Воспитание через средства массовой информации и культуры

Воспитательные возможности средств массовой информации и различных

видов культуры в подростковом и раннем юношеском возрасте. Выработка у

детей потребности и интереса к чтению периодики, к социальным и

политическим событиям, происходящим в мире и в стране. Необходимость

оказания помощи детям со стороны взрослых в ориентации в средствах

массовой информации, в содержании радио- и телепередач, газет и журналов.

Воспитательная роль молодежной моды и массовой культуры в этом возрасте.

Мода и массовая культура как средства активизации межличностного общения

у подростков и юношей. Преходящий характер влияний моды и массовой

культуры на сознание людей подрастающего поколения.

Самовоспитание подростков и юношей.Начало самовоспитания как

характерная черта старшего подросткового возраста. Непрерывность

самовоспитания. Основные ступени в развитии самовоспитания. Физическое и

волевое самовоспитание. Профессиональное самовоспитание. Самовоспитание

рационального взгляда на жизнь. Значение разных видов самовоспитания для

детей подросткового и раннего юношеского возраста. Психолого-

педагогическая помощь учителей и родителей в самовоспитании подростков.

Поддержка со стороны взрослых стремления подростков к самовоспитанию.

Необходимость самовоспитания в различных видах деятельности. Роль

примера взрослых в самовоспитании. Проблемы и трудности, связанные с

нравственным самовоспитанием в раннем юношеском возрасте. Кажущаяся

несовместимость романтических идеалов и прагматических устремлений

личности способы их согласования в сознании юношей и девушек.

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

К концу младшего школьного возраста дети в своем общении с

окружающими людьми обычно выходят за пределы круга семьи. Если в

дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте ребенок еще практически

полностью находится в окружении семьи и двора, то с наступлением

подросткового возраста ситуация радикально изменяется. Теперь ребенок

большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в

общении со сверстниками и другими взрослыми людьми за пределами места

своего жительства. Да и физически находясь дома, он уже фактически

(психологически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школьных

и других внесемейных делах.

Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается

усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли

самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании.

Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции

школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его

личности, а, учение временно отходит на второй план. Все это естественно и

обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с, окружающими людьми не

ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи и имеет

возможность для самостоятельного выхода в свет.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для

ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например

тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и

предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они

переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают

относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более

вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение,— это уже

чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные.

Уточним, какими личностными качествами должны обладать юноши и

девушки и что они должны уметь делать по окончании средней школы.

Представим и рассмотрим эти качества, исключая способности, о которых уже

много говорилось.

Первая и основная группа качеств — это те, которые связаны с

самообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, оставляющие школу,

должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на

учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость,

самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление

пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и

деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми

сравнительно легко справится социально адаптированный взрослый человек.

Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической,

экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека

по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система

социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к

самому себе. Современные молодые люди должны знать право в таком объеме,

чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать в этом плане

другим. Им должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы

можно было заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью,

начать какое-либо дело, из которого можно извлечь материальную выгоду.

Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе

личности и ее культуре, и хотя называется нами последней по порядку, но по

своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей

в целом уровень зрелости личности. К окончанию школы у молодых людей

должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции

поведения действовать определенные социальные нормы. В целом же уровень

морального развития, если его оценивать с позиций уже знакомых нам теорий,

должен в этом возрасте соответствовать уровню конвенциональной или даже

постконвенциональной морали по Л. Колбергу.

Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы

обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане

приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и

старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека,

около 6—7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач,

стоящих в это время, онкажется не таким уж большим.

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и

раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо

начиная со средник классов школы изменять соотношение учебных и

воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач.

Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение

— и это нормально, то в средних классах школы и далее время, отводимое на

учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.

Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых

должно происходить за счет увеличения времени, отводимого на личностное

развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших

классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание,

понимаемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс

психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по

уровню своего социально-психологического развития на 4—5 лет отстают от

своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира. Напротив,

если в средних и старших классах школы отдается приоритет воспитанию, т. е.

ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми

темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит

потому, что сформировавшиеся личностные качества, в частности те, которые

перечислены в начале этого раздела главы, становятся мощным стимулом для

дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности.

Важным средством воспитания, связанным с формированием многих

полезных личностных качеств, является самообслуживание. Для того чтобы оно

приобрело подлинное воспитательное значение, необходимо, чтобы

самообслуживание было достаточно полным, т. е. чтобы дети действительно

самостоятельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных знаний

в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее

время будут это сделать. Следовательно, в программу школьного обучения

начиная с пятых-шестых классов необходимо постепенно вводить

соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные

учащимися, в их внутришкольных и внешкольных делах.

Основы нравственности и культуры, соответствующие качества личности

формируются на занятиях по гуманитарным предметам, также закрепляются в

практических, в частности благотворительных, делах. Школьники средних и

старших классов в той или иной форме должны заниматься

благотворительностью, а школа — включать эти дела в основную программу

воспитательной работы.

ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Отличительная особенность детей подросткового и раннего юношеского

возраста, о которой уже не раз говорилось на страницах учебника, это их тяга к

общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социально-

психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся

образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной,

обособленной жизнью. Как можно эту естественную тягу подростков и юношей

к межличностному одновозрастному общению употребить с максимальной

пользой для их воспитания? Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо

выяснить три вещи: каковы потребности детей, побуждающие их к общению

друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые

с помощью такого общения можно решить; каковы возможности групп

подростков и юношей в решении этих задач.

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от

взрослых, подростки и юноши образуют потому, что их очень волнуют

вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто.

У детей этого возраста имеется, кроме того, много специфических интересов,

удовлетворить которые они в состоянии в основном только в непосредственном

общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться

неинтересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и

интересов немало таких, которые имеют большое значение для личностного

развития детей данного возраста. Через общение, организуемое со

сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности,

нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах

друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые

формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются

руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.

Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания,

которому подростки и юноши уделяют большое внимание.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально

реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше

взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных

делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно образующиеся

группировки детей были на виду у взрослых людей, однако не для того, чтобы

вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически

умело руководить ими, усиливая их положительное воспитательное влияние на

детей. Такие группы, в частности, можно использовать для организации

школьного ученического самоуправления, для решения тех воспитательных

задач, о которых говорилось в начале этой главы.

Взрослые, время от времени включающиеся в общение подростков и

юношей, могут принести им ощутимую пользу. Дети данного возраста на

самом деле очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не

осознавать, более того— не стремиться и не искать такой помощи. Дети часто

не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и

которые они между собой активно обсуждают.

Особенно благоприятные возможности для межвозрастного общения

детей и взрослых создает их совместный труд. Участие в труде вместе со

взрослыми формирует у подростка чувство ответственности. Для ускоренного

развития этого чувства у подростков их необходимо включать в совместный

труд со взрослыми людьми на правах помощников, обладающих своей

системой прав и обязанностей. Доверие взрослого весьма импонирует

подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и

казаться взрослым. Подросток обычно очень старается оправдать оказанное ему

доверие. Если младшие подростки бывают полностью удовлетворены ролью

помощника взрослого, то старшим подросткам особенно приятно, когда они

находятся со взрослым на равных правах и при необходимости могут

полностью его заменить, т. е. выполнить какую-либо работу вполне

самостоятельно.

В целом подростки положительно относятся к руководству их

деятельностью со стороны взрослых, если это руководство основано на

равноправном, уважительном отношении или на разумной опеке.

Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующееся на произволе и

желании взрослого показать свою власть, дети отвергают. Такие действия со

стороны взрослого нередко вызывают у них решительный протест, а если этот

протест не имеет положительного результата, то и состояние депрессии.

Такая же картина, но с более выраженными отрицательными

симптомами, нередко наблюдается в семьях, где родители ведут себя подобным

образом в отношении своих детей. Установлено, например, что дети слишком

авторитарных родителей редко в жизни полагаются только на свои

собственные силы, неспособны действовать и мыслить самостоятельно,

лишены возможности воплотить в жизнь свои далеко идущие замыслы, брать

на себя ответственность и зачастую сами этого не желают. Они менее уверены

в себе, менее любознательны и менее зрелы в социально-нравственном

отношении, как правило, хуже справляются с проблемами интеллектуального

характера.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И

КУЛЬТУРЫ

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со школой и домом.

