Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми

Отличительная особенность детей подросткового и раннего юношеского возраста, о которой уже не раз говорилось на стра­ницах учебника, это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социально-психологическая изолиро­ванность от взрослых, сопровождающаяся образованием неболь­ших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособлен­ной жизнью. Как можно эту естественную тягу подростков и юно­шей к межличностному одновозрастному общению употребить с максимальной пользой для их воспитания? Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить три вещи: каковы по­требности детей, побуждающие их к общению друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые с помо­щью такого общения можно решить; каковы возможности групп подростков и юношей в решении этих задач.

Замкнутые возрастные группировки, психологически изоли­рованные от взрослых, подростки и юноши образуют потому, что их очень волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверст­ников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется, кроме того, много специфических интересов, удовлетво­рить которые они в состоянии в основном только в непосредст­венном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться неинтересными и не заслуживающими внима­ния. Среди этих вопросов и интересов немало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей дан­ного возраста. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и под­чиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Обще­ние в этом возрасте является важнейшей школой самовоспита­ния, которому подростки и юноши уделяют большое внимание.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно образующиеся группировки детей были на виду у взрослых людей, однако не для того, чтобы вмеши­ваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психоло­гически умело руководить ими, усиливая их положительное воспитательное влияние на детей. Такие группы, в частности, можно использовать для организации школьного ученического самоуправления, для решения тех воспитательных задач, о ко­торых говорилось в начале этой главы.

Взрослые, время от времени включающиеся в общение под­ростков и юношей, могут принести им ощутимую пользу. Дети данного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать, более того — не стремиться и не искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.

Особенно благоприятные возможности для межвозрастного об­щения детей и взрослых создает их совместный труд. Участие в труде вместе со взрослыми формирует у подростка чувство ответ­ственности. Для ускоренного развития этого чувства у подрост­ков их необходимо включать в совместный труд со взрослыми людьми на правах помощников, обладающих своей системой прав и обязанностей. Доверие взрослого весьма импонирует подрост­ку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым. Подросток обычно очень старается оправдать оказанное ему доверие. Если младшие подростки бывают полно­стью удовлетворены ролью помощника взрослого, то старшим подросткам особенно приятно, когда они находятся со взросльм на равных правах и при необходимости могут полностью его за­менить, т.е. выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно.

В целом подростки положительно относятся к руководству их деятельностью со стороны взрослых, если это руководство осно­вано на равноправном, уважительном отношении или на разум­ной опеке. Деспотическое управление со стороны взрослого, ба­зирующееся на произволе и желании взрослого показать свою власть, дети отвергают. Такие действия со стороны взрослого не­редко вызывают у них решительный протест, а если этот протест не имеет положительного результата, то и состояние депрессии.

Такая же картина, но с более выраженными отрицательны­ми симптомами, нередко наблюдается в семьях, где родители ведут себя подобным образом в отношении своих детей. Уста­новлено, например, что дети слишком авторитарных родите­лей редко в жизни полагаются только на свои собственные силы, неспособны действовать и мыслить самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизнь свои далеко идущие замыслы, брать на себя ответственность и зачастую сами этого не жела­ют. Они менее уверены в себе, менее любознательны и менее зрелы в социально-нравственном отношении, как правило, ху­же справляются с проблемами интеллектуального характера.

Наши рекомендации