Интерактивный метод обучения

Термин «интерактивный» используется для описания приемов, методов и технологий, тем или иным путем связанных с взаимодействием. Основная интерактивного метода обучения - это активизация познавательной деятельности самого обучаемого, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретенные в процессе деятельности знания, навыки и умения. К основным методам интерактивного обучения относятся: метод «мозговой атаки», метод «круглого стола», метод эвристической «сократовской» беседы, дискуссия, метод инцидента, метод деловой, ролевой игры, социально-психологический тренинг и т.д.

Метод «мозговой атаки»

Само название метода родилось в системе управления, а также в сфере научных исследований. Смысл его заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих нужных и ненужных ассоциаций. Наиболее интересные идеи и даже реплики отбираются для дальнейшего углубленного обсуждения. «Золотое» правило «мозговой атаки» – ничего не подвергать критике, сомнению. Такая свобода позволяет вести себя раскованно, не стесняться «глупых» мыслей, не бояться ставить себя в неловкое положение. В такой обстановке происходит действительно интенсивное «брожение умов», рождаются самые невероятные, поистине сумасшедшие идеи. Выдвигая различные мысли, участники мозговой атаки выдвигают немало известных прогрессивных подходов, приемов, а также неэффективных методов и сами убеждаются в их несостоятельности. Активная мыслительная деятельность заставляет группу находить правильные решения и подходы.

Метод круглого стола

Данный метод был заимствован из области политики и науки. «Круглые столы» организуются обычно для обсуждения какой-либо проблемы представителями различных направлений, политических течений.

В обучении метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их специалистами разного профиля или разных точек зрения. Результатом подобного обучения, как правило, становится осознание необходимости разностороннего, разноаспектного рассмотрения теоретической проблемы на ее практическое воплощение в жизнь.

Метод эвристической «сократовской» беседы.

Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения. Метод в его древнегреческом варианте представлял собой систему обучения основанную на так называемых сократовских беседах. В них путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждали ученика прийти к самостоятельному правильному ответу на поставленный вопрос.

В данном контексте речь идет о методе обучения, отличном от сократовского, но безусловно схожем с ним по одной существенной своей характеристике – получение ответов от обучающегося, посик которых способствует активации мышления. По своей природе эвристическая беседа — это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. Специалисты относят этот метод обучения и к проблемно-поисковой беседе. Обучающиеся, как правило, принимают активное участие в обсуждении вопроса, высказывают свою точку зрения смело и аргументировано, умеют критически оценить мнение других. Эвристическая беседа иногда «выходит из своих берегов» и перерастает в дискуссию.

Дискуссия

Дискуссия представляет собой свободное обсуждение вопросов темы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа. То, что она постепенно переходит в дискуссию, — нормальный ход занятия.

Дискуссия — это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же в ходе разговора. Так называемый обмен мнениями идет не плавно и размеренно, как в обычной беседе, а в споре, в столкновении одного мнения с другим и поэтому в несколько неровном темпе. Особенность дискуссии в том, что мнения дискутирующих – это порождение мыслительной активности спорящих.

Именно столкновение мнений, дискуссия порождает мышление, которое ведет к рождению неординарных мыслей. Давно доказано, что спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, приводит к проработке учебного материала.

К понятию дискуссии часто относят метод фокус-групп, проведение которого абсолютно идентично дискуссии, но сосредоточено на решении конкретных проблем.

Метод инцидента.

Данный метод интересен тем, что направленный на преодоление возрастной и личностной инерционности, выработку адекватных способов поведения в напряженных ситуациях. Ситуации могут моделироваться любые: дефицит рабочего времени, дефицит информации, неблагоприятные условия и многие другие.

Участникам предлагается ознакомиться с экстремальным случаем и в течение довольно короткого времени 10–15 минут сформулировать проблему и принять правильное решение.

В качестве примера можно привести фрагмент занятия по организации экстренной помощи пострадавшим для спасателей международного класса. Спасателям показывается видеофрагмент и описание ЧС. До начала просмотра спасателям дается задание выявить и в дальнейшем назвать ОСР у пострадавших и описать динамику их состояния. После просмотра спасатели называют ОСР, описывают динамику состояния и разделившись на несколько групп в течение 5-10 минут составляют план организации помощи пострадавшим, в том числе психологической. По окончании работы каждая подгруппа представляет свой план, который обсуждается группой. В заключении составляется оптимальный план действий группы спасателей.

Метод деловой игры.

Суть метода деловой игры заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить специалистов (сценарий ситуации и распределение ролей тщательно заранее планируется). Деловая игра является очень эффективным методом, потому что ставит участников в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица, заставляет его мыслить предметно, с явно осознаваемой целью достичь реально ощутимого результата.

Во время деловых игр происходит активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся, эффективное развитие навыков самообучения, практика навыков межличностного общения и принятия коллективных решений.

Сензитивный метод.