Однако ими воспитательные воздействия не ограничиваются. Все большее

влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать

средства массовой информации и культуры, пропагандируемые, ими цели и

ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на

подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи.

Тем не менее и здесь имеются определенные возможности для

целенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Они связаны с

оказанием помощи в выборе сообщений средств массовой информации,

содержания радио- и телепередач, в их комментировании.

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для взрослых,

дети обычно начинают с подросткового возраста. Если данным процессом не

управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности

интересов детей к чтению газет и журналов для взрослых их воспитательное

воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не

формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в

огромном потоке информации, поступающей из множества издаваемых в

настоящее время газет и журналов.

Когда мы говорим о необходимости управления массовой информацией,

поступающей к детям среднего и старшего школьного возраста, речь не идет об

искусственном ограничении обращения ребенка к современным источникам

массовой информации и культуры. Скорее имеется, в виду необходимость

формирования у детей определенного вкуса, социальной позиции и культуры,

включая эстетическую. Окружающие ребенка взрослые, родители, другие

члены семьи в этом отношении могут оказать ему неоценимую помощь.

Каждый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет возможность

порекомендовать что-то прочесть или посмотреть подростку или юноше,

прокомментировать полученные ими сведения.

Желательно, чтобы информирование о социальных, политических,

экономических и культурных событиях в семье и школе стало регулярным и

взаимным. Этим систематически должны заниматься не только учителя и

родители, но и сами дети. Тогда у них выработается потребность в обращении к

средствам массовой информации и культуры, установка на понимание, знание,

запоминание прочитанного или увиденного и услышанного, хороший вкус и

избирательность в восприятии информации. Рекомендуя что-либо детям,

родители и учителя постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий

эффект обращения к средствам массовой информации, ее воспитательное

значение.

Молодежная мода, массовая культура также оказывают большое

воспитательное воздействие на детей, причём иногда в силу

распространенности подобных явлений среди юношей и подростков создается

впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьезно,

устойчиво и глубоко. На самом деле это не так. Многие увлечения подобного

рода временны и поверхностны, с возрастом проходят. Тревогу должны

вызывать не сами эти увлечения, а их долговременные последствия, связанные,

например, с длительным отвлечением внимания подростков и юношей от

других, более серьезных источников личностного развития.

Временность и проходимость увлечений модой и массовой культурой не

означает, что они вообще не оказывают никакого влияния на личность

подростка или юноши. Такое влияние, несомненно, есть, но оно

опосредствовано общением со сверстниками, которые имеют такие же

увлечения и становятся на определенное время объектами личностного и

поведенческого подражания для общающихся с ними детей. Известно,

например, что следование одной и той же моде, проявление интереса к одним и

тем же явлениям массовой культуры являются для окружающих людей

сигналом того, что их носители и пропагандисты выступают как люди

определенных взглядов. Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга

друзей, приятелей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и юношей

нередко выступают признаком того, что их сверстников волнуют те же личные

проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и

избирательность в общении, а оно в свою очередь, будучи замкнутым на

определенном круге людей, направляет воспитание.

САМОВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым

возрастом,— это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс

самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в

той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о

начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт,

что, достигнув возраста 12—13 лет, дети впервые начинают задумываться над

возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и

предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные

усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развития. Если попытаться

охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобразования с

возрастом представляется следующим. Первая ступень — физическое и

волевое самовоспитание, подростковый возраст. Типичной целью в этом

возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а

задача — улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость,

выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., — через

применение специальных средств и упражнений. То же самое касается

физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают

заниматься физической культурой и спортом. Вторая ступень — нравственное

самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Наиболее часто

встречающаяся цель самовоспитания в это время — духовное, моральное

развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности:

порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому

человеку, готовности прийти на помощь и др. Третья ступень —

профессиональное самовоспитание — средний и поздний юношеский возраст,

начало взрослости (от 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать

как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека

целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая

способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной

специальности. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в

этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в

жизни. Четвертая ступень — социально-мировоззренческое самовоспитание,

период жизни после 40—45 лет. Здесь задачей самосовершенствования

становится выработка социальной позиции, мировоззрения, определенного

взгляда на жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая

постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как

высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспитания

человека приходятся на подростковый и ранний юношеский возраст.

