Этапы и формы контроля уровня знаний обучающихся
Этапы контроля | Формы контроля | Основные функции | Обязательность этапа |
1. Пропедевтический контроль | - Тестовый вопросник с ответами множественного выбора - свободный устный опрос | 1. стимулирующая 2. ориентирующая | Обязателен, кроме первоначальной психологической подготовки |
2. Тематический контроль | - выполнение практических заданий - письменный опрос - самостоятельная работа (при дополнительных занятиях) | 1. ориентирующая 2. стимулирующая 3. аттестационая | Желателен |
3. Итоговый контроль | - Тестовый вопросник с ответами множественного выбора - итоговое занятие - зачет или экзамен | 1. аттестационная 2. ориентирующая 3. стимулирующая | Обязателен |
4. Резидуальный контроль | - Тестовый вопросник с ответами множественного выбора - свободный опрос | 1. стимулирующая 2. ориентирующая 3. аттестационная | Желателен |
Выделяя основные функции контроля уровня знаний в учебном процессе необходимо обратить внимание на то, что на разных этапах контроля ведущая функция и соотношение функций будет различным. Так, на этапе пропедевтического контроля, ведущей будет функция стимулирующая. Т.е. контроль знаний на этом этапе является необходимым стимулом к изучению учебного материала.
В начале курса преподаватель должен проинформировать обучающихся о системе контроля знаний, критериях оценки, условиях проведения зачета или экзамена и т.д. Критерии, которые озвучивает преподаватель определяют «что» и «как» будут изучать спасатели. Если преподаватель ставит цель не только воспроизведение учебного материала, но приведения примеров, анализа проблемных ситуаций, выстраивания межпредметных связей, то и задачная организация курса должна быть разработана соответствующим образом.
Далее будут рассмотрены, по нашему опыту, наиболее целесообразные компоненты и формы контроля при психологической подготовке спасателей.
Контрольное (итоговое) занятие проводится по окончании курса психологической подготовки во всех группах спасателей. Его методической особенностью является то, что, с одной стороны, оно носит сугубо контрольный характер и направлено на проверку индивидуальных знаний по пройденным темам за период обучения, а, с другой призвано подытожить достигнутый уровень психологической подготовки спасателей.
Целями контрольного (итогового) занятия является оценка:
- уровня знаний обучаемых по изученным темам учебного плана;
- применения полученных знаний в практической деятельности.
Формы и методы проведения контрольных (итоговых) занятий должны учитывать особенности различных категорий спасателей.
Основные формы проведения контрольного (итогового) занятия:
1. Индивидуальные собеседования либо по вопросам, либо по билетам.
2. Групповая контрольная беседа. В случае неполного или неправильного доклада одного из отвечающих, другие спасатели могут дополнить или исправить его. При анализе их устных ответов важно обращать внимание на знание основных положений проблемы, умение мыслить и обобщать разрозненные факты, умение находить правильные решения в нестандартных ситуациях.
3. Подготовка к экзамену.
Необходимо поощрять подготовку спасателями всех категорий различных наглядных пособий к итоговым занятиям в виде рисунков, схем, плакатов, таблиц, графиков, слайд-программ и т.д.
При подготовке к итоговому занятию преподавателю целесообразно проанализировать текущую подготовленность каждого участника группы, его активность с тем, чтобы быть готовым дать им краткие рекомендации по дальнейшей работе.
При подготовке и проведении аттестации (экзамена, зачета).
При подготовке к проведению аттестации (экзамена, зачета)преподаватель должен:
- своевременно довести вопросы группе (не позднее, чем за 5 дней до аттестации (экзамена, зачета);
- организовать подготовку группы к аттестации (экзамена, зачета);
- своевременно оповестить обучающихся о времени, месте и порядке проведения аттестации (экзамена, зачета);
- провести групповую консультацию;
При проведении аттестации (экзамена, зачета):
- при ответах добиваться полного раскрытия содержания вопросов;
- оценить ответы всех обучающихся;
- провести разбор экзамена: дать общую оценку (уровень подготовленности спасателей, активность, степень усвоения программы). Проанализировать ответы, соблюдая объективность и корректность. Кратко ответить на вопросы, не получившие глубокого раскрытия. Довести выставленные оценки.