Стадия. Доведение содержания нормативно-правового акта до исполнителей и заинтересованных лиц, в отдельных случаях через специализированные печатные средства массовой информации

Копии подзаконных актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Ведомство, разработавшее данный нормативно-правовой акт, в свою очередь, доводит до сведения всех заинтересованных подразделений и служб текст нормативно-правового акта путем его официальной рассылки.

Вместе с тем нужно отметить, что подзаконные нормативные акты не всех ведомств и органов имеют строго прописанную регламентацию принятия.

Говоря о содержательной стороне правотворчества необходимо отметить, что одним из важнейших способов достижения его задач, повышения результативности и эффективности является соблюдение определенных принципов.

Принципы правотворчества - это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность.

Следование правотворческим принципам позволяет наиболее полно воплотить волю и интересы граждан, политику государства в тех или иных формах права. К числу основных можно отнести следующие принципы правотворчества: демократизм, законность, научность, профессионализм, гласность и системность.

Демократизм правотворчества означает непосредственное волеизъявление граждан в нормативно-правовых актах, принятых в процессе референдума и выражение в иных нормативно-правовых актах интересов населения страны. Граждане, участвуя в общенациональных, региональных и местных референдумах, непосредственно принимает решение о судьбе тех или иных законопроектов. Такое широкое участие населения в правотворчестве обеспечивает максимальный учет общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения. Общеизвестным является тот факт, что, действующая Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума.

Помимо этого демократизм правотворчества предполагает активное участие граждан в деятельности по созданию законов. Граждане участвуют в процессе правотворчества при общественном обсуждении законопроектов по наиболее важным и сложным вопросам жизни государства и общества. Население через печать, общественные организации, путем обращения к депутатам законодательных органов проявляет инициативу, вносит предложения, направленные на создание новых, изменение или отмену действующих нормативно-правовых актов.

Демократизм правотворчества означает также, что в принимаемых представительными органами власти нормативно-правовых актах, отражается опосредованно воля избирателей, которые выбирают своих представителей в законодательные органы власти и таким образом передоверяют им свое право на принятие основополагающих нормативно-правовых актов.

Законностьправотворчествапредполагает, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и, прежде всего на Конституции. Обсуждаемый проект правового акта в обязательном порядке подвергается проверке, правовой экспертизе на предмет его соответствия конституционным нормам, уже действующим законам и общепризнанным международно-правовым стандартам. В Конституции Российской Федерации записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соблюдение международных стандартов в области гарантии и защиты прав и свобод человека и гражданина являются неотъемлемым элементом правотворческого процесса в Российской Федерации.

Реализация полномочий субъектов правотворчества должна осуществляться строго в рамках их компетенции, определенной действующим законодательством. Важно отметить, что необходимо соблюдение установленной законодательством процедуры правотворческого процесса на всем его протяжении.

Научность и профессионализм правотворчества заключается, прежде всего, в том, что подготовка законопроекта должна осуществляться на основе научного познания объективных закономерностей развития общества с привлечением ученых, специализирующихся в разных областях знаний, а так же в умении применять и использовать методы и достижения современной правовой науки в области правотворчества.

Наука должна оказывать необходимое содействие и влияние в определении наиболее эффективных форм и методов воздействия на урегулирование общественных отношений, моделировании альтернативных проектов нормативно-правовых актов, проведении различных научных экспериментов, обнаружении пробелов в праве и поиске наиболее результативных путей и методов их устранения. Научность правотворчества означает также необходимость планирования законодательной работы.

Профессионализм правотворчества предполагает осуществление депутатами различных уровней своей деятельности на профессиональной, постоянной основе.

Гласность правотворчества предполагает открытость правотворческого процесса для широких масс населения, доступность к информации о нем. Результаты правотворчества – нормативно-правовые акты, их содержание должно быть доведено до граждан государства. Причем это требование касается не только законов, но и подзаконных актов - требуется обязательное официальное опубликование ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющих государственную тайну).

Граждане должны иметь возможность ознакомиться с требованиями, которые предъявляет к ним государство, и знать свои права, содержащиеся в правовых актах государства, принятых в процессе правотворческой деятельности.

Системность правотворчества означает определенный порядок и последовательность принятия правовых актов, в зависимости от степени важности тех или иных регулируемых общественных отношений. Этот принцип предполагает также учет в процессе правотворчества внутренней логики права, и учет параметров, на основе которых формируются и функционируют отрасли права как важнейшие элементы системы права.

Участники правотворческого процесса должны четко определить стратегию планирования нормотворческого процесса с целью сосредоточения усилий на приоритетных направлениях в различных областях деятельности государства и общества, сосредоточиться на главном, первостепенном. Все это помогает избегать дублирования и противоречивости в процессе правотворческой деятельности, несогласованности в действиях различных субъектов правотворчества.

Наши рекомендации