Проблемы психологии возрастного развития

В соответствии с очерченными выше предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить ее ос­новные проблемы*. Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое разви­тие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние ор­ганизма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обоз­начить как проблему органической (организмической) и средовой обус­ловленности психического и поведенческого развития человека.

* Проблемой называется трудноразрешимый в науке вопрос, на который не­возможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ.

С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от орга­низма, так как только анатомо-физиологическое устройство че­ловеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие ге­нетическим путем или в результате серьезного заболевания, ска­зываются на психическом развитии, задерживая его. Пока до­статочно не созреет мозг ребенка, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности.

С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораз­до большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания.

Однако точно сказать, в какой степени психическое разви­тие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключает­ся суть обсуждаемой проблемы.

Вторая проблема касается относительного влияния стихийно­го и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, кото­рое осуществляется без сознательно поставленных целей, опре­деленного содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным об­разом складывающихся отношений с ними, не преследующих, образовательные цели. Организованным называется такое обуче­ние и воспитание, которое целенаправленно осуществляется спе­циальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно ре­ализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.

Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды,но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одной из кон­кретных разновидностей этой проблемы является относитель­ное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей.

Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педа­гогическую проблему. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенка? Входят ли в них только гено-типически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологи­ческие и поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспита­ния? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности, например музы­кальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?

Четвертая проблема касается сравнительного влияния на разви­тие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуаци­онных изменений в психике и поведении ребенка. Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глу­бокие преобразования революционного и эволюционного харак­тера, или также включать в него то, что происходит под воздейст­вием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли измене­ние психики и поведения ребенка можно считать его развитием или только такое, которое является необратимым, т.е. не исчеза­ет без подкрепления и в случае прекращения действия вызвав­ших его факторов? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эво­люционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречают­ся в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, не­глубоки. Это — их недостатки, а достоинства, соответственно, заключаются в необратимости эволюционных, глубине револю­ционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения ребенка. Так что же более влияет на развитие: медлен­ные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.

Пятая проблема заключается в выяснении соотношения ин­теллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. Что его в большей степени определяет: возра­стные изменения личности ребенка или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности ребенка, и наоборот; способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе стороны развития — интеллектуальное и личностное — определяют его в целом?

Вот круг вопросов, с помощью которых можно обозначить контуры обсуждаемой проблемы.

Все перечисленные проблемы и вопросы с той или иной сте­пенью глубины будут далее обсуждаться на страницах этой книги. Но их проблематичность заранее позволяет предсказать, что пол­ностью удовлетворительного и исчерпывающего их решения вряд ли удастся найти в учебнике, так как его не существует и в науке.

Наши рекомендации