Воспитание через средства массовой информации и культуры

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со шко­лой и домом. Однако ими воспитательные воздействия не ограничиваются. Все большее влияние на развитие личности с под­росткового возраста начинают оказывать средства массовой ин­формации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи. Тем не менее и здесь имеются определенные возможности для целенаправленного регулирования воспита­тельных воздействий. Они связаны с оказанием помощи в вы­боре сообщений средств массовой информации, содержания радио- и телепередач, в их комментировании.

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для взрослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. Если данным процессом не управлять, то с учетом эпизодично­сти, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журналов для взрослых их воспитательное воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не формиру­ется избирательность чтений, без которой трудно ориентиро­ваться в огромном потоке информации, поступающей из мно­жества издаваемых в настоящее время газет и журналов.

Когда мы говорим о необходимости управления массовой информацией, поступающей к детям среднего и старшего школь­ного возраста, речь не идет об искусственном ограничении об­ращения ребенка к современным источникам массовой инфор­мации и культуры. Скорее имеется в виду необходимость фор­мирования у детей определенного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстетическую. Окружающие ребенка взрос­лые, родители, другие члены семьи в этом отношении могут оказать ему неоценимую помощь. Каждый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет возможность порекомен­довать что-то прочесть или посмотреть подростку или юноше, прокомментировать полученные ими сведения.

Желательно, чтобы информирование о социальных, полити­ческих, экономических и культурных событиях в семье и школе стало регулярным и взаимным. Этим систематически должны за­ниматься не только учителя и родители, но и сами дети. Тогда у них выработается потребность в обращении к средствам массо­вой информации и культуры, установка на понимание, знание, запоминание прочитанного или увиденного и услышанного, хо­роший вкус и избирательность в восприятии информации. Реко­мендуя что-либо детям, родители и учителя постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий эффект обращения к сред­ствам массовой информации, ее воспитательное значение.

Молодежная мода, массовая культура также оказывают большое воспитательное воздействие на детей, причем иногда в силу рас­пространенности подобных явлений среди юношей и подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьезно, устойчиво и глубоко. На самом деле это не так. Многие увлечения подобного рода временны и поверхност­ны, с возрастом проходят. Тревогу должны вызывать не сами эти увлечения, а их долговременные последствия, связанные, напри­мер, с длительным отвлечением внимания подростков и юношей от других, более серьезных источников личностного развития.

Временность и проходимость увлечений модой и массовой культурой не означает, что они вообще не оказывают никакого влияния на личность подростка или юноши. Такое влияние, несомненно, есть, но оно опосредствовано общением со свер­стниками, которые имеют такие же увлечения и становятся на определенное время объектами личностного и поведенческого подражания для общающихся с ними детей. Известно, напри­мер, что следование одной и той же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям массовой культуры являются для окружающих людей сигналом того, что их носители и пропа­гандисты выступают как люди определенных взглядов. Это ори­ентирует подростков и юношей в выборе круга друзей, прияте­лей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и юношей нередко выступают признаком того, что их сверстников волну­ют те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении, а оно в свою очередь, будучи замкнутым на определенном круге лю­дей, направляет воспитание.

Наши рекомендации