и специальные)

Специальные - применяемые в конкретной деятельности.

Общие - используемые во всех сферах деятельности человека.

Уровни способностей:

Задатки - это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.

Склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности.

Одаренность - способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;

Талант - способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;

Гениальность - способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. В чем отличие категорий «личность» и «индивид»? Когда человек становится личностью?
  2. Какое место занимает направленность личности в структуре личности?
  3. Охарактеризуйте понятие «Я-концепция».
  4. Раскройте иерархию потребностей человека.
  5. Охарактеризуйте эмоциональные состояния человека.
  6. Опишите волевой акт.
  7. Какие основания положены в теорию темперамента?
  8. Приведите примеры типологии характера.
  9. Чем склонности отличаются от задатков?

ТЕМА 2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

План лекции.

1. Деятельность и ее компоненты.

2. Структура деятельности и навыки.

3. Виды деятельности.

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

Живая материя отличается от неживой подвижностью и актив­ностью. Существуют различные формы активности. Чем развитее живое существо, тем разнообразнее и богаче формы его активности.

Активность человека содержит особую форму, отличающую его от животного мира, называемую деятельностью.

Деятельность -специфический вид активности человека, нап­равленный на познание и творческое преобразование окружающего ми­ра, включая самого себя и условия своего существования.

Таблица 12

Наши рекомендации