Одним из самых сравнительно новых методов интерактивного обучения является тренинг (сензитивный метод). Сравнительно недавно тренинг стал применяться в учебных группах для моделирования ситуаций межличностного взаимодействия в процессе деятельности. Различные ситуации, возникающие в группах сензитивного метода, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности за исход действия здесь особое, так как успешность действия каждого — это залог успеха деятельности всей группы. В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры. Однако метод группового тренинга посвящен закономерностям внутригрупповых и межгрупповых отношений.

Интерактивный метод обучения позволяет создать атмосферу на занятии, в которой взаимоотношения между преподавателем и обучающимися придают занятиям активный познавательный характер. Использование этого метода в рамках психологической подготовки спасателей показало свою высокую эффективность. В качестве примера можно привести деловую игру по курсу психологической подготовки спасателей международного класса «Организация психологической помощи пострадавшим в результате обрушения кровли торгового центра».

Дополнительные приемы привлечения и поддержания внимания на учебных занятиях по психологической подготовке.

Как уже отмечалось выше, одной из проблем методики преподавания психологии является разрыв между открытыми в психологии закономерностями протекания психических процессов и применении этих закономерностей в преподавании. Формальное применение активных методов обучения не может значительно повысить эффективность обучения. При планировании и проведении занятий необходимо использовать знания о закономерностях протекания психических процессов: внимания, памяти, мышления. Прежде всего, необходимо отметить следующие закономерности:

1. При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец (“эффект края”).

2. Запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней.

3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Но, повторение не должно быть механическим, а должно быть оформлено в качестве логической обработки материала.

4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию.

5. Эффект реминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.

6. Связь излагаемого материала с практикой, жизнью и задачами поисково-спасательных формирований МЧС России. Это означает, во-первых, что все знания и умения, полученные спасателем на занятиях должны служить ключом к пониманию реальной жизни и профессиональной деятельности. Во-вторых, умение с помощью анализа фактов, явлений и событий объяснить сущность самой теории, на основе понимания реальной практики приходить к верным теоретическим выводам.

Эффективным приемом является использование примеров из профессиональной деятельности спасателей. При подборе примеров надо исходить из следующих требований к ним:

- они должны быть достоверными;

- пример должен быть типичным, т.е. отражать не случайное, а существенное, закономерное в процессах и явлениях, характеризовать не единичное, а общее, повторяющееся;

- примеры должны быть яркими и доступными. Они должны быть понятны слушателям и быть настолько выразительными, чтобы воздействовать на чувства слушателей даже помимо их воли;

- связь с жизнью возрастает, если в ходе его проведения занятий практикуется обращение к фактам из жизни и профессиональной деятельности спасателей.

- показ сложности, противоречивости тенденций развития оказания психологической помощи пострадавшим в ЧС и психологического сопровождения специалистов МЧС России.

- использование результатов социологических исследований, других статистических данных.

7. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.

8. Память человека всегда связана с его личностью, поэтому при наличии симптомов ПТСР или профессионального выгорания у спасателей могут наблюдаться искажения восприятия и запоминания по таким темам как ПТСР, психология горя, профессиональное выгорание и т.д.

9. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию": при потере память первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот: сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания. А затем более сложные и недавние.

10. Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

11. Эффект Раншбурга - частный случай интерференции, исследованный венгерским психологом П. Раншбургом. Характеризуется затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого материала. Эффект Раншбурга часто демонстрируется обучаемыми при ответах на вопрос о динамике психического состояния человека при внезапно возникшей витальной угрозе (по М.М. Решетникову), в ситуации ожидания информации о судьбе родных и близких, фазах проживания горя.

12. Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) - явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности и заключающийся в том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Эффект незавершенного действия зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д. Однако эффект Зейгарник наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминаются завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации — прерванные задания. При адекватной самооценке эффект Зейгарник соблюдается, а при повышенной или пониженной самооценке - нет.

Коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов:

- вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если обучающийся, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;

- эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана преподавателя;

- проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если обучающийся всерьез настроился на выполнение задания, которое станет незавершенным.

14. Эффект Лисснер заключается в падении интереса к предыдущей незавершенной задаче после того, как обучаемый поработал над более трудной и интересной задачей. Возможность проявления эффекта Лисснер необходимо учитывать при планировании использования эффекта Зейгарник.

15. Автономизация мотива - превращение средства реализации первоначального мотива в самостоятельный мотив. Впервые этот механизм описал Гордон Виллард Оллпорт в 1937 году. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: врачу клинической больницы предложили работать в ВЦМК «Защита». Отработав на локальной ЧС, врач перешел на работу в поисково-спасательный отряд.

Следует учитывать, что механизм автономизации мотива не действует в случае простой задачи и простого навыка; менее эффективен в отношении людей с ориентацией на цель; тем более эффективен, чем больше творчества допускает задача и чем менее предсказуем результат деятельности.

16. Необходимо учитывать, что возможность устойчивого восприятия человеком зрительной и слуховой информации без рассеивания внимания не превышает трех минут. Поэтому, в выступлении важны яркие примеры, факты и т.п.

17. Уровень внимания обучающихся в течение занятия изменяется. Кризисы внимания возникают каждые 20-30 минут. Новизна получаемой информации, ее связь с ранее изучавшимися проблемами и доступность для понимания, приковывает внимание аудитории к поставленному вопросу, выдвинутому тезису. Причем, здесь имеется в виду не только поиск новых положений и фактов, раскрывающих содержание темы, но и обоснование новых подходов, сопоставлений, позволяющих на известные вещи, явления взглянуть под иным углом зрения.

Нельзя не учитывать и того, что интерес группы в ходе занятия колеблется не только в зависимости от времени но и от содержания. Поэтому не следует забывать о возможности переключения внимания слушателей с одного предмета на другой. С этой целью полезно использовать технические средства обучения, наглядные пособия и т.д.

Приемы, позволяющие поддерживать внимание аудитории, достаточно разнообразны и хорошо известны, однако мы считаем важным перечислить некоторые из них:

- использование неожиданной и неизвестной обучающимся информации и фактов;

- оригинальное, неизвестное ранее обучающимся объяснение уже известных фактов;

- показ идей и фактов в их противоречии;

- полемика не только обостряет восприятие, повышает внимание и интерес, пробуждает умственную самостоятельность и активность слушателей, включает их в процесс сознательного выбора между различными мнениями, но и порождает душевный подъем, обостряет симпатии в пользу того или иного мнения, предрасположенность к высказавшему их человеку и антипатию к его оппонентам, помогает формированию определенных настроений;

- высказывание преподавателем своего отношения к рассматриваемой проблеме. Преподавателю важно внести элемент не формальности, рассказывая о собственных заблуждениях, сомнениях, ошибках. Показать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к проблеме. Это один из приемов, который позволит преодолеть сдержанность и предвзятость спасателей;

- стройность и логическая последовательность изложения, аргументированность и доказательство выводов. Аргументация предполагает применение ясных, убедительных доводов, примеров, фактов в подтверждение достоверности выдвинутого положения. Стереотипные утверждения, необоснованные заявления притупляют внимание и снижают интерес к разговору;

- эмоциональная насыщенность занятия, увлеченность самого преподавателя излагаемым материалом. Чтобы заинтересовать аудиторию, преподаватель должен быть искренним в своих чувствах. Немалую роль играет экспрессивность преподавателя, то есть образное проявление его личного отношения к тому, о чем он говорит. Экспрессивность выражается в мимике, жестах, интонации, акцентах и т.п. Следует учитывать, что интерес заразителен. Обучающиеся почти наверняка будут им охвачены, если сам преподаватель им проникнется;

- провокация - на короткое время вызвать у аудитории реакцию несогласия с излагаемым материалом, используя этот период для подготовки обучающихся к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения позиции;

- гипербола - применение преувеличения, чтобы заострить внимание аудитории. Однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

- прогнозирование - основываясь на реальных фактах, делать прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.

- сопереживание - увлеченно описывать события, не упуская подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя обучающихся сопереживать;

- для усиления эмоциональной реакции аудитории нужно ставить слушателей в положение героев повествования. Ведь переживая, страдая и негодуя за себя, слушатели чувствуют сильнее, чем при восприятии информации о чужих переживаниях. Для этого используется выражения типа: “Представьте себе...”, “Поставьте себя на место...” и т.д.

- драматизация - наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изобразить события, заставляя слушателей отождествлять себя с действующими лицами рассказа.

- юмор - уместно использовать шутки, забавными историями, относящимися к теме занятия. Хорошая шутка, острое слово, меткая ирония или сатира дают возможность не только лучше изложить мысль и передать свое отношение к ней, но и заразить этим отношением слушателей, вызвать у них нужный эмоциональный настрой на занятии;

Психологическая настроенность группы на занятии. Эмоциональное состояние существенно влияет на отношение людей к тому или иному виду деятельности. Оно может либо стимулировать ее, либо оказывать на слушателей сдерживающее влияние. Хорошее настроение всегда вызывает у слушателей желание глубже разобраться в существе рассматриваемой проблемы.

В ходе занятия преподавателю требуется постоянно следить за своей речью. Восприятие слушателями монолога преподавателя вызывает ряд трудностей. Так, если в предложении, воспринимаемом на слух больше 13 слов, больше половины взрослых людей не в состоянии его запомнить. Если в течение 6 секунд произносятся слова без пауз, слушатели теряют смысл фразы. Одна треть взрослых забывает начало фразы, когда произносится одиннадцатое слово.

Речь преподавателя должна быть правильной в литературном отношении, понятной и образной. Неправильное словоупотребление, неверно сделанное ударение, другие ошибки вызывают нередко негативное отношение аудитории к преподавателю и снижают интерес к тому, о чем руководитель говорит.

Овладеть интересом слушателей и удержать его - это очень деликатная задача, связанная с практическим опытом и уровнем профессиональной подготовки преподавателя. Безусловно, механическое применение активных методов обучения и приемов поддержания внимания не может значительно повысить эффективность проводимых занятий, необходима постоянная работа над собой, анализ и учет итогов каждого проведенного курса, обмен опытом с коллегами.

Наши рекомендации