Успешность занятий личностным самосовершенствованием в эти годы, его

результаты определяют характер человека как личности.

Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физическом, волевом

и нравственном самосовершенствовании? Ответить на этот вопрос можно

следующим образом. Во-первых, следует поощрять и активно поддерживать

стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его

признаков. Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего помогут,

конечно, занятия физической культурой и спортом. Особенно полезны для

детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные

физические упражнения, многоборье, способствующие разностороннему и

гармоничному физическому развитию организма. В этих же занятиях неплохо

вырабатываются и волевые качества личности.

Систематические занятия физической культурой и спортом не Должны

преследовать цель обязательного установления рекордов. Главное, чтобы они

доставляли ребенку удовольствие, укрепляли его здоровье и улучшали

самочувствие. Особенно полезны они для физически ослабленных детей и

тогда, когда ими вместе с подростками занимаются родители, учителя, другие

взрослые люди. Это, конечно, не исключает возможности впоследствии всерьез

заняться спортом под руководством опытных тренеров, но тогда

воспитательная задача становится иной и выходит за рамки простого

физического или волевого самосовершенствования ребенка.

Занятия физической культурой и спортом для подростковполезны тем,

что являются хорошей школой для выработки необходимых качеств личности.

Это средство, однако, не единственное и не всегда способно обеспечить

всестороннее волевое развитие человека. Определенные качества воли,

выработанные в физических упражнениях, не всегда проявляются в

интеллектуальных и других видах деятельности, не обеспечивают

автоматически волю в нравственной сфере жизни. Существует следующее

правило: волевые качества личности следует в первую очередь вырабатывать в

тех сферах деятельности, к которым они имеют прямое отношение и в которых

будут на практике проявляться.

Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие взрослого в

самовоспитании подростка обычно помогает ему поверить в свои силы,

преодолеть кризисные явления и комплексы, характерные для данного

возраста. Большую роль в самовоспитании подростков и юношей играет

пример взрослого. Дети данного возраста часто подражают именно взрослым и

стараются вырабатывать у себя личностные качества, которые замечают у

значимых и авторитетных взрослых людей, а также детей более старшего

возраста.

Сложная в психолого-педагогическом плане ситуация, связанная с

самовоспитанием, возникает тогда, когда старшие школьники сталкиваются с

проблемой нравственного самосовершенствования. Здесь им приходится

встречаться со множеством противоречий и проблем. Одна из них —

стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям,

навеянное соответствующей литературой и фильмами. В современных

социальных условиях такое стремление часто сталкивается с прагматической

ориентацией, порождаемой экономическими условиями жизни. Если

романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих

притязаниях, в частности материальных, то прагматический, напротив,

порождает стремление к материальному благополучию и роскоши.

Романтическая ориентация предполагает уединение, прагматическая —

активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, второй — борьба.

Перечень антиномий чисто нравственного характера, возникающих при

столкновении романтических идеалов с реальной современной

действительностью, можно было бы продолжить. Главная трудность

осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для

юношей просто отказаться от одной из целей—романтической или

прагматической — в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и

если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юношеского

возраста, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности

романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с

другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от

одного в пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на

уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно,

например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым

человеком и в то же время в нравственном отношении оставаться весьма

порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим

конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно

отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и

зарубежных, деловых людей. В частности, промышленники России конца

прошлого — начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями,

внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно

рекомендовать наряду с чтением литературы романтической. героической и

приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям

деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические

сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь

молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких

произведений привлекательные нравственные и романтические черты и,

наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации