Структурные элементы курсовой работы
В курсовую работу входит (схематично структура представлена в приложении 1):
- стандартно оформленный титульный лист – Приложение 2;
- стандартно оформленное содержание – Приложение 3;
- отзыв научного руководителя – Приложение 4;
- введение – до 5% общего объёма текстовой части работы;
- первый раздел текстовой части – изучение теоретических аспектов – до 35% общего объёма работы;
- второй раздел текстовой части – анализ практических аспектов – до 50% общего объёма работы изучаемой темы (на примере конкретного гостиничного предприятия);
- заключение – до 5% общего объёма текстовой части работы;
- список использованной литературы не менее 25 источников;
- приложения.
3.1. Требования к содержанию
Содержание курсовой работы должно иметь логическую последовательность, убедительность и достоверность излагаемого материала, краткость и точность формулировок, целенаправленность, и обоснованность выводов и предложений, направляемых на совершенствование поставленных проблем.
Выводы по каждому разделу излагаются в конце раздела, затем вносятся в заключительную часть курсовой работы. Выводы должны быть основаны на проведенном в работе анализе.
Содержание представляет собой последовательное перечисление наименований разделов (глав), подразделов, а также указаний страниц, на которых размещается начало разделов. В содержание включается список используемых литературы и источников, а также приложения.
Введение
Введение – наиболее важная часть научно-исследовательской работы, так как оно не только раскрывает дальнейшее содержание диплома, но и содержит важные квалификационные характеристики. Содержание введение соответствует определенному, принятому в науке стандарту, и обязательно включает ряд формулировок: проблему исследования; его актуальность, методологическую основу, научную новизну и практическую значимость; объект и предмет исследования; его цель, задачи и гипотезу; используемые методы, этапы исследования, структуру работы.
Но общий текст введения не должен превышать четырех-пяти страниц. Рассмотрим основные элементы введения более подробно.
Актуальность
Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуальности педагогического или психологического исследования могут быть:
· необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
· потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;
· потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
· потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.п..);
· потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Актуальность темы исследования раскрывается в направлениях:
- теоретическом: абзац о масштабе теории вопроса (например, «Существует такая-то проблема, в тоже время в науках о человеке (или психолого-педагогических науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как...»).
- практическом: абзац о положении дел в практике выбранной Вами проблемы (например, «Анализ практики показывает, что педагоги (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а чаще сталкиваются с...»).
Противоречие
После того, как вы кратко и в то же время детально описали актуальность исследования, Вы формулируете противоречие. Под противоречием понимается определенная взаимосвязь между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта. Необходимо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны быть относительно равнозначными, а также относиться и к теории и к практике. (Например, «В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между тем-то и тем-то в теории... и тем-то и тем-то в практике...»).
После того как вы обозначили противоречие или противоречия вам необходимо сделать переход к научному аппарату исследования. (например, «Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешенность этого вопроса обусловило выбор темы нашего исследования «...»).
Проблема курсовой работы
На основе выявленного противоречия формулируется проблема исследования- вопрос, представляющий существенный практический или теоретический интерес, требующий решения. Формулируя проблему, Вам необходимо ответить на вопрос: что в данной области осталось неизученным? Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса, например, «какова взаимосвязь того-то и того-то...?», «при каких условиях формируется...?», «при каких социально-педагогических условиях эффективно...?» «каковы механизмы психологического воздействия на ...» и т.п.
Пример:
Неправильная формулировка:
«Таким образом, можно констатировать противоречие между насущной необходимостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе».
Правильная формулировка:
«Таким образом, можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно...»
Объект курсовой работы
Объект исследования – это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать сами психические явления. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это – эмпирическая база исследования, которую вы опишите в эмпирической главе) или некого процесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (а вот это вполне может стать предметом вашей работы).
Пример:
Неправильные формулировки:
«В качестве объекта нашего исследования выступали воспитанники средней группы детского сада № 12 г. Азнакаево».
«Объектом нашего исследования было влияние рок-музыки уровень интеллектуального развития студенческой молодежи».
Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определяются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. Напомним их отличия. В системе современного научного знания различают несколько
основных типов исследования. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные.
В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскрытие законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладное – на способы применения знания об этих законах на практике.
Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт.
Цель всякого прикладного исследования – непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества.
Предмет курсовой работы
Предмет исследования – сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы.
В качестве предмета психолого-педагогического исследования могут выступить любые аспекты психологической реальности: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.